• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Человек и животное: проницаемые границы"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен роли животных в литературе. Рассматривается, как в определенных литературных жанрах, приемах повествования и мотивах деконструируется "антропологическая цезура" (Джорджио Агамбен), категорически отделяющая человека от животного. На примере текстов Франца Кафки и Дж. М. Кутзее будет обсуждаться вопрос о том, как литература рассматривает свою собственную роль в критике антропоцентрических дискурсов. Oсобое внимание уделяется некоторым постоянным аспектам появления животных в литературе: говорящим и пишущим собакам (у Мигела де Сервантеса, Э.Т.А. Гофмана, Николая Гоголя, Владимира Маяковского, Франца Кафки), тоске цивилизованного человека по потерянной "дикости" и „звери“(у Шарла Бодлера, Райнера Марии Рильке, Tеда Хьюза и др.). Помимо литературных текстов, будут обсуждаться философские тексты (И. Г. Гердер, Фридрих Ницше, Жиль Делез, Джорджио Агамбен и др.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Студент понимает, что занятие животными в литературе выходит далеко за рамки простой истории мотивов (в смысле литературы "о" животных, "анималистической литературы"). Речь идет о роли литературы в антропологической дифференциации человека и животных. Это связано с вопросом об определенной поэтике: например, о роли языка (и о деконструкции его якобы исключительно человеческого достояния). Обсуждается и миметический потенциал литературы по отношению к животным: достаточно ли свести этот потенциал к установлению сходства между человеком и животными, т.е. к явлениям и формам антропорфизма? Как нарушаются такие сходства другими, "териоморфными" формами? Жанровые аспекты также относятся к вопросам поэтики. Например, будет критически рассмотрена историческая роль отдельных жанров (метаморфозы, басни, эмблематика, бестиарии) в установлении образа антропоморфного животного.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знакомится с литературно-историческим измерением предмета - от древности до современности.
  • Студент знакомится с центральными поэтологическими понятиями (мимесис, метаморфоза как реализованная метафора, остранение, повествовательная перспектива/точка зрения и др.)
  • Студент знакомится со связями между историей литературы и историей дискурса (антропологические дискурсы, дискурсы эволюции).
  • Студент изучает методы критико-аналитического чтения литературных текстов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Кто говорит? Животные в литературе как провокация антропологии
    Отчет для академии Lives of Animals Философские перспективы: Джорджио Агамбен, Открытое. Человек и животное Место животных в философии языка:Трактат о происхождении языка, Коммуникация в мире животных и человеческий язык
  • Метаморфозы: териоморфизм vs. антропоморфизм
    Изменяется все, но не гибнет ничто Метаморфозы Овидия Метаморфозы Овидия в постмодернистской версии: Последний мир Монстры: Журавль Философские перспективы: Становление-животным
  • Жанры: басни, сатиры
    Аллегорические и политические животные в баснях: Волк и собака, „Волк и ягненок, Лягушки, просящие царя, Рыбы и баклан, Рассуждение для мадам де Саблиер ; сравнение с баснями Сатира: повествование о людях с точки зрения животных , Холстомер, Animal farm
  • Собаки
    Говорящие собаки, пишущие собаки и «языковая привилегия“ человека: Новелла о беседе собак, Известие о дальнейших судьбах собаки Берганцa, Николай Гоголь, Записки сумасшедшего, Исследования одной собаки Сострадание vs. биополитика: собака как объект человеческой проекции: Муму, Собачье сердце Становление-собакой: Метаморфоза Вот как я сделался собакой
  • Тоска по дикости
    Зоологический сад как театр наблюдения: Зверинец , Последний медведь Электрические звери: Кот, Кошки , Пантера, The Jaguar Упавшая лошадь: Хорошее отношение к лошадям, Нашедший подкову Охота как антропологический архетип: The sun also Rises , The Old Man and the Sea, Размышления об охоте, Moby Dick, Зверь, Война и мир Философские перспективы: звери в витализме ,Заратустра, К генеалогии морали
  • Крушение антропморфизма: насекомые
    Цивилизациа мух Поэзия пчел Bees После метаморфозы: Превращение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Занятия проходят в форме кратких вводных онлайн-лекций и бесед со студентами по поводу их содержания. В центре занятий стоит дискуссия о результатах аналитического чтения обсуждаемых текстов. В ходе занятий студенты получают методические советы о том, как следует проводить собственное исследование, и подбирают объект для него. Консультации по поводу этого объекта проходят с каждым студентом отдельно. Во втором модуле студент выбирает тему своей итоговой работы и представляет свои идеи в краткой устной презентации (5-7 минут).
  • неблокирующий Итоговый проект
    Возможна работа в небольших группах (2-3 человека) для подготовки итогового проекта. Темы выбираются свободно. Следующий ниже список тем содержит только примеры и импульсы для возможного собственного выбора тем
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.7 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Suddendorf, T. (2013). The Gap : The Science of What Separates Us From Other Animals. Basic Books.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Christopher Peterson. (2017). Monkey Trouble : The Scandal of Posthumanism. Fordham University Press.
  • Norris, M. (1985). 3. Darwin, Nietzsche, Kafka, and the Problem of Mimesis. In Beasts of the Modern Imagination : Darwin, Nietzsche, Kafka, Ernst, and Lawrence. Johns Hopkins University Press.