• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Медиакритика

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Качкаева Анна Григорьевна, Петровская Ирина Евгеньевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

“Media criticism” (медиакритика) относится к научному анализу деятельности медиа в исследовательских работах. Это неотъемлемый компонент науки о массовых коммуникациях (наряду с теорией и историей). Медиакритика – это область журналистского творчества, осуществляющей критико-оценочное познание медийного содержания и актуальных проблем функционирования медиа в обществе. Функциональное разнообразие медиакритики: информационно-коммуникативная, оценочная, интерпретирующая, мониторинга содержания СМИ, обзора и анализа функционирования субъектов медиарынка, регулирующая, функция социальной организации общества, рекреативная, контроля медиабизнеса, коммерческо-промоцийная, функция просвещения и прогноза. Медиакритика – специфическая область современной журналистики, осуществляющая критическое познание и оценку социально значимых, актуальных аспектов медиапроизводства. Социальный и культурный контексты критики, ее публицистическая природа. Адресаты критики: автор (творческий коллектив) анализируемого произведения; аудитория произведения; владельцы и управленцы медиа и смежных индустрий. Массовое и профессиональное сознание.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление о роли и месте медиакритики в профессиональном со-обществе и в обществе в целом.
  • На исторических примерах (в мире и в России) показать, как трансформировалась роль этой области журналистики, превращаясь и в общественную трибуну, и в от-дельное направление анализа медиа среды и искусства (театральная, музыкальная, литературная, выставочно-музейная, кинокритика).
  • Объяснить задачи и принципы работы телекритиков и медиакритиков в разных изданиях, показав механизм и технологию работы.
  • Вырабатывать навыки оценки и анализа телевизионных произведений и процессов, происходящих в медиа и креативных индустриях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выбирает правильный жанр критического анализа.
  • Пишет равернутые рецензии на аудиовизуальные продукты.
  • Пишет короткие критические заметки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиакритика: определение понятия. Функции. Роль в обществе и в медиаинду-стрии. Медиакритика как особый вид деятельности
    “Media criticism” (медиакритика) относится к научному анализу деятельности медиа в ис-следовательских работах. Это неотъемлемый компонент науки о массовых коммуникациях (наряду с теорией и историей). Медиакритика — это область журналистского творчества, осуществляющей критико-оценочное познание медийного содержания и актуальных про-блем функционирования медиа в обществе. Функциональное разнообразие медиакритики: информационно-коммуникативная, оценочная, интерпретирующая, мониторинга содержа-ния СМИ, обзора и анализа функционирования субъектов медиарынка, регулирующая, функция социальной организации общества, рекреативная, контроля медиабизнеса, коммер-ческо-промоцийная, функция просвещения и прогноза. Медиакритика — специфическая об-ласть современной журналистики, осуществляющая критическое познание и оценку соци-ально значимых, актуальных аспектов медиапроизводства. Социальный и культурный кон-тексты критики, ее публицистическая природа. Адресаты критики: автор (творческий кол-лектив) анализируемого произведения; аудитория произведения; владельцы и управленцы медиа и смежных индустрий. Массовое и профессиональное сознание.
  • История медиакритики
    История медиакртики в России и за рубежом: между медиаиндустрией и искусствоведени-ем. Предшественники медиакритики (литературная, театральная, музыкальная критика). 60-е гг. начало телекритики в СССР (В. Саппак). Критическая публицистика в партийной печа-ти, специализированные журналы и искусствоведческий анализ. 1971 г. — первая регуляр-ная колонка о ТВ в «Лос-Анджелес Таймс». Бум телевизионной критики в США. Медиа-критика как цивилизующий фактор, способствующий нейтрализации и коррекции негатив-ных проявлений в деятельности СМИ (особенно, чрезмерной коммерциализации) и в их информационном взаимодействии с обществом. В перестроечные и постперестроечные годы в России формируется медиаобразовательное направление в медиакритике. Общественная (любительская) медиакритика, представленная в онлайн среде и блогосфере на сайтах обще-ственных объединений, осуществляющих общественный контроль за медиа, активно разви-вается в цифровую эпоху в конце ХХ века
  • Виды медиакритики
    Медиакритика в зависимости от характеристик субъектов творческо-критической деятель-ности, содержания критических произведений и объектов их воздействия делится на: акаде-мическую, профессиональную (внутрикорпоративную), массовую. Эта триада и составляет явление медиакритики, как журналистского явления. Академическая представлена в науч-ных журналах университетов, профильных институтов. Профессиональная — в профессио-нальных журналах и рубриках периодических изданиях, массовая — в популярных массо-вых медиа и таблоидах («желтая» пресса). Массовое сознание аудитории (потребителей ме-дийной информации) — это объект медиакритики. Типы аудитории медиакритики (основ-ные): сообщества профессионалов — создателей медийного содержания; академические со-общества исследователей массовых коммуникаций; массовая аудитория СМИ.
  • Анализ медиа в профессиональных и массовых изданиях
    Типология изданий о медиа. Программы и рубрики о медиа в качественных изданиях и в таблоидах. Радиопрограммы о медиа. Анализ медиа в сетевых изданиях. Жанровая специ-фика, особенности стиля и языка. Различные типы восприятия печатного и звучащего слова. Описание процесса создания передач на радио, телевидении и для сети Интернет.
