• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Качественные методы политических исследований

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Благодаря прослушиванию данного курса студенты получают практические навыки использования качественных методов в политических исследованиях и экспертно- аналитической работе. Целью курса является обучение студентов навыкам самостоятельного проведения и организации целостного качественного исследования: от выбора стратегии исследования и понимания его методологии до планирования исследовательского дизайна, выбора наиболее подходящих техник сбора данных, выхода в поле, рефлексии относительно полученного материала, обработки и кодирования качественных данных и, наконец, их анализа и визуализации. В ходе курса мы не только непосредственно улучшаем навыки планирования исследования, но и способствуем написанию качественных исследовательских работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов со спецификой качественных методов политических исследований
  • показать исследовательские возможности качественной исследовательской стратегии
  • научить студентов основам выбора стратегии качественного политического исследования
  • дать возможность приобретения практических навыков проведения качественного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные методологические подходы к использованию качественных методов в политологии
  • уметь определить место собственного исследования относительно общей степени разработанности проблемы
  • знать основные этапы развития научной мысли в отношении качественной методологии
  • знает основные исследовательские стратегии в рамках качественных методов в социо-политических исследованиях
  • уметь подготовить, организовать и провести собственный сбор качествен- ных данных
  • понимает основные принципы работы с данными в рамках подхода теории практик
  • знает и понимает основные принципы работы в рамках полевых исследований
  • знает основные типы интервью и как их использовать в социо-политических исследованиях
  • знает и понимает основные принципы проведения фокус-групп
  • понимает специфику качественных данных и понимает принципы работы с ними (категоризация, кодировка, и т.д.)
  • знает основные результаты проведения исследования в рамках методологии нарративного анализа
  • знает и понимает основные принципы проведения исследования в рамках методологии дискурс-анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое качественные методы и зачем их использовать?
    Определение качественных методов и их места в социальных науках. «Стереоти- пы» против качественных методов и их опровержение. Качественные методы в политиче- ских исследованиях Качественные и количественные исследования как «противоборству- ющие религиозные секты». Триангуляция методов. Методологическая дискуссия: в каком исследовательском дизайне необходимо применять качественные исследования? Вопрос «качества» качественных исследований. Активная роль исследователя в качественном ис- следовании: исследовательский рост или ограничения в исследовательском дизайне.
  • Историческое развитие качественных методов
    Онтологические и эпистемологические корни методологии. «Рождение» каче- ственной методологии: неокантианская философская традиция. Два фундаментальных подхода в социологии: Г. Зиммель и М. Вебер. Герменевтическая социология М. Вебера. Этапы исторического развития качественных методов (периодизация Н. Денцина, И. Лин- кольна). Проблема качественных исследований в рамках антропологии: британская ан- тропологическая школа (Б.Малиновский А. Рэдклифф-Браун, М.Мид). «Классическое» case study (Чикагская школа). Английские социальные исследования (Ч.Бут, С. и Б.Уэббы). Социальное конструирование реальности: П. Бергер, Т. Лукман. Символиче- ский интеракционизм: Ч. Кули, В. Томас, Дж. Мид. «Социология повседневности»: А. Шюц.
  • Виды качественных методов. Выбор стратегии исследования
    10 принципов применения качественной методологии на практике: И.Штейнберг. Сравнительная характеристика основных стратегий качественного эмпирического иссле- дования. Феноменология: типы феноменологического анализа, шаги по выполнению фе- номенологического анализа. Interpretative Phenomenological Analysis (IPA) и его примени- мость в политических исследованиях. Обоснованная теория: построение теорий «средне- го уровня» и этапы исследовательского дизайна. Этнографическое исследование: иссле- довательский дизайн и его применение в политологии. Case-study research: особенности подхода и его ограничения. Нарративный анализ и дискурс-анализ: обзор основных видов.
