• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Менеджмент в цифровой энергетике

Статус: Курс обязательный (Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Энергетический бизнес отличается широким разнообразием и охватывает электроэнергетику общего пользования, региональную и промышленную энергетику, в энергетике – конкурентные виды деятельности (производство, сбыт); в сфере энергосервиса – процессы обеспечения и обслуживания (ремонт, инжиниринг, услуги по энергоэффективности и др.). Привлекательность энергетического бизнеса обусловлена, прежде всего, специфической устойчивостью продукта (электроэнергии, тепла) на рынке вследствие всеобщего характера применения данных энергоносителей и высокой корреляции спроса на энергию с экономическим ростом и динамикой численности населения. В то же время энергетический бизнес характеризуется повышенными инвестиционными рисками, является объектом глубокого государственного регулирования, ему присуща высокая интеллектуалоемкость. Все это делает его весьма сложной формой предпринимательства, что предъявляет соответствующие интеллектуальные и профессиональные требования к собственникам и менеджменту энергокомпаний. В рамках данного курса изучаются современные подходы к организации бизнеса, управлению развитием и преобразованиями в энергетических компаниях, обеспечивающих их рыночную устойчивость. Основное внимание уделяется электро- и теплоэнергетическому бизнесу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • 1. Изложить основные вопросы, связанные с развитием современного бизнеса в электроэнергетике, включая общественные требования к энергобизнесу, разработку стратегии частных энергокомпаний, методы государственного регулирования и контроля энергокомпаний, инструментарий управления производственными активами, методы подготовки персонала и механизм взаимодействия с потребителями, обеспечивающие прирост финансовых показателей энергокомпаний.
  • 2. Дать системные сведения об экономическом механизме электроэнергетики, способном мотивировать прогрессивные изменения в производственно-технической базе отрасли.
  • 3. Рассмотреть технико-экономические характеристики и условия распространения технологических инноваций в электроэнергетике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать виды энергетического бизнеса. Классифицировать субъекты бизнеса. Уметь формулировать понятие "Социальная ответственность". Определять привлекательность проекта для инвестора.
  • Знать и понимать систему управления активами компании. Уметь применять специфику энергетической компании в практической деятельности
  • Знать основные типы бизнес моделей российских и зарубежных энергетических компаний и понимать природу выбора определенного типа модели
  • Уметь работать с энергосервисным контрактом. Знать продуктовую линейку энергосервисной компании. Знать основные тенденции энергосервиса в России и зарубежом
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в энергетический бизнес. Направления технического прогресса в энергетике
    Контекст развития энергетики и энергетических рынков. Виды энергетического бизнеса. Субъекты бизнеса. Социальная ответственность. Привлекательность для инвестора. Новые энергетические установки и оборудование. Интеллектуализация и диджитализация энергетики
  • Раздел 2. Управление ресурсами энергокомпаний
    Система управления производственными активами. Надежность и готовность энергообъектов. Организация ремонтов энергооборудования. Развитие кадров энергокомпании. Управление развитием.
  • Раздел 3. Бизнес-модели энергетических предприятий
    Обзор бизнес-моделей передовых энергокомпаний. Стратегическое поведение энергокомпании. Структурные решения, обеспечивающие инновационность. Управление проектами прорыва в бизнес-результатах
  • Раздел 4. Энергосервисные рынки
    Особенности промышленного и энергетического сервиса. Мировой опыт развития энергосервисной индустрии. ЭСКО – новый субъект энергетического рынка. Энергосервисный контракт. Продуктовая линейка энергосервисной компании. Контракты под ключ. Барьеры, препятствующие развитию энергосервисного рынка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий практические задания и кейсы
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий контрольная работа
  • блокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.25 * домашнее задание + 0.3 * контрольная работа + 0.15 * практические задания и кейсы + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bryant, S. T., Straker, K., & Wrigley, C. (2018). The typologies of power: Energy utility business models in an increasingly renewable sector. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2018.05.233
  • Christoph Mazur, Stephen Hall, Jeffrey Hardy, & Mark Workman. (2019). Technology is not a Barrier: A Survey of Energy System Technologies Required for Innovative Electricity Business Models Driving the Low Carbon Energy Revolution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6DA8DF20
  • Davide Mazzoni. (2019). Digitalization for Energy Access in Sub-Saharan Africa : Challenges, Opportunities and Potential Business Models. Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.fem.femwpa.2019.02
  • Kharchenko, N. V., & Kharchenko, V. M. (2014). Advanced Energy Systems (Vol. Second edition). Boca Raton: CRC Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1763770
  • Nolden, C., Sorrell, S., & Polzin, F. (2016). Catalysing the energy service market: The role of intermediaries. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AD043433
  • Nykänen, R. (Risto). (2016). Emergence of an energy saving market:the rise of energy service companies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.oulo.fi.oai.oulu.fi.isbn978-952-62-1301-9
  • U.S. Energy Service Company (ESCO) Industry: Recent Market Trends. (2016). https://doi.org/10.2172/1342939
  • Гительман, Л., Ратников, Б., & Кожевников, М. (2013). Управление Спросом На Энергию В Регионе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.838172D7

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Choosing the Investment Business Model for The Energy Industry ; Modelos de inversión para hacer negocios en el sector energético de la economía ; Инвестиционные модели ведения бизнеса в энергетическом секторе экономики. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7309E6E6
  • Selvanathan, T. (2018). The appliance of the concept of sustainability in human resource management in the corporate sector in Germany. Universitat Politècnica de Catalunya, 2018. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edstdx&AN=edstdx.10803.663910