• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Методы городских исследований"

Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирование и развитие знаний, навыков и умений, необходимых для проведения и организации собственных теоретических и эмпирических научных и аналитических исследований по городской тематике и презентации их результатов. Целью научно-исследовательского семинара "Методы городских исследований" являются следующие: во-первых, создание возможностей для применения в научно-исследовательской деятельности знаний, получаемых в процессе освоения дисциплин основной образовательной программы. Во-вторых, содействие слушателям в выборе тем курсовых работ и руководителей; сформировать у слушателей представление о методологии и методах городских исследований. Наконец, в-третьих, формирование практических навыков научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать и развить навыки и умения, необходимые для проведения и организации научных и аналитических исследований по городской тематике.
  • Создать возможности для применения в научно-исследовательской деятельности знаний, получаемых в процессе освоения дисциплин основной образовательной программы.
  • Содействовать студентам в выборе тем курсовых работ и руководителей курсовых работ.
  • Сформировать у студентов представление о методологии и методах городских исследований.
  • Сформировать практические навыки научно-исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оперирует терминологией исследовательской деятельности.
  • Анализирует необходимые для оптимального выполнения исследовательской задачи методы и инструменты.
  • Описывает отличия качественного и количественного социологического инструментария.
  • Оперирует программным обеспечением SPSS
  • Оперирует терминологией микрогеографических исследований
  • Оперирует терминологией социо-психологических и географических исследований.
  • Анализирует специфику структуры формирования внутригородской идентичности
  • Воспроизводит дизайн качественного и количественного социологического исследования
  • Оперирует видами академических текстов
  • Воспроизводит техники конспектирования и анализа прочитанной литературы
  • Анализирует логичность аргументации в научном тексте
  • Оперирует инструментами полемики в текстах и в устных вступлениях
  • Анализирует уместность стилистических решений академических текстов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концептуализация и операционализация.
    Семинар разделен на две части. В первой части разбираются следующие вопросы: постановка ключевого исследовательского вопроса, концептуализация и операционализация, роль метафоры в социологическом исследовании, во второй части студенты предлагают свои варианты метафоры и концептуализации города.
  • Выбор метода: различия количественных и качественных методов.
    Обзор ключевых особенностей качественных и количественных методов. Тренинг по постановке ключевого исследовательского вопроса.
  • Количественные методы социологического исследования: создание анкеты.
    Разбор основных правил создания анкеты количественного исследования. Разбор сенситивных вопросов и социально одобряемых ответов. Структура анкеты, операционализация гипотез. Понятие выборки и генеральной совокупности. Критерии репрезентативности, случайная и квотная выборки.
  • Количественные методы социологического исследования: пилотирование инструментария.
    Первая половина семинара — разбор домашнего задания и финализация анкеты для проведения социологического исследования. Вторая половина — пилотный опрос по созданной анкете и разбор основных допущенных ошибок.
  • Знакомство с SPSS.
    На базе собранного на предыдущих занятиях и в рамках домашнего задания материала, создается массив данных в программе SPSS. В рамках первого знакомства необходимо освоить интерфейс программы, научиться перекодировать данные, создавать частотные таблицы и таблицы сопряженности, а также рассчитывать критерий хи-квадрат.
  • Факторный и кластерный анализы в SPSS.
    Разбор проекта «Механика Москвы». Анализ внутригородских процессов, вскрываемых кластерным и факторным анализами больших массивов социологических данных. На базе произвольного массива данных о районах Москвы в программе SPSS необходимо освоить следующий инструментарий: иерархическую кластеризацию, деревья кластеризации и факторный анализ. При помощи этих инструментов нужно создать и описать авторскую кластеризацию районов Москвы.
  • Разработка гайда глубинного интервью или фокус-группы.
    Постановка исследовательского вопроса и проведение непосредственно на семинаре фокус-групп.
  • Метод ментальной картографии.
    Анализ сильных сторон и ограничений метода: описание примеров использования и ошибок интерпретации результатов. Способы сбора: методологические эксперименты по форматированию ответов респондентов. Критерии анализа данных: относительные размеры объектов, топонимы, границы и пр. Разбор примеров актуальных исследований.
