• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История и теория искусства

Статус: Курс обязательный (Практики современного искусства)
Направление: 50.04.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Практики современного искусства
Язык: русский
Кредиты: 10

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина строится из учебных модулей, посвященных изучению истории и теории современного искусства в исторической перспективе, а также связи с философией 20-21 века. Искусство 20го и 21-го века инспирировано самыми разнообразными идеями и концепциями. История всей человеческой культуры служит основой для современного искусства и для его понимания. Цель курса — исследовать глубокие связи различных явлений в истории человека. Искусство в этом смысле не выглядит замкнутым, герметичным явлением, но оказывается связанным с философией, наукой, религией, политикой и в целом с культурой. Наиболее интересное из перечисленного — философские идеи, которые иногда становились основой для создания художественных образов, а иногда искусство было питательной средой для философских концепций. В рамках курса студенты изучают теоретические модели современного творчества и знакомятся с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры. Курс не является предложением получить готовое знание, но является дискуссионной площадкой, в которой вслед за знакомством с философскими идеями и теоретическими моделями следуют споры на разнообразные темы, самостоятельные размышления, в результате которых каждый студент может сформировать собственную систему понимания взаимосвязи культурных явлений. Особая часть курса — рекомендованные самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь самостоятельно анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с помощью различных философских концепций. Формат изучения дисциплины: blended с использованием он-лайн курса «История дизайна» https://openedu.ru/course/hse/HISDES/. Лекции он-лайн – на Национальной платформе открытого образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студентов ясного представления об истории и теории современного искусства в целом, а также о специфике того вида искусства, в котором планируется профессиональное развитие художника.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты получат фундаментальные знания об истории и теории современного искусства, узнают о ключевых направлениях, художниках и произведениях, серьезно повлиявших на искусство XX–XXI вв., получат знания, необходимые для анализа современного художественного процесса, формирования собственного мировоззрения и авторского почерка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и теория современного искусства (часть 1)
    Предметом учебного модуля является изучение истории и теории искусства ХХ-XXI веков на материале отечественных и зарубежных художественных практик. Цель курса – способствовать погружению студентов в поле современного искусства, получению знаний о его основных направлениях и художественных течениях, о специфике отдельных медиумов и новых языков искусства, возникших в ХХ веке, также данный курс поможет студентам составить представление о той теоретической базе, на которой основывается творческая деятельность современного художника. Первая часть курса охватывает темы, связанные с терминологией, языком искусства, такими понятиями, как "субъект", "индивид", "автор". В фокусе внимания будет античная теория и философия искусства
  • История и теория современного искусства (часть 3)
    Предметом учебного модуля является изучение истории и теории искусства ХХ-XXI веков на материале отечественных и зарубежных художественных практик. Цель курса – способствовать погружению студентов в поле современного искусства, получению знаний о его основных направлениях и художественных течениях, о специфике отдельных медиумов и новых языков искусства, возникших в ХХ веке, также данный курс поможет студентам составить представление о той теоретической базе, на которой основывается творческая деятельность современного художника. Третья часть курса фокусируется на модернистской теории и философии искусства
  • История и теория современного искусства (часть 2)
    Предметом учебного модуля является изучение истории и теории искусства ХХ-XXI веков на материале отечественных и зарубежных художественных практик. Цель курса – способствовать погружению студентов в поле современного искусства, получению знаний о его основных направлениях и художественных течениях, о специфике отдельных медиумов и новых языков искусства, возникших в ХХ веке, также данный курс поможет студентам составить представление о той теоретической базе, на которой основывается творческая деятельность современного художника. Вторая часть курса сфокусирована на теории и философии искусства Средневековья и Нового времени, на проблемах веры и знания, рационализма и эмпиризма, визуальных и других видов искусства.
  • История и теория современного искусства (часть 4)
    Предметом учебного модуля является изучение истории и теории искусства ХХ-XXI веков на материале отечественных и зарубежных художественных практик. Цель курса – способствовать погружению студентов в поле современного искусства, получению знаний о его основных направлениях и художественных течениях, о специфике отдельных медиумов и новых языков искусства, возникших в ХХ веке, также данный курс поможет студентам составить представление о той теоретической базе, на которой основывается творческая деятельность современного художника. Четвертый блок курса затрагивает вопросы постмодернистского искусства
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тесты
    Проведение промежуточных тестов, включающих в себя до 40 вопросов. Тестовые вопросы могут быть закрытого типа (с предложенными вариантами ответов), открытого типа (без предложенных вариантов ответа, где необходимо письменно сформулировать свой ответ) и в формате «угадайки» (набор изображений по тематике предмета, которые необходимо идентифицировать по одному или нескольким указанным параметрам (автор / название работы / год)). В зависимости от количества вопросов и их типа, каждый правильный ответ в тесте оценивается в промежутке от 0,5 баллов до 5 баллов. Потерять баллы за неправильный ответ нельзя. Оценка за тест переводится в 10-балльную шкалу пропорционально. Использование конспектов и/или материалов из сети Интернет во время проведения теста не допускается. В каждом модуле предполагается проведение одного промежуточного теста. В случае пропуска промежуточного теста по уважительной причине и строго по предоставлению медицинской справки, подтверждающей уважительную причину отсутствия, студент имеет право пройти пропущенный тест в другой день, определенный преподавателем.
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменное задание
