• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Введение в лингвистику

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс адаптационный (Компьютерная лингвистика)
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Зевахина Наталья Александровна
Прогр. обучения: Компьютерная лингвистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о лингвистике, дает представление о языке как об объекте исследования, помогает понять внутреннюю систему языка и уровни языка, а также знакомит с важнейшими лингвистическими понятиями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать представление о языке как об объекте исследования, о лингвистике и лингвистических методах как о науке, исследующей язык
  • сформировать представление о внутренней структуре языка, уровнях языка
  • познакомить с важнейшими лингвистическими понятиями
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимают общую проблематику языкознания
  • Могут развернуто ответить на вопросы о природе языка, его функциях
  • Могут развернуто ответить на вопросы о методах лингвистического исследования
  • Владеют основными терминами и понятиями фонетики
  • Могут деть определение фонеме, архифонеме, оппозиции
  • Знают основные процессы речепроизводства, структуру речевого тракта и его отделы
  • Владеют основными терминами и понятиями морфологии.
  • Могут отличить циркумфикс от инфикса, декаузатив от каузатива и т. п.
  • Знают морфологическую типологию языков
  • Знают словообразовательные модели
  • Знают основные грамматические термины и понятия, имеют представление о языковом разнообразии
  • Знают уровневые явления языка
  • Умеют ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
  • Владеют основными методами лингвистического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее введение в лингвистику
    Язык как объект лингвистического изучения. Функции языка. Уровни (модули) языка. Основные направления лингвистики. Методы изучения языка. Статус лингвистики среди других наук. Описание и объяснение в лингвистике. Языковое разнообразие. 1) Классификация языков по происхождению. Языковое родство. Доказательство языкового родства. Базисная лексика и регулярные фонетические соответствия. Языкипредки и языки-потомки. Генеалогическое древо. Языковая семья и языковая группа. Языки-изоляты. Праязык. Языковая дивергенция. Реконструкция языка-предка. Праформы. Рефлексы. Диахрония и синхрония. 2) Ареальная лингвистика. Заимствования. Языковые контакты и языковые союзы. Пиджины и креольские языки. 3) Лингвистическая типология. Цели, задачи и методы лингвистической типологии. Языковые универсалии и их виды: нерестриктивные и импликативные. Лингвистические фреквенталии. Грамматическая и лексическая типология. Языковая выборка. Ареальная типология. Изоглосса.
  • Фонетика и фонология
    Устная и письменная коммуникация в онтогенезе и филогенезе. Речь и язык. Основные перспективы изучения фонетики: артикуляционная, акустическая, перцептивная, сравнительная и шире типологическая, историческая, функциональная (фонология). Сегментные и суперсегментные единицы. 1) Артикуляционная фонетика. Основные процессы речепроизводства: инициация, фонация, артикуляция в узком смысле. Речевой тракт и его отделы. Гортань (ларинкс), глотка (фаринкс), альвеолы, увула и другие органы речевого тракта. 2) Звукотипы и их реализации. Классификация согласных по месту и способу образования. Классификация гласных по ряду и подъёму. Международный фонетический алфавит. Фонетическая транскрипция. Коартикуляция, аккомодация, ассимиляция. Структура слога. Виды слога. Суперсегментная фонология. Суперсегментные единицы и просодические признаки. Ударение и его виды. Характеристика словесного ударения русского языка. Интонация и интонационные конструкции по Е.А. Брызгуновой. 3) Фонология. Классическая фонология Н.С. Трубецкого. Фонема. Смыслоразличительные признаки фонем. Архифонема. Оппозиции. Правила фонематического анализа. Переход от фонетической к фонематической записи. Московская фонологическая школа (МФШ). Чередования (альтернации). Морфонема. Фоны и аллофоны. Морфы и алломорфы. Гиперфонема. Исторические чередования. Ленинградская фонологическая школа. Фонема как слуховой образ.
  • Основные морфологические (грамматические) понятия
    Цели и задачи морфологии. Морфемика и грамматическая семантика. 1) Слово. Словоформа. Лемма. Лексема. Словесные и несловесные языки. Клитики. Морфема. Морфологическая типология языков: изолирующие, аналитические, синтетические, фузионные, агглютинативные, полисинтетические языки. Свойства словоформы. Грамматикализация. Инкорпорация. 2) Морфемика. Корень и аффиксы. Нулевые корни и нулевые аффиксы. Виды аффиксов: префиксы, суффиксы, постфиксы, инфиксы, циркумфиксы, трансфиксы, интерфиксы, полиаффиксы. Словообразование и словоизменение. Словообразовательные модели и их виды. Усечение и наращивание основы. Редупликация. Конверсия. Композиты. Супплетивизм. Кумуляция. Идиоматичность. Сандхи и фузия. 3) Грамматическая семантика. Граммема. Части речи. Парадигма. Падеж. Семантические роли. Изафет. Склонение. Число. Род. Согласовательный класс. Классификаторы. Посессивность. Детерминация. Спряжение. Залог и актантные деривации. Число. Лицо. Время. Аспект. Модальность и наклонение. Эвиденциальность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тезаурус
    Пересдача в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий Тесты
    Пересдача в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен пересдается в порядке, утвержденном академсоветом ОП. Тематический состав КИМ-ов для пересдач (за исключением 2-й пересдачи экзамена) не отличается от тематического состава КИМ-ов текущего контроля и промежуточной аттестации. КИМ-ы для второй пересдачи при необходимости разрабатываются отдельно с учетом образовательных результатов, предусмотренных настоящей программой.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Тезаурус + 0.3 * Тесты + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общая морфология : введение в проблематику, учебное пособие, 4-е изд., 383 с., Плунгян, В. А., 2012
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
  • Шабанова Н.А., Станиславская С.А., Соколова О.И. - Введение в лингвистику: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 71с. - ISBN: 978-5-9765-4249-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123650