• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Моделирование бизнес-процессов

Статус: Курс обязательный (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Горчаков Ярослав Витальевич, Романов Дмитрий Александрович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе проведения курса у студентов формируются умения и навыки моделирования и анализа бизнес-процессов в целях решения прикладных задач в области бизнес-информатики. Теоретическая часть дисциплины реализуется в традиционном формате лекционных занятий с активным использованием различных форм командной работы при разборе и анализе практических бизнес-кейсов. Освоение материала теоретической части курса проверяется и закрепляется в рамках практических занятий в компьютерном классе и выполнением самостоятельной работы, в том числе в дистанционном формате.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение теоретических знаний о деятельности организации как системе процессов на основе концепции Business Process Management, методологиях и инструментах моделирования и анализа бизнес-процессов
  • Изучение основ управления сложными системами в их взаимосвязи с внешней и внутренней средой
  • Получение практических умений и навыков по моделированию и анализу бизнес- процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Идентифицирует системы различной природы
  • Выделяет в системах положительные и отрицательные обратные связи
  • Перечисляет базовые элементы нотации и правила моделирования SADT\IDEF0
  • Распознаёт особенности функциональной, процессной и проектной модели управления в деятельности организации
  • Использует терминологию процессного управления
  • Определяет цели и метрики бизнес-процессов
  • Идентифицирует процессы верхнего уровня, понимает их сходство и различие
  • Владеет методами документирования деятельности организации
  • Применяет кросс-функциональные диаграммы и метод SIPOC для описания бизнес-процессов
  • Применяет основные понятия и принципы моделирования деятельности организаций различных отраслей
  • Создаёт модели организационных структур
  • Создаёт модели бизнес-процессов верхнего уровня
  • Строит eEPC-диаграммы для моделей бизнес-процессов
  • Находит и исправляет ошибки в eEPC-диаграммах
  • Формулирует цели и методы анализа бизнес-процессов
  • Применяет качественные и количественные методы анализа бизнес-процессов
  • Анализирует причинно-следственные связи с использованием диаграммы Исикавы
  • Строит и анализирует матрицу ответственности (RASCI) для бизнес-процесса
  • Идентифицирует и классифицирует ошибки бизнес-процессов, предлагает способы их исправления
  • Создает модели в нотации BPMN2.0. и адекватно использует объекты нотации на разных уровнях моделирования процессов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы структурного анализа
    Организации как сложные социотехнические системы. Свойство эмерджентности. Связи в системах, положительная и отрицательная обратная связь. Система и модель системы. Методология структурного анализа SADT\IDEF0. История создания, базовые элементы нотации и правила моделирования. Принцип декомпозиции. Примеры моделей в нотации IDEF0. Коллективная работа над моделями. Достоинства и недостатки методологии. Моделирование данных, ER-диаграммы (Сущность-Связь), атрибуты, мощность связи, варианты нотаций, примеры. Другие структурные методологии, семейство методологий IDEF. Объектно-ориентированное моделирование, методология UML.
  • Основы процессного управления
    Функциональная, процессная и проектная модели в деятельности организации. Определение понятия «бизнес-процесс». Сравнение существующих определений бизнес-процесса. Введение основных используемых терминов и их определений: владелец, продукты, входы и выходы, ресурсное окружение, границы и интерфейсы, поставщики и потребители, риски. Цели и метрики бизнес-процессов. Идентификация процессов. Свойства процессов. Процессы верхнего уровня, их сходство и различие. Варианты описания бизнес-процессов. Кросс-функциональные диаграммы. Метод SIPOC. Документирование деятельности организации, анкетирование и интервьюирование.
  • Моделирование деятельности организации
    Простые модели Flowchart, блок-схема. Возможности и ограничения моделей разных типов. Нотации для описания процессов верхнего уровня VAD. Нотации ЕРС и BPMN 2.0. Особенности применения нотаций в зависимости от проектных задач.
