• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Методы и средства совершенствования бизнес-процессов

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Романов Дмитрий Александрович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит с современными методами и подходами к анализу и совершенствованию бизнес-процессов. Студенты не только осваивают теоретические аспекты, но и на материалах реальных бизнес-кейсов получают практические навыки имитационного моделирования, оценки операционных рисков, функционально-стоимостного анализа, совершенствования процессов с помощью современных информационных технологий роботизации и искусственного интеллекта. В ходе практических занятий активно используются командные методы работы, групповые игры, дискуссии и обсуждения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение расширенных знаний по направлениям, связанным с измерениями, анализом, оптимизацией, реинжинирингом, качеством, операционными рисками и управлением бизнес-процессами
  • Понимание методологий и методик анализа, оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов на основании современных методов, таких как бережливое производство, шесть сигм, статистический контроль процессов, имитационное моделирование и др.
  • Понимание взаимосвязи между процессной архитектурой предприятия, проектированием информационных систем и достижением стратегических целей и задач предприятия
  • Получение практических умений и навыков анализа и совершенствования бизнес-процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание современных методов анализа, оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов, теоретических основ совершенствования бизнес-процессов как научного метода. Умение анализировать эффективность бизнес-процессов на основании системы ключевых показателей эффективности деятельности.
  • Знание методологии имитационного моделирования сложных систем. Умение получать и анализировать результаты имитационного моделирования с помощью специализированного программного обеспечения.
  • Знание подходов к использованию контрольных карт Шухарта, показателя технологических возможностей процесса (process capability index) Cpk. Умение использовать программного обеспечения в статистическом контроле за эффективностью бизнес-процессов.
  • Знание концепция и методология бережливого производства. Понимание принципов данной методологии и сеиь видов потерь. Навыки практического использования инструментов бережливого производства.
  • Знание ключевых этапов проектирования КИС, задач и результатов каждого этапа. Умение проводить оптимизацию и реинжиниринг бизнес-процессов для внедрения корпоративных информационных систем, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.
  • Знание основных положения мировой концепции Индустрия 4.0, национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также целей и основных положений данной программы. Знание Национальной технологической инициативы (НТИ) — «Передовые производственные технологии» — дорожная карта «Технет».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Необходимость совершенствования процессов и управление качеством.
    Понятие совершенствования бизнес-процессов. Взаимосвязь стратегии развития и совершенствования бизнес-процессов предприятия. Общие принципы декомпозиции стратегических целей и задач в разрезе бизнес-процессов и определение ключевых показателей эффективности (КПЭ или KPIs ) верхнего уровня. Непрерывное совершенствование и совершенствование в виде прорывов. Общая модель совершенствования. Цикл Деминга. Организация улучшений. Временные и постоянные команды. Роли участников команд. Выбор процессов для совершенствования. Определение качества процесса. Международные стандарты качества. Введение в шесть сигм. Продукты устойчивого качества и концепция Тагути. Семь инструментов TQM. Программные продукты и нотации для моделирования и совершенствования БП предприятия. Понятие корпоративной информационной системы (КИС). Классификация корпоративных информационных систем. Взаимосвязь классов КИС и процессной архитектуры предприятия.
  • Тема 2. Анализ эффективности процессов и имитационное моделирование
    Логический анализ. Анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса. Анализ топологии процесса, в том числе логики выполнения процесса. Анализ характеристик процесса (анализ данных мониторинга). Анализ ресурсного окружения процессов, руководителей и исполнителей, входящих и выходящих документов, материальных, технических и ИТ ресурсов. Анализ рисков процесса. Функционально-стоимостной анализ или ABC–анализ, пооперационный расчет стоимости процессов. Определение текущих показателей бизнес-процессов для модели AS IS. Определение разрывов между текущими и целевыми показателями эффективности процессов. Взаимосвязь КПЭ процессов и стратегическихцелей предприятия. Введение в имитационное моделирование. Понятие имитационного моделирования. Области применения и цели, достигаемые при имитационном моделировании. Вопросы, решаемые с помощью имитационного моделирования. Общие принципы работы ARIS Simulation. Принципы моделирования в ARIS Simulation. Используемые модели для имитационного моделирования. Требования к моделям и объектам (eEPC). Требования к моделям и объектам (OrganizationalChart). Требования к атрибутам объектов. Требования к модели Process instantiation model. Требования к модели Shiftcalendar. Получение и анализ результатов имитационного моделирования с помощью ARIS Simulation. Настройка параметров ARIS Simulation. Заполнение атрибутов объектов модели еЕРС, необходимых для Simulation. Запуск имитационного моделирования. Анализ результатов имитационного моделирования. Анализ результатов моделирование временных характеристик процесса и параметров ресурсов (анализ динамики выполнения процесса). Зрелые и незрелые организации. Технический отчет ИСО и МЭК ИСО/МЭК ТО 15504. Стандарт CMM. Зрелость процесса. Аттестация процессов. Требования к аттестаторам. Анализ результатов аттестации и аудита.
  • Тема 3. Методы оптимизации производственных бизнес-процессов
    Контрольные карты Шухарта. Естественные изменения, неслучайные изменения процесса. Выборки. Проверочные карты. Центральная предельная теорема. Установка средних пределов карты. Установка пределов на карте изменения диапазона. Использование карт средних значений и карт изменения диапазона. Карты качественных характеристик. Возможности процесса. Коэффициент возможностей технологического процесса (Сp). Показатель технологических возможностей процесса (process capability index) Cpk. Приемочный выборочный контроль. Кривая рабочих характеристик. Среднее выходное качество. Использование программного обеспечения в статистическом контроле. Решение задач.
