• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Менеджмент в области искусства и культурного наследия

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Менеджмент в области искусства и культурного наследия» призвана научить студентов разбираться в управлении художественными и культурными учреждениями. Дисциплина познакомит слушателей с ключевыми подходами управления культурными учреждениями, что должны уметь менеджеры и кураторы в области культуры, которые могут быть использованы в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Теоретический материал будет дополнен основами практической исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов системное представления о развитии и функционировании современного арт-пространства и музейного дела в мире и в особенности в странах Востока.
  • Выработать и развить способность понимания важнейших культурных явлений и процессов, определивших основные направления развития истории искусств в странах Востока в ХХ-XXI в.
  • Сформировать умение использовать в профессиональной и исследовательской деятельности знания о проблемах развития искусств разных регионов Востока.
  • Развить у студентов базовые навыки описания и формально-стилистического анализа произведений искусства; познакомить студентов с особенностями художественного языка памятников современного искусства.
  • Научить студентов правильно формулировать исследовательские задачи при изучении произведения искусства, а также продемонстрировать возможности междисциплинарной работы в области гуманитарных наук и востоковедения.
  • Развивать способность использования знания и понимания национальных традиций в современном мире, этнических ценностей мировой и российской культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет корректно использовать искусствоведческую и культурологическую терминологию.
  • Знает основы музейного и галерейного дела, связанные с особенностями культур народов стран Азии и Африки; имеет представление об особенностях работы куратора и менеджера учреждений культуры.
  • Имеет представление об особенностях культурной дипломатии, вопросах сохранения и развития традиционного искусства народов Востока на современном этапе, имеет представление о вопросах финансирования культуры в современном мире.
  • Имеет представление об особенностях сохранения и развития традиционного искусства народов Востока на современном этапе.
  • Умеет применять искусствоведческий анализ при исследовании памятников стран Востока; умеет анализировать и критически использовать источники, специфические для изучаемой дисциплины, самостоятельно находить дополнительную литературу в библиотеках, правильно составляет ссылки на использованную литературу.
  • Осваивает основные культурологические и искусствоведческие методы и демонстрирует способность рационально использовать знания об искусстве стран Востока в профессиональной и личностной коммуникации.
  • Применяет знания истории и других гуманитарных дисциплин при обсуждении проблем развития и формирования искусств Востока; использует электронные ресурсы при подготовке к семинарам, использует специальное программное обеспечения для подготовки презентации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн компонент
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «Arts and Heritage Management» – «Менеджмент в области искусства и культурного наследия», реализуемый на платформе Coursera [coursera.org] https://ru.coursera.org/learn/arts-heritage. Разработчик курса Bocconi University.
  • Тема 1. Кураторство и менеджмент (Chapter 1. CURATORSHIP Vs. MANAGEMENT)
    Студенты осваивают следующие темы: - классификация учреждений культуры и искусства; - цели и задачи разных институций культуры, свойства культурных услуг; - особенности работы менеджера и куратора. Семинар 1. Кураторство художественных проектов. Вопросы для обсуждения: 1. Виды кураторской деятельности в музеях, на выставочных, галерейных, городских, публичных площадках. 2. Основы арт-менеджмента. 3. История выставок и кураторства.
  • Тема 2. Культурное наследие и рынок: хрупкое равновесие (Chapter 2. HERITAGE AND THE MARKETPLACE: A DELICATE EQUILIBRIUM)
    Студенты осваивают следующие темы: - рынок памятников искусства; - рынок культурных продуктов; - особенности формирования ценностных установок в современном арт-пространстве. Семинар 2. Проблемы организации новых художественных пространств в современном мире. Вопросы для обсуждения: 1. Юридические аспекты выставочной деятельности. 2. Экономические аспекты выставочной деятельности. 3. Структура управления и стратегическое планирование некомерческих организаций в области изобразительного искусства.
  • Тема 3. Эмоции и пропорции: гедонистическое потребление и роль опыта (Chapter 3. EMOTIONS Vs. RATIOS: HEDONIC CONSUMPTION AND THE ROLE OF EXPERIENCE)
    Студенты осваивают следующие темы: - качество услуг в области культуры и искусства; - маркетинговые приемы в современном музее. Семинар 3. Ключевые проекты современного искусства. Вопросы для обсуждения: 1. Фестивали современного искусства. 2. Биеннале ХХ-XXI вв.
  • Тема 4. Брендинг культурного наследия как способ укрепления лояльности (Chapter 4. BRANDING HERITAGE TO BUILD LOYALTY)
    Студенты осваивают следующие темы: - основные проблемы работы с целевой аудиторией, привлечение новых посетителей. Семинар 4. Новые медиа в современном искусстве. Вопросы для обсуждения: 1. Революции в визуальном искусстве второй половины XX века. 2. Медиатехнологии (фотография, кино-, видео-съемка, телевидение, цифровые и компьютерные технологии) в визуальных искусствах. 3. Медиатехнологии в современных художественных проектах.
  • Тема 5. Потенциальные зоны роста в сфере культурного наследия (Chapter 5. THE NUMBERS HERITAGE NEEDS TO GROW)
    Студенты осваивают следующие темы: - каковы наиболее важные аспекты создания устойчивой конкурентноспособности художественных учреждений.
  • Тема 6. Встреча с менеджерами (Chapter 6. MEET THE MANAGERS)
    Студенты осваивают следующие темы: - знакомятся с интервью менеджеров крупнейших музеев и галерей, ключевыми векторами успеха представленных культурных учреждений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам прохождения курса онлайн
    Оценка за освоение онлайн-курса будет выводится по результатам прохождения теста в LMS, вопросы для которого будут разработаны на основе материалов онлайн-курса (лекций, литературы и т.п.). Результат прохождения курса учитывается для выставления текущей оценки. Оценка за тест =50% ТО – текущей оценки.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение».. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках). Текущая (накопленная) оценка (ТО = 50 % итоговой оценки) является оценкой за реферат.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Экзамен проводится в дистанционном онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bertacchini, E. (2012). Cultural Commons. Edward Elgar Publishing.
  • Raphaela Henze. (2018). Introduction to International Arts Management. Springer VS.
  • Towse, R. (2011). A Handbook of Cultural Economics, Second Edition: Vol. 2nd ed. Edward Elgar Publishing.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alessia Zorloni. (2013). The Economics of Contemporary Art : Markets, Strategies and Stardom. Springer.
  • Kirchner, T. A., & Rentschler, R. (2015). External Impact of Arts Management Research: An Extended Analysis. International Journal of Arts Management, 17(3), 46–67.