• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Наследие исламской цивилизации

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на усвоение студентами комплекса знаний по культурному и историческому наследию мусульман Востока и овладение навыками исторического анализа влияния исламской цивилизации на западную. Студенты познакомятся с периодами истории Ближнего Востока и их культурными особенностями, характерными чертами и этапами развития искусства и науки мусульманского мира, особенностями социокультурного развития региона, проблемой контактов мусульман и местного населения в процессе расширения территории Халифата и взаимного влияния Востока и Запада в различных сферах жизни. Дисциплина предусматривает освоение материала на английском и русском языках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами комплекса знаний по культурному и историческому наследию мусульман (от средневековья до эпохи новой и новейшей истории); овладение навыками анализа социальных, экономических, религиозных, культурных и языковых взаимодействий восточной мусульманской и западной цивилизаций.
  • Ознакомление с основными этапами и закономерностями взаимовлияний в ходе исторического процесса, а также социально значимыми открытиями и нововведениями в странах Ближнего Востока, обусловленными спецификой исторического развития региона.
  • Использование основных положений дисциплины при написании выпускной квалификационной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет приемами и методами научного анализа и критики основных комплексов исторических источников по истории и культурному развитию мусульманского мира в изучаемый период. Знаком с исследованиями по этой тематике.
  • Демонстрирует умение самостоятельно провести анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, сделать обобщающие выводы.
  • Знает важнейшие вехи истории Ближнего Востока и их культурные особенности.
  • Знает основные этапы, закономерности и ключевые события истории мусульманского мира и его достижений в науке и искусстве, оставившие вой след в мировой культуре.
  • Понимает место и роль Ближнего Востока в региональном и мировом историческом процессе.
  • Умеет излагать письменно и устно знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Онлайн курс
    Дисциплина реализуется в формате смешанного обучения. Курс включает в себя в качестве самостоятельной работы изучение онлайн курса на английском языке. Для тем 1-4 учебной дисциплины используется MOOC – on-line курс «The Legacy of Islamic Civilization» – «Наследие исламской цивилизации», реализуемый на платформе edX [edx.org] https://courses.edx.org/courses/course-v1:BAx+BAx2+2T2016/course/. Разработчик курса – Library of Alexandria.
  • Тема 1. The Emergence of Islam.
    Students master the following topics: - An Introduction to the Emergence of Islam. - The History of formation and development of Islam. - The Major Expansions by the Rashidun and the Umayyads. - The Diversity of Muslim Societies.
  • Тема 2. Islamic Awakening.
    Students master the following topics: - Islam and Science An Introduction to the Contributions of Muslim Scholars. - An Overview of the History of Science in the Muslim World.
  • Тема 3. Muslim Scientists.
    Students master the following topics: - Astronomers and Mathematicians: Ibn Al-Haytham and Al-Tusi. - Physicians: Ibn Al-Nafis and Ibn Sina. - Philosophers: Al-Kindi and Ibn Rushd.
  • Тема 4. The Influence of Islamic Civilization.
    Students master the following topics: - Islamic Architecture. - The Influence of the Islamic Civilization on the West. - Areas of Influence.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по итогам прохождения курса онлайн
    Изучение онлайн курса завершается написанием теста в LMS по программе онлайн курса. Результат прохождения теста учитывается для выставления текущей оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом (по материалам онлайн курса). Задания включают в себя вопросы по терминологии и фактическому материалу. Время, отведенное на экзамен – 90 мин. Курс предполагает интенсивное чтение. Знакомство с обязательной литературой является необходимым условием для успешной сдачи экзамена. Основанием для снижения оценки являются: неполное раскрытие поставленного вопроса, ошибки и неточности в изложении фактов, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса на выбранную тему. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии со стандартами ГОСТа, изложенными, в частности, в Правилах подготовки выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Востоковедение». Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала в постраничных примечаниях (сносках).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.3 * Тест по итогам прохождения курса онлайн + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Armstrong, K. (2002). Islam : A Short History (Vol. Modern Library pbk. ed). New York: Modern Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=717251
  • De Lacy O’Leary. (2012). Arabic Thought and Its Place in History. Dover Publications.
  • Faruqi, Y. M. (2006). Contributions of Islamic Scholars to the Scientific Enterprise. International Education Journal, 7(4), 391–399. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ854295

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Chabás, J. (2014). Aspects of Arabic Influence on Astronomical Tables in Medieval Europe.
  • Lapidus, I. M. . (DE-588)124445977, (DE-576)294175717. (2014). A history of Islamic societies / Ira M. Lapidus. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.425657388
  • Nasser Rabbat. (2012). What is Islamic architecture anyway? Journal of Art Historiography, 6.
  • Sarton, G. (1927). Introduction to the history of science .