• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Менеджмент новостной службы в цифровом медиа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Любой журналист начинает знакомство с профессией с работы в новостной службе (отделе) редакции СМИ. На данном этапе развития медиасистем совершенно ясно, что цифровые онлайн медиа являются флагманами креативных индустрий. В рамках данного курса студенты получат общие представления об особенности функционирования редакций цифровых медиа. В частности, узнают о «внутренней кухне» корреспондентов, выпускающих редакторов, бильд-редакторов, а также о работе шеф-редактора. Важный пункт курса — теоретические аспекты планирования и организации работы редакции, обзор кейсов из практики ведущих новостных организаций — ТАСС, РИА Новости, Lenta.ru, Reuters, AP и т.д. Как найти высококлассных редакторов? Чему их обучить? Каким образом спланировать процесс так, чтобы редакция работала, как швейцарские часы и отвечала современным запросам медиаиндустрии? Ответим на эти вопросы в рамках курса. В процессе изучения курса студент будет знать систему подготовки новостного контента для цифровых продуктов; специфику моделирования онлайн СМИ и организацию редакции; ас-пекты планирования, трафик-менеджмента и продюсирования в социальных сетях. Кроме того, студент будет уметь анализировать контент СМИ, форматы, решать case study и создавать соб-ственный управленческий план развития новостного онлайн-СМИ. Дисциплина готовит студентов к производственной практике в информационных службах СМИ. Новости в контексте глобализации и глокализации являются доминантами социального функционирования журналистики и медиапространства в целом, что обуславливает актуальность ведения данной дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обобщить представления о современном медиаменеджменте и представить теоретический базис студентам.
  • Обозреть основные аспекты новостной индустрии в России и за рубежом.
  • Представить теоретические и практические аспекты модели новостных медиа.
  • Проанализировать «цепочку» создания контента, а также сопутствующих компонентов — работы продюсеров социальных сетей, трафик-менеджеров, бильд-редакторов, специалистов инфографики.
  • Разобрать вопросы медиапланирования и бизнес-планирования медиа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует исторические, теоретические аспекты новостной индустрии.
  • Анализирует методологические вопросы формирования моделей медиа.
  • Сравнивает кейсы британских, американских, российских медиа.
  • На основе зарубежных и отечественных кейсов разбирает структуру редакций, особенности работы редакционного, технического и бэк-офисов.
  • Производит новостной контент
  • Находит актуальные инфоповоды
  • Работает с фото, видео, инфографикой, пользовательским контентом в соцсетях.
  • Разрабатывает долгосрочный план для новостной редакции.
  • Знает аспекты трафикообразования в медиа.
  • Делает выводы о специфике управленческого поведения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Индустрия новостных онлайн медиа в России и за рубежом
    «Первенцы» онлайн-журналистики - Газета.ру и Лента.ру. Личность Антона Носика. Пере-ход в цифровое пространство РИА Новости и ТАСС. Переход в цифровое пространство российских телеканалов. Таблоидные новости: эффект Life.ru Новостные каналы в мессенджерах: эффект Mash. Особенности новостного медиапотребления в 2019-2020 гг. Зарубежный новостной опыт: Huffington Post, Vox, Axios, онлайн-версии The New York Times и Washington Post. Региональная пресса США: прогнозы исследователя Кена Доктора. Новости в период пандемии коронавируса.
  • Модель новостного онлайн-СМИ
    Редакционная политика. Редакционные документы. Аудитория СМИ. Бизнес-модель. Технологический аспект медиа: программирование и разработка
  • Редакционный менеджмент: организационная структура редакции/новостной службы
    Административный блок. Редакционный блок. Финансовый блок. Технический блок. Бэк-офис. Должностные инструкции сотрудников. Отчетность работы, документооборот
  • Редакционный менеджмент: «це-почка» производства новостного контента
    База источников. Работа с ньюсмейкерами. Профильные редакции. Служба мониторинга. Служба выпуска. Райтинг и рерайтинг новостей. Новостные форматы. Взаимодействие корреспондентов и редакторов. Работа выпускающего редактора в CMS. Докапитализация новостей (неновостной контент, UGC). Визуализация новостей (работа с мультимедиа форматами: фото, аудио, видео, инфографика).
  • Редакционное планирование
    Рабочие графики. Оперативное новостное продюсирование. Долгосрочное планирование.
  • Продвижение контента. Диджитал маркетинг
    Социальные сети. Агрегаторы. Мессенджеры. Обменные сети. Работа трафик-менеджеров. Взаимодействие с контрагентами и внешними площадками.
  • Психология управления редакцией.
    Особенности управления креативным подразделением. Редакционная культура. Лидерство в команде. Модели управления: от либерального к авторитарному. Информатизация работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание №2. Интервью с российским медиаменеджером
  • неблокирующий Задание №1. Анализ контента новостного онлайн-СМИ
  • неблокирующий Задание №3. Деловая игра
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Задание №1. Анализ контента новостного онлайн-СМИ + 0.3 * Задание №2. Интервью с российским медиаменеджером + 0.4 * Задание №3. Деловая игра
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы бизнес-моделирования СМИ : учеб. пособие для вузов, Иваницкий, В. Л., 2010
  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., Иваницкий, В. Л., 2009
  • Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики, Вартанова, Е. Л., 2013