  • Внутригородские вернакулярные районы.
    Разбор различных теоретических подходов к концепции вернакулярных районов. Поиск единых оснований трактовки концепции в представлении Л.В. Смирнягина и А.А. Высоковского. Связь региональной индентичности и вернакулярных районов. Эффект раковина и специфика границ вернакулярных районов.
  • Метод «Фото-GPS».
    Оптимизация полевых наблюдений. «Человеческий фактор» в полевых исследованиях и субъективность трактовки участниками полевых экспедиций наблюдаемых явлений. Анализ сильных сторон и ограничений метода, способы сбора и анализа данных, разбор примеров актуальных исследований.
  • Метод «Дифференциации городского пространства».
    Комплексный анализ города: представление о городской среде как о единстве и взаимном влиянии множества подсистем. Разбор пяти ключевых подсистем: рельефно-планировочной, функциональной, архитектурной, социально-экономической и ментальной. Анализ сильных сторон и ограничений метода, способы сбора и анализа данных, разбор примеров актуальных исследований.
  • Подготовка исследовательского проекта.
    Основные требования, предъявляемые к курсовым работам в Высшей школе урбанистики. Синопсис, проект и краткое содержание курсовой работы: их соотношение и нормативные сроки подготовки.
  • Жанр и структура текста.
    Виды академического текста: статья, рецензия, научно-квалификационная работа, монография и др. Структурные различия между академическим и неакадемическим текстом: отчет, художественное произведение, реферат, публицистический текст. Упражнение в группах на составление структуры текстов разных жанров.
  • Работа с источниками (вдохновения).
    Техники конспектирования и анализа прочитанной литературы. Как проработать все и не утонуть. Систематизация материала - на рабочем столе, в конспектах, в голове. Упражнение: выписывание саммари из текстов.
  • Аргументация.
    Собирая команду великих: как понять, чьи аргументы нужно использовать, чтобы усилить свою позицию, и как. Логический вывод: как не стать софистом. Упражнение на вычленение аргументативной линии у авторов. Упражнение на поиск ложных выводов.
  • Критика.
    Что делать, если не согласен с авторитетами. Культура академической критики: полемики в текстах и в устных вступлениях. Как отвечать на критику. Упражнение на формулировку ответов на критические замечания оппонентов.
  • В поисках собственного стиля.
    Как стиль письма связан с областью и темой исследования? Уместные и не очень стилистические решения академических текстов. Как найти свой стиль, как развивать свой стиль. Как научиться видеть собственные ошибки. Упражнение на редактуру собственных текстов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах по темам с 1 по 12
  • неблокирующий Домашнее задание: Концептуализация качественного исследования
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой изложение автором собственных соображений по выбранной теме. Автор самостоятельно определяет структуру и стиль изложения материала, однако в эссе обязательно должны присутствовать обоснование выбора темы, цель и задачи работы. Эссе должно завершаться самостоятельными выводами. В случае цитирования работ других авторов обязательным требованием является наличие ссылок и списка использованной литературы. Ссылки оформляются следующим образом: в тексте по ходу изложения в квадратных скобках приводится номер упомянутого источника (либо в круглых скобках фамилия автора) в соответствии со списком использованной литературы. Цитаты заключаются в кавычки. Содержание эссе оценивается по следующим основным критериям: самостоятельность суждений, логичность изложения, обоснованность выводов. Не допускается прямая переписка текстов из источников без оформления цитат и соответствующих ссылок. Эссе должно быть представлено в электронном (MS Word) и машинописном виде, объемом не менее 6 страниц, не считая титульного листа (Times New Roman, 12-й кегль, через полтора интервала). Титульный лист эссе должен содержать название дисциплины, название темы, Ф.И.О. автора, курс и номер группы. Эссе сдается преподавателю не позднее чем за месяц до даты проведения экзамена. Письменная работа считается сданной, если ее электронная версия отправлена на указанный преподавателем адрес электронной почты. Преподаватель имеет право вводить понижающий коэффициент оценки для работ, сданных позже установленного срока. В случае, если письменная работа более чем на 50% состоит из не принадлежащего автору текста, который не оформлен как цитата и не снабжен ссылками на источники, работа признается плагиатом. Работа, признанная плагиатом, получает неудовлетворительную оценку (от 0 до 3 баллов, в зависимости от процента заимствований). На написание письменной работы студенту дается одна попытка, пересдача работ не предусмотрена.
