• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Методология научных исследований в менеджменте

Статус: Курс обязательный (Аналитик деловой разведки)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Аналитик деловой разведки
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой развернутое «введение в специальность» академического исследователя в области бизнеса и менеджмента. Дисциплина призвана создать научную основу для проведения исследований в менеджменте. Она поможет объединить в единую систему разнообразные исследования, проводящиеся в современном бизнесе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка студентов к деятельности в качестве корпоративного аналитика, консультанта либо академического исследователя
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1.1. Получение студентами представления о фундаментальных и прикладных знаниях и технологиях получаемых с помощью применения научного поиска.
  • 2.1. По результатам освоения данного раздела студенты должны продемонстрировать способность выявить основные формулировки феномена и исследовательских конструкт.
  • 2.2. Разделить данные формулировки на доминирующие и альтернативные.
  • 2.3. По возможности выделить неточности и противоречия в формулировках феномена и конструкта.
  • 3.1. Способность воспользоваться инструментариями исследований с соответствующим выборке, типу и характеру имеющихся данных об объекте исследования.
  • 4.1. Способность выбрать и установить продуктивный рабочий контакт с научным руководителем.
  • 4.2. Способность и формирование внутренней готовности следовать предложенному научным руководителем способу, методам и алгоритмам подготовки магистерской диссертации.
  • 4.3. Способность выдерживать установленные научным руководителем сроки выполнения отдельных видов работ.
  • 4.4. Способность создать связанный, грамматически и стилистически грамотный текст.
  • 4.5. Способность создать краткую и информативную письменную презентацию по результатам исследования.
  • 4.6. Способность внятно и убедительно провести устную презентацию по результатам исследования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Смысл научного исследования в области менеджмента и бизнеса
    Общие задачи научной деятельности в бизнесе и менеджменте. Смысл подготовки научного исследования. «Гуманистическая парадигма» исследований. Этические проблемы исследований в области бизнеса и менеджмента – этика исследователя и этика изучаемого бизнеса (включая практики КСО). Критерии оценки качества исследования. Представление о валидности научного знания. Критерии полезности управленческой теории. Типы управленческих исследований. Феномены и процессы как объекты и предметы исследований. Планирование исследовательского проекта. Научные исследования и управленческая деятельность – формы взаимосвязи. Синтез исследовательских методов в реальном проекте.
  • Тема 2. Построение тезауруса и анализ академических источников
    Структура академических источников и виды научных публикаций. Система оценки и признания научных публикаций. Работа с неэлектронными источниками. Основные электронные базы научных публикаций. Построение исходного тезауруса. Выделение научных школ, направлений, подходов. Основные журналы, синтезирующие научные достижения в области менеджмента и бизнеса. Доработка исходного тезауруса. Построение «карты поля» различными методами. Основные социальные сети исследователей. Researchgate – способы работы и получения костомизированной поддержки. Принципы аннотирования, каталогизирования и архивации отобранных научных публикаций. Подготовка критического обзора научной литературы по теме.
  • Тема 3. Качественный и количественный анализ данных
    Процессы в бизнесе и менеджменте. Информационные источники – артефакты, распорядительные документы, нефинансовые отчеты, финансовые отчеты, данные интервью и опросов, вторичные данные (аналитические обзоры, академические публикации). Способы сбора данных – архивное исследование, “action research”, включенное наблюдение, интервью и опросы, работа с вторичными данными. Способы обработки отдельных видов данных. Основные качественные методы, их применимость и ограниченность. Понятие «теоретического насыщения». Этика презентации результатов качественных исследований. Основные количественные методы. Понятие репрезентативности данных и валидности статистических процедур обработки и презентации результатов. Этика презентации результатов количественных исследований.
  • Тема 4. Технологии подготовки магистерской диссертации НИУ ВШЭ и ее структура
    Смысл подготовки магистерской диссертации. Допустимые виды магистерских диссертаций. Критерии оценки качества магистерской диссертации НИУ ВШЭ. Планирование исследовательского проекта. Типы исследовательской технологии – синтез исследовательских методов в реальном проекте. Принятые взаимные обязательства студентов и преподавателей НИУ ВШЭ. Алгоритм поиска, отбора и организации взаимодействия с научным руководителем. Стандарты оформления диссертационной работы и приемы подготовки и проведения презентации. Меню пост-диссертационного банкета.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий и работа в аудитории
  • неблокирующий Индивидуальная презентация по теме 2
  • неблокирующий Коллективная презентация по теме 3
  • неблокирующий Индивидуальная презентация по теме 4
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (защита презентации). Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/). К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться посторонними сайтами, использовать материалы чужих работ. Во время экзамена студентам разрешено демонстрировать презентацию. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Индивидуальная презентация по теме 2 + 0.1 * Индивидуальная презентация по теме 4 + 0.1 * Коллективная презентация по теме 3 + 0.1 * Посещение занятий и работа в аудитории + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Saunders, M. N. K., Thornhill, A., & Lewis, P. (2019). Research Methods for Business Students (Vol. Eighth edition). Harlow, United Kingdom: Pearson Education Limited. Retrieved from https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5774742
  • Saunders, M., Lewis, P., & Thornhill, A. (2015). Research Methods for Business Students (Vol. Seventh edition). New York: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419381
  • Стратегический менеджмент организации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saunders, M. N. ., & Lewis, P. (2017). Doing Research in Business and Management (Vol. 2nd). Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1594065