• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория и методология современной психологии

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Позитивная психология)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Позитивная психология
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, изучающих дисциплину «Теория и методология современной психологии». Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению Психология, уровень подготовки: магистр. Настоящая дисциплина относится к циклу обязательных базовых дисциплин направления «Психология», обучающихся по магистерским программам. Программа содержит все разделы, включенные в стандарты обучение магистров Министерства образования и науки РФ и НИУ ВШЭ. Программа приспособлена к новой преподавательской ситуации - большинство обучающихся в магистратурах по психологии студентов сегодня имеют высшее, но непсихологическое образование. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: все научно-исследовательские семинары, магистерские, кандидатские и докторские диссертации. Программа состоит из 5 основных тем: 1. Понятие о науке и научных методах, понятие о рефлексии, структура методологического знания, история методологии, методы моделирования реальности. 2. Методология и психология. Специфика и виды психологического знания, объект и предмет психологии, виды моделей, психологические школы, теории и законы психологии, проблема теории и практики. 3. Принципы психологии. Понятия и системы принципов (детерминизма, развития, активности системности и др.). 4. Категории психологии. Системы и перечни категорий. Психика, образ мира, сознание, деятельность, личность. Категориальный анализ. 5. Основные актуальные проблемы современной психологии. Понятие: актуальная проблема. Универсальные схемы анализа. Перечни и характеристики актуальных проблем. Изучение тем проводится в виде лекций, семинаров и форм самостоятельной работы (подготовка докладов, домашние задания, реферат и эссе). В программе содержатся критерии отметок за различные виды работы, образцы вопросов и тестов. В Приложениях даны темы всех лекций и семинаров с перечнем основной и вспомогательной литературы для их изучения. В описании семинаров даны темы для докладов и разбираемые вопросы, структуры дополнительных заданий. Также в Приложениях содержатся образцы дополнительных заданий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка студентов-магистрантов к квалифицированному самостоятельному использованию изучаемых понятий, принципов и методов в прикладных и научных разработках.
  • Изучение основных понятий и методов, теории и методологии современной психологии, позволяющих ориентироваться в литературе, выбирать и изучать информацию (специальную литературу, сетевые ресурсы и др.), необходимую для решения конкретных научных и прикладных профессиональных проблем.
  • Формирование понятий о законах, теориях и методах современной психологии, позволяющих профессионалу использовать эти теории и методы, критически относиться к ним, модифицировать их с проведением необходимых процедур стандартизации.
  • Формирование умения рефлексивно относиться к используемым в своей и чужой профессионально-прикладной и научной работе понятиям, принципам, законам, теориям и методам.
  • Формирование умения творчески относиться в своей и чужой профессионально-прикладной и научной работе понятиям, теориям и методам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определять основные понятия
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психологии.
  • Умение аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискуссию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Умение ретроспективно и проспективно описывать основные этапы своей деятельности, критически оценивать выполнение деятельности, выносить суждения о возможной оптимизации.
  • Умение самостоятельно проводить теоретический поиск, выделять главное, рефлексивно относиться к освоению новых методов.
  • Умение самостоятельно находить и анализировать информацию по избранной теме, критически оценивать информацию на основе критериев научности.
  • Знание дескриптивных и нормативных функций методологии.
  • Знание о структуре познава-тельной ситуации, проблеме и методологических подходах к ее решению.
  • Знание о рефлексии деятельности, проектировании деятельности.
  • Знание основных принципов и категорий науки, основных принципов и категорий психо-логии.
  • Умение аргументировано изла-гать и отстаивать свою точку зрения, умение вести дискус-сию, знание о требованиях к научным теориям, моделям, о критериях научности.
  • Знание о рефлексии деятельно-сти, проектировании деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука, методология науки, научные методы (лекции – 4 часа, семинары – 6 часов, с/р – 16 часов)
    Определения терминов «наука», «философия», «мировоззрение» и их обсуждение. Проблемы истины, знания, демаркации. Метод как путь к цели. Понятие о методах науки. Термин «метод» в широком и узком смысле слова. Понятие о науке. Виды науки. Проблема истины, проблема демаркации, критерии научности. Соотнесение понятия «методология» с понятиями «мировоззрение», «наука», «философия», «науковедение». Понятие о рефлексии. Методология как рефлексия науки. Функции методологического знания. Структура методологического знания: философско-мировоззренческий уровень, уровень общенаучной методологии, уровень конкретно-научной методологии, уровень процедуры и техники исследования. Виды методологического знания. Познавательная ситуация, объект и предмет науки. Субъект познания. История развития методологических знаний. Основные подходы и методы. Парадигмы и «научные революции». Позитивизм, неопозитивзм и постпозитивизм. Принцип верифицируемости, принцип фальсифицируемости. Онтологизм, гносеологизм, методологизм. Моделирование «реальности». Классическая наука, «кризис науки», неклассическая, постнеклассическая стадии развития науки. Научные и мировоззренческие революции. Семантика научного знания. Количественные и качественные методы. Методологии качественного исследования.