  • неблокирующий Домашнее задание: Операционализация качественного исследования
  • неблокирующий Защита синопсиса курсовой работы
  • неблокирующий Предварительная защита курсовой работы
  • неблокирующий Работа на семинарах блока «Академическое письмо» (темы 13-17)
  • неблокирующий Индивидуальные выступления по темам курсовых работ
  • неблокирующий Работа на семинарах по темам с 1 по 12
  • неблокирующий Домашнее задание: Концептуализация качественного исследования
  • неблокирующий Эссе
    Эссе представляет собой изложение автором собственных соображений по выбранной теме. Автор самостоятельно определяет структуру и стиль изложения материала, однако в эссе обязательно должны присутствовать обоснование выбора темы, цель и задачи работы. Эссе должно завершаться самостоятельными выводами. В случае цитирования работ других авторов обязательным требованием является наличие ссылок и списка использованной литературы. Ссылки оформляются следующим образом: в тексте по ходу изложения в квадратных скобках приводится номер упомянутого источника (либо в круглых скобках фамилия автора) в соответствии со списком использованной литературы. Цитаты заключаются в кавычки. Содержание эссе оценивается по следующим основным критериям: самостоятельность суждений, логичность изложения, обоснованность выводов. Не допускается прямая переписка текстов из источников без оформления цитат и соответствующих ссылок. Эссе должно быть представлено в электронном (MS Word) и машинописном виде, объемом не менее 6 страниц, не считая титульного листа (Times New Roman, 12-й кегль, через полтора интервала). Титульный лист эссе должен содержать название дисциплины, название темы, Ф.И.О. автора, курс и номер группы. Эссе сдается преподавателю не позднее чем за месяц до даты проведения экзамена. Письменная работа считается сданной, если ее электронная версия отправлена на указанный преподавателем адрес электронной почты. Преподаватель имеет право вводить понижающий коэффициент оценки для работ, сданных позже установленного срока. В случае, если письменная работа более чем на 50% состоит из не принадлежащего автору текста, который не оформлен как цитата и не снабжен ссылками на источники, работа признается плагиатом. Работа, признанная плагиатом, получает неудовлетворительную оценку (от 0 до 3 баллов, в зависимости от процента заимствований). На написание письменной работы студенту дается одна попытка, пересдача работ не предусмотрена.
  • неблокирующий Домашнее задание: Операционализация качественного исследования
  • неблокирующий Защита синопсиса курсовой работы
  • неблокирующий Предварительная защита курсовой работы
  • неблокирующий Работа на семинарах блока «Академическое письмо» (темы 13-17)
  • неблокирующий Индивидуальные выступления по темам курсовых работ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Домашнее задание: Концептуализация качественного исследования + 0.1 * Домашнее задание: Операционализация качественного исследования + 0.15 * Защита синопсиса курсовой работы + 0.07 * Индивидуальные выступления по темам курсовых работ + 0.2 * Предварительная защита курсовой работы + 0.1 * Работа на семинарах блока «Академическое письмо» (темы 13-17) + 0.03 * Работа на семинарах по темам с 1 по 12 + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • SPSS: искусство обработки информации : анализ стат. данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем., Бююль, А., 2002
  • Urban Mental Maps ; Ментальные карты города. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17351E77
  • ГОНЧАРОВ РУСЛАН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, САПАНОВ ПАВЕЛ МАМАЕВИЧ, & ЯШУНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ. (2013). Технология сбора пространственных данных в полевых городских исследованиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C2A60930
  • Павлюк, С. Г., & Никогосян, К. С. (2018). Broadway in Details ; Бродвей в разрезе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89518BD4
  • ПУЗАНОВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2013). Территориальные границы городских сообществ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.251E2437
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998