Магистратура
2020/2021
Научно-исследовательский семинар
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Земскова Елена Евгеньевна,
Козицкая Юлия Михайловна,
Успенский Борис Андреевич,
Успенский Павел Федорович
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» студенты овладевают навыками командной работы (проекты в рамках НИСа, коллективное обсуждение докладов и презентаций) и получают возможность выработать наиболее оптимальную методологию для написания курсовой работы. В рамках курса обсуждается наиболее актуальная для исследований студентов научная литература, которая способствует выработки научной методологии, а также отрабатываются навыки устных выступлений и работе в группе. Текущий контроль по курсу – накопленная оценка, формирующаяся за счет участия в дискуссиях и выступлениях с докладами. Курс заканчивается экзаменом.
Цель освоения дисциплины
- Развитие у магистрантов навыков эвристики, научного поиска и исследовательской работы;
- Формирование у магистрантов навыков библиографической работы;
- Обучение основным приемам историко-литературного анализа художественных текстов и различным классическим и современным литературоведческим подходам;
- Углубление знаний литературоведческой терминологии;
- Развитие практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований;
- Развитие навыков академического письма, подготовка текста магистерской работы.
Планируемые результаты обучения
- Знание основных историко-культурных и филологических понятий;
- Знание научной терминологии основных методов современного гуманитарного знания (в частности, компаративистики);
- Знание современных информационных систем;
- Умение анализировать тексты, применяя методы междисциплинарного анализа;
- Умение интерпретировать и классифицировать материал по истории русской литературы и культуры в междисциплинарной перспективе;
- Умение ориентироваться в различных методах филологических исследований, осознавать и обосновывать их сильные и слабые стороны, место в истории филологической науки, корректно оценивать возможность применения этих методов к иному материалу;
- Умение применять разные современные подходы в компаративистике при анализе русско-европейских литературных связей;
- Умение работать с библиографической базой;
- Умение помещать исследуемый объект в кросс-культурный контекст;
- Умение порождать непротиворечивые концепции в рамках одного из актуальных современных направлений в филологии;
- Владение навыками исследовательской работы, использование возможностей методологии современных гуманитарных наук;
- Владение основными методиками контекстуального анализа текста, терминологией и научным языком избранной методологической парадигмы;
- Владение навыками работы с текстовыми источниками (классификация, подбор материала, описание объекта);
- Владение навыками подготовки текста к публикации;
- Владение навыками планирования и организации научно-исследовательского проекта.
Содержание учебной дисциплины
- «Советский человек» в оптике литературы и филологических наукТема призвана напомнить магистрам об основных филологических подходах, посвященных осмыслению проблемы «советского человека». Изучение научной литературы помогает студентам отрефлексировать методы, использующиеся в курсовой работе.
- Составление библиографии по теме курсовой работыВ рамках данного раздела студенты составляют библиографию для дальнейшей курсовой работы. Обсуждаются основные база данных (РНБ, РГБ, ИНИОН, ГПИБ, JSTOR), а также интернет-библиотеки. Оттачиваются методы поисковой эвристики.
- Реферат научной литературы по теме курсовой работыСтуденты составляют письменный реферат по основным научным трудам, посвященным теме курсовой работы. Результаты реферата студенты предоставляют в письменном виде и одновременно презентуют на занятиях в качестве небольшого сообщения. Обсуждение устного реферата позволяет студентам осознать единое методологическое пространство филологии и лучше понять плюсы и минусы выбранных исследовательских подходов.
- Выступление с докладом по курсовой работеСтуденты выступают с докладами по курсовой работе. Задача докладов – выработать методологический ракурс к поставленной проблеме с учетом изученной научной литературы. В докладе магистр обязан внятно сформулировать проблему исследования, а также способы ее научного решения в выбранной методологической рамке. Дискуссия после докладов позволяет уточнить методологический аппарат и иногда скорректировать способы решения поставленной проблемы.
- Предварительная защита курсовой работыСтуденты выступают с финальной презентацией курсовой работы, подробно рассказывают о полученных результатах и о перспективах их использования в дальнейшей научной работе. Другие студенты назначаются оппонентами, что позволяет добиться не только положительной групповой динамики, но и улучшить практики академической коммуникации.
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Устный реферат
- Доклад по теме курсовой, представляющий первые результаты исследования
- Доклад по теме курсовой, представляющий финальные результаты исследования
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Доклад по теме курсовой, представляющий первые результаты исследования + 0.3 * Доклад по теме курсовой, представляющий финальные результаты исследования + 0.2 * Работа на семинарах + 0.2 * Устный реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fitzpatrick, S. (DE-588)132798344, (DE-576)160958431. (1999). Everyday Stalinism : ordinary life in extraordinary times; Soviet Russia in the 1930s / Sheila Fitzpatrick. Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.075108488
- Алексей Юрчак. (2016). Некроутопия: политика голой жизни и вне-советский субъект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.52047234
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кукулин, И. В. (2015). Лирика советской субъективности: 1930-1941 ; Peotry of the soviet subjectivity: 1930-1941.