• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Профессиональное развитие психолога

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс адаптационный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Фам Анна Хунговна
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для сопровождения и всесторонней поддержки будущего специалиста-психолога в выборе и реализации его индивидуальной траектории профессионального развития. В процессе занятий происходит углубленное знакомство с различными направлениями деятельности профессионального психолога и анализ личностных особенностей специалистов разных профилей, знакомство с этическими принципами психологической работы, обучение навыкам психогигиены и профилактики эмоционального выгорания. Отдельное внимание уделяется самопознанию: исследованию собственной мотивации, анализу ожиданий, страхов, образа профессии и себя как психолога (включая анализ своих сильных сторон и зон роста), возможных препятствий на пути к поставленной цели. Все это служит цели повышения осознанности, рефлексивности и ответственности молодого специалиста, усиления профессиональной идентичности и мотивации, а также позволяет лучше почувствовать коллегиальное поле и выработать свой индивидуальный стиль работы. В зависимости от рассматриваемых тем и задач, предусмотрены различные учебные форматы: групповая дискуссия, доклады, написание индивидуальных творческих работ (эссе), проведение полуструктурированных интервью, группы самопознания и интерактивные форматы, позволяющие студентам тренироваться в получении и предоставлении экологичной обратной связи другим членам группы, и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Адаптировать студентов к обучению в рамках магистратуры по позитивной психологии: обеспечить психологическую и информационную поддержку на начальных этапах обучения, оказать помощь в разработке индивидуальной траектории профессионального и личностного развития будущего специалиста.
  • Познакомить с рядом современных психотехнических методов и методик, включая инструменты практической работы позитивного психолога.
  • Создать условия для развития личностного потенциала и отработки «мягких» навыков студентов образовательной программы (4К: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление).
  • Создать предпосылки для формирования внутренней учебной и профессиональной мотивации (автономия, компетентность, чувство связанности с другими), а также развития профессионального самосознания (осознания себя как части общего коллегиального поля) и создания целостного и реалистичного образа осваиваемой специальности и себя как будущего специалиста.
  • Создать условия для психологической и идейной «сонастройки» участников образовательного процесса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспринимает себя как часть общего коллегиального поля.
  • Имеет полное и комплексное представление о профессии психолога и возможностях профессиональной реализации.
  • Умеет конструктивно обрабатывать обратную связь о себе/своей работе и экологично давать обратную связь другому; настроен на диалогическую позицию в отношениях с преподавателями, студентами, коллегами (в т.ч. при возникновении проблем и решении сложных вопросов).
  • Имеет комплексное и реалистичное представление о своих компетенциях, личностных ресурсах и зонах роста в профессиональной сфере, а также конкретных способах достижения своих профессиональных целей.
  • Знает особенности своего индивидуального стиля работы, конкурентные преимущества, ограничивающие факторы и способы их устранения/компенсации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство и обсуждение ожиданий от магистерской программы.
    Встреча с академическим руководителем магистерской программы. Знакомство. Сбор ожиданий от обучения. Ответы на вопросы студентов. Обзор целей курса, выработка правил взаимодействия.
  • Деятельность профессионального психолога как поле возможностей. Самоопределение специалиста.
    Упражнение «Точка настоящего момента». Реконструкция индивидуальных смыслов обучения в магистратуре. Формирование списка вопросов интервью про профессиональный путь психолога.
  • Этические аспекты работы психолога.
    Обратная связь высокого качества (Э. Минделл). Развитие чувствительности к обратной связи как ресурса личности. Вопросы власти и ответственности и профилактика «спасательской» позиции профессионального психолога. Этические принципы психологической работы.
  • Образ профессии и образ себя в профессии. Компетенции, вызовы, зоны роста.
    Метанавыки психолога. Упражнение «Мои метанавыки». Доклады о психологах-ролевых моделях. Упражнение «Высокий сон, или Исследование моей мечты». Упражнение «Репертуарные решетки Дж. Келли» для анализа образа себя как профессионала. Упражнение «Образ профессии». Исследование своих сильных сторон и зон роста, имплицитных установок и ограничивающих факторов. Упражнение «Рефрейминг».
  • Личностное развитие специалиста. Психогигиена и профилактика эмоционального выгорания.
    Мотивация профессионального психолога. Поиск своего индивидуального профессионального стиля. Упражнение «Музыкально-академическая синестезия». Презентация результатов интервью с современными отечественными и зарубежными психологами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
    Присутствие на занятиях отмечается в текущей ведомости.
  • неблокирующий Активность
    Активность на каждой сдвоенной учебной паре отмечается в текущей ведомости.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.6 * Активность + 0.4 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гройсман А.Л., Иконникова А.Н - Общая психопрофилактика и психогигиена творческого труда - ООО "Когито-центр" - 2006 - 160с. - ISBN: 5-89353-206-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109159
  • Нестерова А. А., Суслова Т. Ф. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 356с. - ISBN: 978-5-9916-8758-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-psihologa-433216
  • Под общ. ред. Минаевой Н.С. - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 121с. - ISBN: 978-5-534-07822-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/aktualnye-problemy-teorii-i-praktiki-sovremennoy-psihologii-441504
  • Протанская Е. С., Семенова С. В., Ходаковская О. В. - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 233с. - ISBN: 978-5-534-00360-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/professionalnaya-etika-psihologa-433215

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Абдурасулов, Т. (2011). «Я-Концепция» И Профессиональное Самоопределение Личности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4935782D
  • ОСИН, Е. Н., & ЛЕОНТЬЕВ, Д. А. (2017). Диагностика переживаний в профессиональной деятельности: валидизация методики. Organizational Psychology / Organizacionnaâ Psihologiâ, 7(2), 30–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=123945127