  • Методика критического анализа. Жанры
    Жанровое разнообразие материалов о медиа. Система информационных и аналитических жанров: заметка, анонс, репортаж, интервью, обзор, реплика, мини-рецензия, статья, эссе, презентация результатов медиа исследований. Системы медийных рубрик: рубрики с четко выраженной оценочностью медийных произведений; рубрики без анализа медийного содер-жания СМИ; смешанные рубрики. Тематические направления медиа критики. Специфика медийной критики в Рунете (на примерах специальных отдельных ресурсов и рубрик на сай-тах online-СМИ). Особенности авторского стиля ведущих телекритиков. Технология и ме-тодика медиакритика
  • Кино и телевизионная критика как общественный институт и инструмент продви-жения аудиовизуальной продукции
    Особенности анализа аудиовизуального произведения. Телевизионная и кинокритика крити-ка как форма самопознания ТВ и кино. Преобладание телевизионной критики в печатных СМИ и сетевых медиа. Рубрики, посвященные ТВ и кино, в современных ведущих русско-язычных СМИ: печатных (газеты — «АиФ», «КП», «Известия», «РГ», «Коммерсант», «МН», «ЛГ», «НГ», «МК», «Новая газета»; журналы — «Искусство кино», «Сеанс», «Ме-диа-профи», «Кабельщик» , «Журналист» и др); радио («Эхо Москвы», «Культура», «Радио Свобода», «Коммерсант ФМ»); он-лайн (Colta , РИА Новости, Lenta , Gazeta и др). Телеги-ды как особый тип изданий о медиа. Телевидение о кино («Закрытый показ», Первый; «Смотрим. Обсуждаем», «Документальная камера», Культура; «Индустрия кино», Рос-сия24, промо-рубрики кинопоказа с участием кинокритиков).
  • Медиакритика и журналистика lifestyle
    Арт-журналы (архитектура, современное искусство, музыка, фотография). Журналы об «образе жизни» (дизайн, мода, кулинария) как инструмент продвижения товаров творческих индустрий (от арт-критики к арт-бизнесу и бизнесу в сфере услуг). Взаимодействие шоу-бизнеса и медиа. Эстрадные артисты, производители медиапродукции и проблема критики. Шоу-бизнес и таблоиды.
  • Медийная критика как форма развития гражданской культуры и саморегулирова-ния экспертного сообщества
    Современные медиа и проблемы доверия. Медиакритика и общественный консенсус. Специ-ализированные издания и профессиональная экспертиза. Профессиональны клубы, ассоциа-ции, гильдии, премии. Просветительская деятельность медиакритики. Этические стандарты и медиакритика.
  • Медиакритика и гражданское общество
    «Обыденный критики»: медиакритика в социальных сетях. Критика онлайн: самодеятельная критика и «модерирование» обсуждения содержания медиа в социальных сетях. Граждан-ские организации и объединения, выполняющие функции общественной экспертизы ме-диасреды. Комитеты заинтересованных зрителей и Комиссии по жалобам на прессу.
  • Медиакритика в цифровой среде. Медиаэкология, медиаобразования. медиобразова-ние и медиакритика. Трансмедиа и перспективы медиакритики
    Медиаэкология и «понимание медиа» в цифровую эпоху. Медиа как среда (экосистема ме-диа, медиапространство, медиареальность, медиатерапия, «журналистика травмы», ме-диаобразование, медиа и информационная грамотность). Медиаобразование и медиагра-мотнсть — не только общемировой, но и российский тренд, если понимать медиа как «об-щественное благо» и институт для развития граждан. Медиаграмотность как часть экоси-стемы медиа, развивающая «критическое мышление» и «критическую автономию» аудито-рии. Медиасреда и новые области критики: сфера IT, науки, инноваций, онлайн образования. «Освобожденное авторство» и медиакритика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Процент посещенных занятий переведенный в 10-ти бальную систему с округлением к ближайшему целому числу.
  • неблокирующий Рецензия
  • неблокирующий Реплика
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Письменная работа + 0.25 * Посещаемость + 0.25 * Реплика + 0.25 * Рецензия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Быков Л.П. - Сквозь призму жанра : Литературно-художественная критика: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 268с. - ISBN: 978-5-9765-3875-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/119044
  • Воровский В. В. - ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА. ФЕЛЬЕТОНЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 331с. - ISBN: 978-5-534-05244-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/literaturnaya-kritika-feletony-441365
  • Крылов В.Н. - Русская литературная критика: проблемы теории, истории и методики изучения: монография - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 240с. - ISBN: 978-5-9765-2523-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91026
  • Мультимедийная журналистика [Электронный ресурс] : учебник для вузов/ под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С А. Шомовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон, текстовые дан. (1 файл pdf: 418 с). — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. — (Учебники Высшей школы экономики). — Систем, требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1663-8- Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1018934 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1018934
  • Павлова А. Ю., Сколова Н. В. - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КРИТИКА 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 133с. - ISBN: 978-5-534-11490-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/hudozhestvennaya-kritika-445370

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
  • Парсаданова, Т.Н. Телепродюсерство. Современные аспекты: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / Т.Н. Парсаданова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 231 с. — (Серия «Продюсерство»). - ISBN 978-5-238-02860-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028471