    Формат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.Для экзаменов без прокторинга: Дисциплины по направлению “История и теория дизайна” в Школе дизайна оцениваются по кумулятивной схеме, и на экзамен направляются лишь те студенты, кумулятивная оценка которых оказывается меньше 4 баллов. Экзамен проводится в устной форме — беседа с преподавателем по материалам курса, ответы на вопросы в свободной форме. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать отвечающего и участвовать в комментировании не своего ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент переходит в конец очереди отвечающих. Если студент не сумел переподключиться до конца экзамена, он отправляется на пересдачу.
  • неблокирующий тесты
    Проведение промежуточных тестов, включающих в себя до 40 вопросов. Тестовые вопросы могут быть закрытого типа (с предложенными вариантами ответов), открытого типа (без предложенных вариантов ответа, где необходимо письменно сформулировать свой ответ) и в формате «угадайки» (набор изображений по тематике предмета, которые необходимо идентифицировать по одному или нескольким указанным параметрам (автор / название работы / год)). В зависимости от количества вопросов и их типа, каждый правильный ответ в тесте оценивается в промежутке от 0,5 баллов до 5 баллов. Потерять баллы за неправильный ответ нельзя. Оценка за тест переводится в 10-балльную шкалу пропорционально. Использование конспектов и/или материалов из сети Интернет во время проведения теста не допускается. В каждом модуле предполагается проведение одного промежуточного теста. В случае пропуска промежуточного теста по уважительной причине и строго по предоставлению медицинской справки, подтверждающей уважительную причину отсутствия, студент имеет право пройти пропущенный тест в другой день, определенный преподавателем.
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий письменное задание
    Формат письменной работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы.Для экзаменов без прокторинга: Дисциплины по направлению “История и теория дизайна” в Школе дизайна оцениваются по кумулятивной схеме, и на экзамен направляются лишь те студенты, кумулятивная оценка которых оказывается меньше 4 баллов. Экзамен проводится в устной форме — беседа с преподавателем по материалам курса, ответы на вопросы в свободной форме. В Школе дизайна экзамен проводится на нескольких платформах в зависимости от потребностей преподавателя и студентов. Возможные платформы для проведения экзамена по проектным дисциплинам: ZOOM (https://zoom.us/) Skype (https://www.skype.com/ru/) MS Teams (https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/microsoft-teams/group-chat-software) Discord (https://discord.com/) К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Возможность тестирования платформы остаётся на усмотрение студентов и преподавателей и не является обязательным условием для проведения экзамена Компьютер и/или иной гаджет студента должен удовлетворять следующему требованию — наличие работающего микрофона. Возможность демонстрации экрана и работающая камера остаются на усмотрение студента и преподавателя. Отсутствие работающей камеры и невозможность демонстрации экрана не является препятствием к сдаче экзамена. Настоятельно рекомендуется, при подключении к просмотру корректно указывать свои фамилию и имя, а также номер группы. Во время экзамена студентам запрещено перебивать отвечающего и участвовать в комментировании не своего ответа. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент переходит в конец очереди отвечающих. Если студент не сумел переподключиться до конца экзамена, он отправляется на пересдачу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Практико-ориентированная схема накопительной системы оценивания включает в себя следующие параметры: Выполнение модульной домашней работы (одно или несколько заданий преподавателя). Формат домашней работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую или практическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы. Выведение оценки за посещаемость студентов на протяжении длительности предмета. Шкала соответствия оценки и посещенных студентами занятий регламентируется преподавателем исходя из длительности конкретного предмета. По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =75% (оценка за домашнюю работу) + 25% (оценка за посещаемость).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Практико-ориентированная схема накопительной системы оценивания включает в себя следующие параметры: Выполнение модульной домашней работы (одно или несколько заданий преподавателя). Формат домашней работы регламентируется преподавателем и может представлять собой реферат, эссе, визуальное исследование, аналитическую или практическую работу. В каждом полугодии предполагается выполнение одной домашней работы. Выведение оценки за посещаемость студентов на протяжении длительности предмета. Шкала соответствия оценки и посещенных студентами занятий регламентируется преподавателем исходя из длительности конкретного предмета. По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =75% (оценка за домашнюю работу) + 25% (оценка за посещаемость).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jordan, S. L. (2018). ARH 141 Introduction to the History of Modern Art. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D356E4E9
  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-03311-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-431152
  • Ильина Т. В., Фомина М. С. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ 7-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-07318-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-zapadnoy-evropy-ot-antichnosti-do-nashih-dney-441498
  • Теория и история искусства: Выпуск 3/4 / Под ред. А.П. Лободанова. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 216 с. - ISBN 978-5-19-010892-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022556 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022556
  • Теория и история искусства. Вып. 1—2 / Отв. ред. А.П. Лободанов. — М.: Издательство Московского университета, 2014. — 272 с. - ISBN 978-5-19-010861-3 - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022560 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022560
  • Теория и история искусства. Выпуск 1 / Отв. ред. А.П. Лободанов. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 208 с. - ISBN 978-5-211-06489-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1022558 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1022558

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cottington, D. (2005). Modern Art: A Very Short Introduction. Oxford [England]: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=186562
  • Ильина Т. В. - ИСТОРИЯ ИСКУССТВА 2-е изд. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-10779-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-iskusstva-431512