  • Этнографическое исследование
    Г. Гарфинкель и появление этнометодологии. Решение статистических проблем с помощью этнографического анализа. Основные принципы этнометодологии. Отказ от профессионального взгляда исследователя. Методы, доступные в рамках этнометодоло- гии. Саморефлексия исследователя. Этапы проведения этнографического исследования. Особенности выхода в «поле». Гарфинкелинг и breaching experiment. Конверсационный анализ: общие принципы и целесообразность применения. Современная политическая ан- тропология. Этнографические исследования в политологии: область применения. Изуче- ние «grey zone» of politics.
  • От институтов к практикам
    «Прагматический» поворот в социологии. Различение понятия практики и институ- та. Ограничения институционального подхода. Преимущества изучения практик: реаль- ность, а не абстрактность практик. Исследования Болтански и Тевено: социальные миры респондентов. Норберт Элиас: исторический анализ практик. Анализ практик Гофмана и Фуко. Исследования в России. Социология повседневности и «поворот» в сторону изуче- ния фреймов.
  • Работа в «поле»: особенности политических исследований
    Этапы полевого исследования. Этические вопросы в полевом политическом иссле- довании. Принципы анализа данных в качественном политическом исследовании. Выбор поля: проблема доступа и стратегии его получения, информанты, стратегия взаимодей- ствия и типы полевых объектов. Проблема объективности и субъективности в качествен- ном исследовании. Информированное согласие и проблема анонимности в качественном исследовании. Метод включенного наблюдения в политических исследованиях. Ведение записей и дневников. Хоторнский эффект. «Выход» из поля. Негативные последствия «входа» и «выхода» из поля. Синдром профессионального выгорания.
  • Процедуры и методы полевой работы: интервью
    Введение в «качественное» интервью. Типы «качественного» интервью. Виды ин- тервью. Специфика полуформализованного интервью. Типы фокусированного интервью. Методология нарративного (повествовательного) интервью Ф.Шюце. Содержание интер- вью: какие вопросы задавать? Общие правила подготовки и проведения интервью. Со- ставление хорошего гайда: последовательность, типы и формулировки вопросов. Уста- новка контакта с респондентом. Экспертное интервью, инфоповод, problem-centered ин- тервью. Элитное интервью: особенности работы с политической элитой. Сложные случаи и возможности их преодоления. Ритуалы интервью: вступление, уточнение, контроль, вы- ход. Специфика глубинного интервью. Конфликт ролей интервьюера и интервьюируемо- го. Фиксация данных в качественном интервью: заметки, записи, диктофон. Обработка данных. Правила транскрибирования. Интервью и этические проблемы.
  • Процедуры и методы полевой работы: фокусированное интервью
    Социальное действие как предмет и метод изучения в групповых дискуссиях. От- личие групповых дискуссий от соцопроса. Групповые дискуссии как способ исследования массового сознания. Организация, место, время проведения фокус-групп. Исследователь- ский дизайн при проведении фокус-групп. Индивидуальные мнения и коллективное со- знание. Социальное происхождение метода ФГ. Рекрутмент. Функции фокус-групп. Тех- ники модерирования. Роль модератора в фокус-группах. Деструктивные и конструктив- ные роли в рамках фокус-групп: преодоление сложностей и стрессовых ситуаций. После фокус-группы: работа с первичным материалом. Реконструкция ролей и типажей. Работа с транскриптом.
  • Методы анализа качественных данных: кодирование, каталогизация, обработка
    Виды и специфика качественных данных. Логика анализа качественных данных: аналитическая индукция (У. Томас), построение идеальных типов, иллюстративный ме- тод. Общие принципы аналитического описания. Аналитическое «насыщенное» (thick) описание (Гирц К.). Концептуализация данных (Grounded Theory). Подходы к кодирова- нию, преимущества и недостатки этих подходов. Процедуры кодирования: открытое, осе- вое и выборочное кодирование. Обработка данных в рамках феноменологического анали- за: структурное и текстуальное построение материала. Знакомство с программами для об- работки и анализа качественных данных. Кодирование и каталогизация информации. Анализ данных. Работа с программами для анализа текстового массива количественными методами. Сравнительный анализ программ NVivo, QDAMiner, Atlas.Ti. Обзор программ и техник анализа.