  • Тема 4.Бережливое производство
    Концепция и методология бережливого производства. Принципы данной методологии. Семь видов потерь. Инструменты бережливого производства. Сферы применения бережливого производства. Анализ и проектирование процессов. Картирование потока создания ценности. Взаимодействие с потребителями и проектирование процесса. Опыт компании Toyota и ПАО "РЖД" при внедрении концепции бережливого производства.
  • Тема 5. Проектирование КИС и совершенствование бизнес-процессов
    КИС как инструмент совершенствования бизнес-процессов и достижения стратегических целей предприятия. Подходы к проектированию КИС. Взаимосвязь показателей эффективности бизнес-процессов и показателей успешного внедрения КИС. Ключевые этапы проектирования КИС. Задачи и результаты каждого этапа. Практический пример декомпозиции стратегической цели по бизнес-сегментам или по направлениям деятельности предприятия. Пример формализации существующих бизнес-процессов путем декомпозиции сверху-вниз и создание модели AS IS. Проведение функционально-стоимостного анализа (ФСА) модели AS IS. Определение КПЭ бизнес-процессов модели AS IS по результатам ФСА и оценка возможности достижения поставленных стратегических целей.
  • Тема 9. Концепции цифровой экономики и Индустрии 4.0.
    Основные положения мировой концепции Индустрия 4.0. Базовые направления Индустрии 4.0: аддитивное производство и 3Dпечать, интернет вещей, дополненная реальность, облачные технологии и роботизация. Горизонтальная и вертикальная интеграция систем: организация тесного взаимодействия как на различных уровнях внутри предприятия, так и между предприятиями- партнерами по производственному циклу. Факторы эффективности новых бизнес-моделей в контексте Индустрии 4.0. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Цели и основные положения данной программы. Три уровня национальной программы. Инновационный потенциал промышленности в условиях цифровой экономики. Интеграция "цифровых двойников" предприятий в единое цифровое экономическое пространство. Национальная технологическая инициатива (НТИ) — «Передовые производственные технологии» — дорожная карта «Технет». Создание российских «Фабрик будущего» (Цифровых / "Умных" / Виртуальных фабрик) как комплексных технологических решений для производства конкурентоспособной продукции нового поколения.
  • Тема 6. Бенчмаркинг как инструмент совершенствования бизнес-процессов предприятия
    Выбор бенчмарков для данного предприятия и сравнение КПЭ модели AS IS с КПЭ бенчмарков. Определение низкоэффективных процессов предприятия по результатам бенчмаркинга. Анализ проблем с точки зрения негативного влияния на бизнес и финансовые результаты предприятия. Анализ препятствий, не позволяющих добиться максимальных показателей. Оптимизация и/или реинжиниринг бизнес-процессов предприятия по результатам анализа лучших практик и формирование модели TO BE. Пересмотр существующих стратегических целей и принятие окончательного решения о том, как будут выстроены оптимизированные бизнес-процессы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Самостоятельные работы на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Васин С. Г. - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. ВСЕОБЩИЙ ПОДХОД. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 404с. - ISBN: 978-5-534-10557-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-kachestvom-vseobschiy-podhod-430852
  • Горелов Н. А., Кораблева О. Н. - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 241с. - ISBN: 978-5-534-10039-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/razvitie-informacionnogo-obschestva-cifrovaya-ekonomika-429156
  • Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. ; Под ред. Громова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-432861
  • Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы : монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт ; под редакцией А. И. Громова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-03094-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432861 (дата обращения: 25.11.2019).
  • Детмер У.. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию [Электронный ресурс] / Детмер У.; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 444 с. – ISBN 9785961449730. – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/429
  • Древс Ю. Г., Золотарёв В. В. - ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 142с. - ISBN: 978-5-534-11951-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/imitacionnoe-modelirovanie-446488
  • Загребаев А. М. - ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 2-е изд. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 159с. - ISBN: 978-5-534-12472-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/elementy-teorii-veroyatnostey-i-matematicheskoy-statistiki-447580
  • Имитационное моделирование в экономике и управлении : учебник / О.В. Булыгина, А.А. Емельянов, Н.З. Емельянова ; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Емельянова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 592 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/textbook_5b5ab5571bd995.05564317. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/988974
  • Калинин Н.В. - Современные тренды управления и цифровая экономика. От регионального развития к глобальному экономическому росту - Русайнс - 2019 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-3761-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933862
  • Соловьева Ю. Н. - КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И БЕНЧМАРКИНГ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 139с. - ISBN: 978-5-534-11498-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/konkurentnye-preimuschestva-i-benchmarking-445391
  • Статистическое управление процессами: Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта: Справочное пособие / Уилер Д., Чамберс Д. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 409 с.: ISBN 978-5-9614-5726-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003035

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бабина О.И. Имитационное моделирование процессов планирования на промышленном предприятии [Электронный ресурс] : монография / О.И. Бабина, Л.И. Мошкович. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 152 с. - ISBN 978-5-7638-3082-8 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/506049
  • Вумек Дж. - Поднимая планку. Как работать эффективнее, мыслить масштабнее и успевать больше - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 304с. - ISBN: 978-5-91657-962-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62263
  • Джордж М. - Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг. Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2011 - 464с. - ISBN: 978-5-91657-217-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62324
  • Кобелев, Н. Б. Качественная теория больших систем и их имитационное моделирование [Электронный ресурс] : пособие для разработчиков имитационных моделей и пользователей / Н. Б. Кобелев. - Москва : Принт Сервис, 2009. - [85 с.] - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/414753
  • Куприянов Ю. В. - БИЗНЕС-СИСТЕМЫ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 208с. - ISBN: 978-5-534-11758-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/biznes-sistemy-osnovy-teorii-upravleniya-446094
  • Формирование механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности: монография / Семеркова Л.Н., Шерстобитова Т.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 160 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-013741-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/952145