  • Методы анализа бизнес-процессов
    Логический анализ и анализ соблюдения методологии описания. Анализ ошибок процесса, логики выполнения процесса. Анализ интерфейсов, входов-выходов, ресурсов, целей и других элементов процессов. Анализ качества процессов с учетом приоритетов и специфики организации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Практические задания, выполняемые в компьютерных классах и/или на личных компьютерах студентов
    10 баллов. Максимальный балл может быть получен только при наличии развёрнутых ответов на все поставленные вопросы. В ответе допускается использование сносок, стрелок с указанием на объекты из задания, подписей на самой модели из задания. Принимаются только разборчивые ответы, без сокращений слов, с использованием научной лексики и терминологии согласно заданию. Оценка может быть повышена, если в ответе используется методика анализа, классификация ошибок с указанием источников (авторов методологии, разработчиков нотации и т.п.). Балл может быть повышен на половину значения, если при неточной формулировке или термине четко прослеживаются системные и межпредметные связи, либо если вес часть ответа значительно повышает качество выполнения всего задания по смыслу и полноте (определяется проверяющими). • 10 баллов (100 % решения задачи)– ответ полный, при анализе процесса - с выявлением всех ошибок в модели (кейсе), аргументируется положениями используемой методологии, ее названием, основными положениями. В ответе приводятся правила методологии (нотации), корректно именуются используемые объекты с названием их типа согласно методологии, заданию и связи между ними. Ответ логичен и структурирован по разделам, по степени обобщения и детализации (например, от общего к частному, от методологии до конкретизации ее использования). Аргументы содержат ссылки на авторов и/или названия нотации, источники методики, например: «Согласно правилам нотации, модель строится по принципу……». Ответ иллюстрирует понимание организации как системы, имеются указания на окружение и компоненты системы, межпредметные связи, роли в процессе, ресурсы. Задача решена идеально. В модели или описании процесса нет ошибок. При решении кейсов полностью сформулирована цель и приведены задачи для ее достижения, способы решения. В презентации имеются выводы, список результатов по соответствию поставленным задачам. • 9 баллов – то же, что и 10 баллов, но степень конкретизации и межпредметных связей может быть ниже, при анализе процесса выявлено не менее 90 % ошибок в модели. Задача решена отлично, близко к идеалу. В модели или описании процесса допускается одна незначительная ошибка: дизайн, название модели или объектов, другие мелкие недочеты. Не допускаются ошибки, связанные с методологией, концептуальными положениями, терминологией. Результаты формализованы корректно. При решении кейсов полностью сформулирована цель и приведены задачи для ее достижения, способы решения. В презентации имеются выводы, список результатов по соответствию поставленным задачам. В ответе, отчете, презентации прослеживаются системные связи, представление об организации как системе в ее развитии. • 8 баллов – то же, что и 9 баллов, но выявлено при анализе процесса меньше ошибок (не менее 80 %). Задача решена в целом отлично. Модель построена корректно. В модели или описании процесса допускаются 2 незначительные ошибки: дизайн, название модели или объектов, другие мелкие недочеты. Не допускаются ошибки, связанные с методологией, концептуальными положениями, терминологией. Результаты формализованы корректно. При решении кейсов полностью сформулирована цель и приведены задачи для ее достижения, способы решения. В презентации имеются выводы, список результатов по соответствию поставленным задачам. В ответе, отчете, презентации прослеживаются системные связи, представление об организации как системе в ее развитии. • 7 баллов – 70 % ошибок при анализе процесса выявлено, анализ корректный, но неполный: не содержит достаточной аргументации, присутствуют категоричные суждения хотя бы по одному объекту анализа. Слишком общие характеристики модели, без достаточной аргументации и конкретизации. В ответе также может, наоборот, не хватать обобщения по процессу – характеризуется только модель без связи с управлением процессом, целью описания процесса, или эта связь не четко сформулирована. Модель построена корректно. В модели или описании процесса допускаются 3 незначительные ошибки
  • блокирующий Экзамен (итоговая контрольная работа)
    Экзамен проводится в письменной форме. Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam по ссылке, предоставляемой студентам заранее Учебно-методическим центром ВШБ, К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/hardware-requirements-for-the-teams-app Для участия в экзамене студент обязан: Не позднее 7 дней до проведения экзамена проверить работоспособность компьютерного оборудования, необходимого для сдачи экзамена и убедиться в соответствие имеющегося оборудования требованиям к компьютеру для участия в экзамене на платформе MS Teams. Войти на платформу MS Teams под личной учетной записью (используется аккаунт студента @edu.hse.ru); Перед началом экзамена проверить работоспособность микрофона, колонок или наушников для передачи звука и видеокамеры, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для проведения экзамена инструменты: ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме приложения MS Teams или браузера, в котором будет выполняться вход на платформу MS Teams. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 2 недели до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Пользоваться материалами лекций; Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для ведения расчетов; Включать микрофон во время экзамена для ответов на вопросы преподавателя; Запрашивать у преподавателя дополнительную информацию, связанную с выполнением экзаменационного задания; Взаимодействовать с другими студентами (по индивидуальному обращению и согласованию с преподавателем). Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой MS Teams более 1 минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой MS Teams во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Контрольная работа + 0.25 * Практические задания, выполняемые в компьютерных классах и/или на личных компьютерах студентов + 0.5 * Экзамен (итоговая контрольная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Громов А. И., Фляйшман А., Шмидт В. ; Под ред. Громова А.И. - УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ. Монография - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-03094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/upravlenie-biznes-processami-sovremennye-metody-432861

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-05048-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-1-431307
  • Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. - МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-09385-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/modelirovanie-biznes-processov-v-2-ch-chast-2-444022