  • Методы анализа качественных данных: нарративный анализ
    Определение нарратива. Социальное конструирование реальности (Бергер и Лук- ман). Нарративное конструирование реальности. Виды нарративов (Н. Фрай). Нарратив- ный анализ как исследовательская методология. Этапы проведения нарративного анализа. Сбор данных для проведения нарративного анализа. Нарративы в политической науке: об- ласть применения. Техника нарративного интервью.
  • Методы анализа качественных данных: дискурс-анализ
    Что такое дискурс и почему его необходимо изучать? Дискурсивные основания власти. Общие предпосылки дискурс-анализа: социальный конструкционизм. Метод и принципы критического дискурс-анализа: дискурс как социальная практика. Сравнение дискурс-анализа с другими методами изучения смысла и контекста в политических иссле- дованиях. Исследовательский дизайн в рамках дискурс-анализа. Определение понятия по- литического дискурса. Political Discourse Analysis (политический дискурс-анализ) и кри- тический дискурс-анализ: суть подходов, соотношение и области применения в политиче- ской науке. Специфика политического дискурс-анализа. Этапы проведения дискурс- анализа: подходы, возможные объекты для изучения в рамках политической науки, осно- вы метода. Примеры политических исследований, основанных на дискурс-анализе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий Исследовательский дизайн
  • неблокирующий Активность на семинарах II
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах II + 0.15 * Активность на семинарских занятиях + 0.105 * Домашнее задание 1 + 0.175 * Домашнее задание 2 + 0.07 * Домашнее задание 3 + 0.35 * Исследовательский дизайн
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • Bryman, A., & Burgess, R. G. (1994). Analyzing Qualitative Data. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=72371
  • De, Fina, Anna, and Alexandra Georgakopoulou. The Handbook of Narrative Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3563935
  • Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179
  • Kathy Charmaz. (n.d.). Advances in Qualitative Methods Conference Premises, Principles, and Practices in Qualitative Research: Revisiting the Foundations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A292B7C
  • Laura Camfield. (2018). Rigor and Ethics in the World of Big-team Qualitative Data: Experiences From Research in International Development. https://doi.org/10.1177/0002764218784636
  • Qualitative Interviewing
  • Seidman, I. (2019). Interviewing As Qualitative Research : A Guide for Researchers in Education and the Social Sciences (Vol. Fifth edition). New York, NY: Teachers College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2168597
  • Tannen, Deborah, et al. The Handbook of Discourse Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1895501.
  • Taylor, S. (2013). What Is Discourse Analysis? London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=562210
  • Лукина М. - Технология интервью: учеб. пособие для вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2012 - 192с. - ISBN: 978–5–7567–0371-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68828

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chaiyapa, W., Esteban, M., & Kameyama, Y. (2018). Why go green? Discourse analysis of motivations for Thailand’s oil and gas companies to invest in renewable energy. Energy Policy, (C), 448. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.enepol.v120y2018icp448.459
  • Charmaz, K. (2017). Constructivist grounded theory. Journal of Positive Psychology, 12(3), 299–300. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1262612
  • Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
  • Johnstone, B. (2016). “Oral versions of personal experience”: Labovian narrative analysis and its uptake. Journal of Sociolinguistics, 20(4), 542–560. https://doi.org/10.1111/josl.12192
  • Marcus, G. E. (1995). ETHNOGRAPHY IN/OF THE WORLD SYSTEM: The Emergence of Multi-Sited Ethnography. Annual Review of Anthropology, 24(1), 95–117. https://doi.org/10.1146/annurev.an.24.100195.000523
  • Verdery, K. (2014). Secrets and Truths : Ethnography in the Archive of Romania’s Secret Police. Budapest: Central European University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=714232