Бакалавриат
2020/2021
Введение в открытые данные
Статус:
Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление:
42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Уткина Анастасия Геннадьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
44
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Введение в открытые данные» является курсом по выбору на образовательной программе «Медиакоммуникации». Целью освоения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов для квалифицированного использования открытых данных в профессиональной деятельности. Курс включает изучение основ концепции открытых данных, знакомство с источниками открытых данных и методами работы с ними, подготовку учебного проекта, основанного на открытых данных.
Цель освоения дисциплины
- Формирование понимания основ концепции открытых данных.
- Овладение практическими приемами и инструментами работы с открытыми данными: их поиска, верификации, анализа и использования для создания медиапродуктов.
Планируемые результаты обучения
- Формулирует принципы открытости данных.
- Называет положения Определения открытости (The Open Definition).
- Называет основные этапы движения различных государств к открытости.
- Формулирует гипотезу журналистcкого материала, основанного на открытых данных.
- Называет примеры журналистских проектов, расследований, основанных на открытых данных.
- Оценивает качество и достоверность данных.
- Использует основные источники открытых данных.
- Находит необходимые данные.
- Использует программные интерфейсы (API) для доступа к данным.
- На базовом уровне работает с машиночитаемыми форматами данных (csv, json, xml).
- Создает медиапродукт, основанный на открытых данных.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Основы концепции открытых данныхИстоки формирования концепции открытых данных. Нормативно-правовые основы открытости. The Open Definition.
- Тема 2. Практики реализации концепции открытых данных в России и в миреГосударственные открытые данные. Развитие концепций открытости в США, Великобритании, России и других странах. Международные институты. Порталы открытых данных.
- Тема 3. Практика применения открытых данных в журналистикеИспользование открытых данных в журналистике: возможности и проблемы. Обзор международных и российских проектов. Data Journalism Awards.
- Тема 4. Типы данных, источники данных и их оценкаГосударственные, коммерческие, научные открытые данные. Особенности различных источников открытых данных. Способы верификации данных.
- Тема 5. Инструменты работы с машиночитаемыми форматами открытых данныхПорталы открытых данных с программным интерфейсом (API) и возможности его использования. Обработка данных в форматах csv, json, xml. Преобразование данных.
- Тема 6. Использование открытых данных для подготовки журналистского материалаЗнакомство с инструментами и библиотеками для анализа и визуализации данных. Практикум по работе с открытыми данными: создание журналистского материала.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Yannis Charalabidis, Anneke Zuiderwijk, Charalampos Alexopoulos, Marijn Janssen, Thomas Lampoltshammer, & Enrico Ferro. (2018). The World of Open Data : Concepts, Methods, Tools and Experiences. Springer.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Chambers, L., Bounegru, L., Gray, J., European Journalism Centre, & Open Knowledge Foundation. (2012). The Data Journalism Handbook. O’Reilly Media.