• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Латинский язык - 2-й уровень

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина преподаётся на 2-м курсе бакалавриата ОП «История» и логичным образом развивает знания и умения, полученные студентами на 1-м курсе при изучении дисциплины «Латинский язык». В ходе занятий студенты изучат изменения в морфологии, грамматике, синтаксисе и орфографии латинского языка на протяжении II в. до н.э. – XVI в. н.э., познакомятся с периодизацией латинского языка в эпоху поздней Античности, Средних веков и Нового времени («серебряная» и поздняя латынь; варварская и «народная» латынь; гуманистическая латынь и т.д.) и национальными особенностями латыни в странах Западной Европы до начала Нового времени. Теоретическая база дисциплины будет активно использоваться при переводе различных по жанру и содержанию источников: античных исторических («Записки о галльской войне» Цезаря, «Германия» Тацита), стихотворных и лироэпических произведений («Энеида», «Буколики», «Георгики» Вергилия), средневековых церковных гимнов и светской поэзии («Бойернские песни»), хроник и жизнеописаний («История франков» Григория Турского, «История лангобардов» Павла Диакона, «Церковная история народа англов» Беды, «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда, «О знаменитых женщинах» Джованни Боккаччо и др.), научных трактатов («Этимологии» Исидора Севильского, «О народном красноречии» Данте Алигьери) и т.п. Дисциплина «Латинский язык (2-й уровень)» предполагает не просто углублённое изучение лексики, грамматики и орфографии античной и средневековой латыни, но и формирование у студента умения читать и переводить с латинского на русский язык исторические источники различных жанров и эпох (Античности, Средних веков и Нового времени), составлять историко-филологический комментарий на основе содержания источника и анализа исследовательской литературы, самостоятельно ставить исследовательские задачи и находить их решения на основе перевода и интерпретации латинских текстов II в. до н.э. – XVI в. н.э.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыка чтения и понимания текстов, написанных на классической и средневековой латыни
  • Развитие способности ориентироваться в латинских текстах, написанных с использованием выражений и конструкций, не характерных для классической латыни, умения распознавать эти конструкции
  • Выработка навыка работы с критическим аппаратом научного издания и умения составлять историко-филологический комментарий
  • Формирование и закрепление у студентов представления о многообразии текстов, написанных на латинском языке на протяжении II в до н.э. – XVI в. н.э.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает периодизацию латинского языка в Античности и Средние века.
  • Умеет сравнивать между собой и отличать друг от друга различные национальные варианты латыни.
  • Знает особенности произношения и постановки ударения в средневековой латыни
  • Знает основные изменения в системе склонения существительных, прилагательных, местоимений, спряжения глаголов; новые значения предлогов и отглагольных имён
  • Умеет на основе полученной теоретической базы переводить и комментировать тексты Античности и Средних веков, выявлять и анализировать исторический контекст, особенности латинского языка.
  • Знает основные изменения в синтаксисе простого и сложного предложения в классической и средневековой латыни.
  • Знает основные германские, славянские и греческие заимствования в средневековую латынь и умеет выделить их в литературном тексте.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Периодизация истории латинского языка в поздней Античности и Средневековье (I в. до н.э. – XV в. н.э.).
    «Золотая латынь», «серебряная латынь», «поздняя латынь», «народная латынь» и национальные варианты латыни (франко-галльский, испанский, итальянский и островной), ренессансная латынь: общие черты и особенности.
  • Раздел 2. Появление новых явлений в фонетике.
    Перегласовка. Удвоение согласных. Исчезновение и случаи неверного употребления диграфов. Монофтонгизация дифтонгов. Немое h и явление гиперкоррекции. Изменения в системе ударения.
  • Раздел 3. Изменения в сфере морфологии.
    Смешение основ инфекта и перфекта глаголов. Новые значения отглагольных форм (причастий, герундива и герундия). Вспомогательные значения глаголов. Изменения в морфологии существительных (перемена рода и склонения, новые падежные формы). Перемены в значении степеней сравнения прилагательных. Изменение системы личных и указательных местоимений. Появление местоимений в роли определённых и неопределённых артиклей. Новые значения латинских предлогов и союзов.
  • Раздел 4. Новые явления в лексике.
    Появление заимствований из греческого, германских, славянских и кельтских языков. Заимствования из церковного языка и местных вариантов «народной латыни». Трансформация семантики отдельных лексем и выражений под влиянием новых общественных отношений Средневековья.
  • Раздел 5. Синтаксис средневекового предложения.
    Упрощение синтаксиса простого и сложного предложений по сравнению с «золотой латынью». Функции падежей в предложении. Употребление предложных выражений. Изменения в употреблении времён и наклонений латинского глагола в простом и сложном предложении. Обороты accusativus cum infinitivo, ablativus absolutus, accusativus absolutus, nominativus absolutus и их употребление в предложении. Сложные инфинитивные и абсолютные обороты. Типы придаточных предложений.
  • Раздел 6. Чтение и разбор оригинальных латинских источников.
    Анализ исторического контекста их возникновения и особенностей латинского языка. Комментированный перевод и синтаксический разбор текста источников: • «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря; • «Энеида» Вергилия; • «Германия» Корнелия Тацита; • «История франков» Григория Турского; • «Этимологии» Исидора Севильского; • «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного; • «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда; • «Бойернские песни» (Carmina Burana); • «О народном красноречии» Данте Алигьери.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    В случае получения студентом оценок за аудиторную и две контрольные работы от 8 баллов и выше преподаватель вправе зачесть полученную студентом в ходе учебного периода оценку в качестве экзаменационной отметки. В случае несогласия студента со своей оценкой он сдаёт устный экзамен на общих основаниях (см. раздел "Критерии оценивания").
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.1 * Контрольная работа № 1 + 0.1 * Контрольная работа № 2 + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Латинский язык : учеб. пособие для бакалавров, Солопов, А. И., Антонец, Е. В., 2012
  • под редакцией Д. Пуччо - Многоязычный словарь латинских выражений - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-9765-1808-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/122601

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Devine, A. M., & Stephens, L. D. (2019). Pragmatics for Latin : From Syntax to Information Structure. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2024309
  • Formation of student’s basic linguistic competence in teaching the Latin Language. (2017). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DAE2101
  • Marenbon, J. (2018). Relations in Earlier Medieval Latin Philosophy : Against the Standard Account. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1ABC1EC7
  • Tilg, S. (2015). ‘Medieval Latin’ and ‘Neo-Latin’: Epochal Polarity or Stereotypical Terms? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED92A66C
  • Античная литература. Рим : хрестоматия : учеб. пособие для вузов, Федоров, Н. А., 2003