  • Тема 2. Методология и психология (лекции – 4 часов, семинары – 6 часов, с/р – 20 часа)
    Специфика и виды психологического знания. Значение методологии для психологии. Эмпиризм и рационализм, современные эмпирические и теоретические методы. Виды объяснений (причинное, структурное, функциональное, генетическое). Объект и предмет науки, объект и предмет психологии. Проблема предмета, проблема метода в психологии. Принцип реконструкции. Моделирование в психологии. Виды моделей, требования к моделированию психического. Семантика психологического языка. Математика и психология. Ограничения математического моделирования. Проблемы применения математических методов обработки результатов. Психологические школы, «предметы психологии», феноменализм, структурализм, функционализм, проблема единиц анализа, кризис психологии (гносеологическая, деятельностная, социальная и субъектная парадигмы), современные проявления кризиса. Формальная логика, диалектическая логика, системные подходы в психологических исследованиях. Система анализа системных подходов. Законы психологии. Нормативные и естественные законы. Теории психологии. Параметры оценки теории. Виды теоретического знания. Классификации теорий. Эмпирические и теоретические обобщения. Виды объяснений. Культурно-историческая теория, теория деятельности. Количественные и качественные методы в психологии. Невозможность полноты системного описания. Психологические теории и практика. Сетевая парадигма (метафора сети) в психологии.
  • Тема 3. Принципы психологии (лекции – 6 часов, семинары – 8 часов, с/р – 22 часа)
    Тема 3. Принципы психологии (лекции – 6 часов, семинары – 8 часов, с/р – 22 часа) Понятие «принципы науки». Система принципов. Принцип подобия (сходство) и принцип отражения (уподобление). Принцип взаимодействия. Принцип детерминизма, причинность, телеологизм, редукционизм. Вероятностность и детерминизм. Изменения представлений о детерминированности в связи с принципом опосредствования. Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», опосредствованный. Принцип развития, параметры развития, принцип взаимодействия. Каузальность и законы психологии, принцип неопределенности, принцип дополнительности. Принцип активности, пассивность – реактивность – активность, избыточная неадаптивная активность, параметры активности. Принцип системности. Структура системы, единицы анализа системы, системообразующий фактор, системные качества, функциональный анализ, системный анализ, избыточные неадаптивные элементы. Синергетика, автопоэзис, диссипативные структуры. Целенаправленные системы. Принцип реконструкции. Модели реконструкции и аккумуляции в психологии (психоанализ, теория интериоризации, универсалии). Принципы в психологических школах и теориях.
  • Тема 4. Категории психологии (лекции – 4 часа, семинары – 8 часов, с/р – 20 часов)
    Понятие «категории науки». Значение слова и его функции. Понятия и категории. Система категорий (категориальный строй). Категориальные тезаурусы, категориальные сети. Проблема поиска единиц анализа психического вне системы категорий (понятий). Отражение и взаимодействие, тезаурус понятий. Проблема субъективности, тезаурус понятий. Психика, онтологический статус, свойства, проблема построения образа, тезаурус понятий. Деятельность, деятельностный подход, теория деятельности как теория общепсихологическая парадигма, характеристики деятельности, критика теории деятельности, тезаурус понятий. Культурно-историческая теория: предпосылки, эвристичные понятия, критика. Культурно-историческая психология. Образ, образ мира и образ жизни, тезаурус понятий. Психика, онтологический статус, уровни психического, системное описание психики. Сознание, онтологический статус, свойства сознания, структура, функции, тезаурус понятий. Модели сознания. Измененные состояния сознания. Деятельностная теория сознания. Личность, тезаурус понятий. Общение, тезаурус понятий. Категориальный анализ. Категории, концепты и дискурс.
  • Тема 5. Актуальные методологические и теоретические проблемы психологии (лекции – 4 часов, семинары – 6 часа, с/р – 18 часов)
    Понятие «актуальная методологическая проблема». Понятие «актуальная теоретическая проблема». Понятие «теоретическая психология». Проблема «объективного метода» в психологии. Психофизическая проблема. Психофизиологическая проблема. Психогенетическая проблема. Психопраксическая проблема. Психогностическая проблема. Психосоциальная проблема. Психоэнергетическая проблема. Проблема социального и биологического в психическом развитии. Проблема единиц анализа психического как особый вид моделирования в психологии, требования к единицам анализа психического. «Универсальные» схемы анализа, описания и проектирования явлений, проблема языка описания. Психотерапевтические мифы. Психология и парапсихология. Психология и религия. Психологическая наука и психологические практики. Учения о душе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашние задания
    В случае если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускает сдача форм контроля не позднее чем через две недели с момента окончания действия справки, если другие сроки не установлены деканатом. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».
  • неблокирующий Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу (Эссе)
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.45 * Аудиторная работа + 0.1 * Домашние задания + 0.2 * Письменное (семестровое – 2 модуля) задание по курсу (Эссе) + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., Смирнов, С. Д., 2012
  • Современная психология. Теория и методология. Т. 1: ., Серкин, В. П., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в методологические основы психологии : учеб. пособие, Лубовский, Д. В., Фельдштейн, Д. И., 2005
  • Корнилова Т. В. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ в 2 ч. Часть 1. 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 240с. - ISBN: 978-5-534-05186-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-v-2-ch-chast-1-437469
  • Методологические основы психологии : Учеб. пособие для вузов, Веракса Н.Е., 2008
  • Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учеб. пособие для вузов, Серкин, В. П., 2008