Магистратура
2020/2021
Анализ медиарынков и медиаструктур
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус:
Курс обязательный (Медиапроизводство и медиааналитика)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Департамент иностранных языков
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Медиапроизводство и медиааналитика
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Анализ медиарынков и медиаструктур» входит в аналитический блок образовательной программы магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика». В рамках дисциплины магистрантов знакомят с современными подходами к анализу медиарынков и медиаструктур, цифрового контента и способов измерения эффективности медиапродукта. Основные задачи дисциплины заключаются в комплексном изучении особенностей медарынков и медиапродуктов, а также анализе ресурсов и затрат. В первой части курса магистранты познакомятся с разными видами анализа медиаструктур: историко-культурологическим, политологическим, социологическим, маркетинговым и правовым. Во второй части основное внимание уделяется анализу макросреды и бизнес-ландшафта медиасистем: исследованиям медиарынка, прогнозированию и дальнейшему развитию, анализу цифрового контента.
Планируемые результаты обучения
- Измерять эффективность цифровых медиа
- Проводить медиааудит продукта
- Разрабатывать медиастратегию продукта
- Проводить маркетинговые исследования цифровых продуктов
- Анализировать медиарынок, факторы макросреды и бизнес-ландшафта медиасистем
- Формировать аналитический отчет по результатам анализа
- Проводить комплексный анализ медиапроекта
- Проводить историко-культурные, политологические, правовые исследования медиаструктур
Содержание учебной дисциплины
- Анализ медиарынков и медиаструктур: введение в дисциплинуМедиа в контексте междисциплинарных исследований. Медиарынок и медиаструктуры как объекты анализа: виды, основные дефиниции и подходы. Как результаты анализа медиарынков и медиаструктур помогут в реализации медиапродукта
- Концепция медиаструктурыИнституциональный анализ медиа. Ролевой анализ медиа. Нормативный анализ: медиа как социальная практика. Медиаинституты: функции, уровни и парадигмы. Понятие медиаструктуры. Составляющие медиаструктуры.
- Медиаструктуры как объекты междисциплинарных исследованийПонятие медиасистемы. Подсистемы (медиа): политика (целедостижение), экономика (адаптация), культура (воспроизводство ценностей), социум (интеграция). Применение системного анализа в исследовании медиаструктур — виды: культурологические, политологические, социологические, маркетинговые
- Политологический анализ медиаМедиа в структуре политических институтов. Политические функции медиа. Медиаэффекты. Как политологический анализ поможет в реализации будущего медиапроекта
- Социологический анализ медиаАудитория цифровых медиа: понятие, методы и характеристики. Социологические исследования медиа.
- Основы медиаметрии: как и зачем анализировать аудиторию цифровых медиаАнализ аудитории цифровых медиа. Прикладные исследования и применение результатов. Как медиаметрия поможет в создании медиапродукта
- Правовой анализ цифрового контентаИнформационное право. Авторское право. Проблема авторства в современной медиасреде. Соблюдение авторских прав при создании будущего медиапроекта
- Цифровые медиа как отрасль экономики: типы, структура, тенденцииПонятие рынка, медиарынка, медиаотрасли. Цифровые медиа в контексте индустрии свободного времени и индустрии культуры. Экономические факторы, влияющие на развитие цифровых медиа. Как устроен современный российский медиарынок. Особенности медиабизнеса в условиях экономических трансформаций
- Медиабизнес: основные направления и движущие силыТенденции развития медиабизнеса: основные факторы влияния. Медиа как товар: коммодицификация содержания и аудитории. Финансирование и управление медиапроектами. Концентрация на медиарынке: типы, структура и основные процессы
- Экономика медиа: как, что и зачем считатьМедиарынок: типы, структура и особенности. Виды анализа медиарынка. Какие методы применяются в экономическом анализа медиа. Как результаты исследования помогут в подготовке собственного медиапроекта
- Цифровой маркетингИнструменты цифрового маркетинга. Контекстная реклама. SEO. Веб-аналитика. E-mail-маркетинг. Разработка и реализация стратегии. Продвижение и оценка эффективности проекта.
- Комплексный аудит медиапроектаМедиааудит. Медиапланирование. Эффективность проекта: показатели, способы измерения Подготовка аналитического отчета по результатам анализа.
- Стратегия медиапродукта: основные подходыФорсайт-сессия как стратегический метод. Интерпретация и применение результатов в формировании стратегии медиапродукта. Формирование стратегии медиапродукта: основные направления и содержание. Обновление и адаптация медиапродукта под запросы рынка
Элементы контроля
- Домашнее заданиеВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Оценка за 1 год обученияСоответствует промежуточной оценке, выставленной в ведомость по результатам первого года обучения
- ЭкзаменПроводится письменно в аудитории. Задания разбиты по вариантам. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками. На написание экзамена отводится 90 минут.
- Аудиторная работаПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность студентов в дискуссиях, обсуждение прочитанных текстов, умение ответить на поставленный вопрос к тексту. Результирующая оценка за работу на семинарских занятиях выставляется по 10-ти балльной шкале.
- Контрольная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- под редакцией Е. Л. Вартановой - Основы медиабизнеса: учебник для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2014 - 400с. - ISBN: 978-5-7567-0724-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/68801
Рекомендуемая дополнительная литература
- Granovetter, M. (1983). The Strength of Weak Ties: a Network Theory Revisited. Sociological Theory, 201. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=10313288
- Бакулев Г.П. - Массовая коммуникация: Западные теории и концепции - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 192с. - ISBN: 978-5-7567-0795-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102830