• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Проблемы международного права"

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование углубленного профессионального знания о природе и особенностях публично-правового регулирования на примере норм и институтов Международного публичного права. В результате изучения дисциплины студенты должны знать содержание дискуссий об основных понятиях, принципах и институтах договорного международного частного права; актуальные проблемы теории и практики международного частного права, возможные пути их разрешения; тенденции и закономерности развития современного международного частного права и практики его применения; допустимость рецепции коллизионных норм и подходов из иностранных правопорядков и их влияние на развитие международного частного права в России; особенности судебного толкования действующего законодательства в области международного частного права на современном этапе. Уметь вести научную полемику по основным вопросам теории и практики международного частного права; самостоятельно анализировать существо правовых норм, использовать все источники международного частного права и надлежащие виды и методы толкования для целей адекватной квалификации отношений, осложненных иностранным элементом; на практических занятиях для целей эффективного разрешения казусов выделять из числа представленной информации обстоятельства, имеющие юридическое значение для надлежащей правовой оценки фактической ситуации, исчерпывающим образом выявлять круг правовых проблем, затронутых в конкретной задаче, давать соответствующую существу отношений оценку правам и обязанностям субъектов спорных правоотношений, делать правильные выводы об объеме их требований и возражений, формировать необходимые и достаточные для разрешения спора ответы на поставленные вопросы, вести полемику. Подобная практика позволит студенту научиться грамотно и логически связно излагать свое видение конкретного дела с использованием юридической лексики и необходимых аргументов со ссылками на нормы права, примеры из судебной практики и толкование существа норм. Иметь навыки работы с доктринальными, нормативными и правоприменительными источниками; всестороннего анализа поставленных вопросов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение необходимых сведений и навыков для последующей научной, аналитической деятельности, юридической практики в международных межправительственных и неправительственных организациях, консалтинге, органах государственного или муниципального управления, законотворчества, юридического сопровождения дипломатической и консульской деятельности, представительства позиции государства, частного лица/группы лиц в органах международных установлений, участия в конституционном судопроизводстве
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание источников права и специальной литературы, способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме
  • Качественная подготовка практических заданий, знание источников права и специальной литературы, способность формулировать грамотные обоснованные тезисы и аргументы по теме
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы юридического толкования принципов международного права. Современный международный правопорядок
    Вестфальская система: содержание, исторические предпосылки, юридические последствия для современного международного правопорядка. Трансформации международного права под воздействием философии позитивизма. Значение категорий «государственность» и «суверенитет» для дальнейшего развития политических и правовых систем. Гуманизация как фактор, воздействующий на поведение субъектов Международного права. Юридические аспекты самоопределения народов, последствия самоопределения, анализ практики государств. Защита коренных и малочисленных народов.
  • Проблемы правотворчества и правоприменения в Международном праве
    Соотношение норм jus cogens и обязательств erga omnes, инструментальные вопросы. Концепция мягкого права (Soft Law): содержание и юридические особенности. Относительная нормативность. Новые «квази-источники» международного права, их юридическая природа. Конкурирующие нормы и процедуры (внутри договора, между договорами, пр.) Практические аспекты применения Права международных договоров. Пересмотр международных договоров. Прогрессивное толкование.
  • Проблемы территориального суверенитета
    Концепция территории в современной системе международного права. Юрисдикция. Концепция эффективного контроля: в мирное время, в период гражданской нестабильности, в период вооруженного конфликта; анализ судебной практики. Территориальные приобретения. Эстоппель. Новация. Приобретательная давность. Демилитаризованные и нейтрализованные зоны. Кондоминиум. Правовые режимы, отличные от режима государственного суверенитета. Полномочия ООН по управлению территорией.
  • Проблемы международной ответственности государств и международных организаций
    Ответные меры и санкции, юридическая природа отдельных форм международной ответственности. Юридические ограничения на применение ответных мер. Реторсии и экономическое сдерживание. Ответственность по защите (Responsibility to Protect): практика государств и Совета Безопасности, opinio juris. Приемлемость требований, дипломатическая защита, исчерпание национальных средств. Юрисдикционные иммунитеты государств. Дипломатические иммунитеты должностных лиц и сотрудников международных организаций, проблемы привлечения к международной уголовной ответственности.
  • Проблемы применения силы в международном праве
    Правила Устава ООН, толкование, практика государств, авторизация. Угроза применения силы: содержание и практика. Гуманитарная интервенция. Применение силы «по приглашению». Самооборона: юридическое содержание, превентивная самооборона, защита граждан, коллективная самооборона. Миротворческие операции: развитие концепции в международном праве, практические проблемы.
  • Современное международное право и глобальные угрозы. Условия правомерного ограничения прав человека
    Международная и национальная борьба с терроризмом: юридические аспекты и практика государств. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: юридические инструменты международного и национального уровня, гарантии защиты, анализ судебной практики. Кибернетическое оружие и кибернетические атаки: проблемы юридической квалификации и противодействия, возможности для применения права вооруженных конфликтов. Шпионаж. Соблюдение стандартов защиты прав человека в период эпидемий, анализ практики государств.
  • Проблемы международно-правовой защиты окружающей среды
    Текущее состояние группы международно-правовых норм по защите окружающей среды, договорные и обычные нормы, ключевые акторы. Защита атмосферы, морской среды, животного мира, морских организмов. Ядерная угроза. Консервация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
    Домашнее задание выполняется каждым студентом самостоятельно во внеаудиторное время и направляется для проверки в порядке и сроки, специально установленные преподавателем. Домашнее задание представляет собой решение двух (2) практических задач и требует от студента демонстрации теоретических знаний, навыков грамотного правоприменения, анализа судебной практики.Целью выполнения студентом домашнего задания (самостоятельной работы) является контроль академической успеваемости по курсу, в частности проверка усвоенных студентом теоретических знаний, практических навыков, развитых аналитических способностей. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию / отсутствию юридических и фактических ошибок.
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа по дисциплине проводится в письменной форме. Контрольная работа выполняется в аудитории в присутствии преподавателя и представляет собой решение одной (1) задачи, основанной на материалах судебной практики и предполагающей отработку навыков эффективного правоприменения. Задание выполняется в течение одного астрономического часа (60 минут). Студентам разрешается пользоваться лишь теми правовыми актами, перечень которых был заранее определен преподавателем в зависимости от тематики предлагаемых заданий. В ходе выполнения контрольной работы и письменной экзаменационной работы студентам не разрешается пользоваться литературой, правовыми актами, не входящими в заявленный преподавателем перечень, конспектами, персональными компьютерами, планшетами, смартфонами и другими вспомогательными средствами в отсутствие специального указания преподавателя. Целью выполнения студентом письменной контрольной работы является контроль академической успеваемости по курсу, в частности проверка усвоенных студентом навыков, развитых аналитических способностей. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию / отсутствию юридических и фактических ошибок.
  • неблокирующий письменный экзамен
    Экзамен по дисциплине проводится в письменной форме в период очередной сессии. Письменная экзаменационная работа выполняется в аудитории в присутствии преподавателя и представляет собой решение двух (2) задач, основанных на материалах судебной практики и позволяющих студенту продемонстрировать полученные в ходе изучения курса знания и навыки. Задание выполняется в течение двух астрономических часов (120 минут). Студентам разрешается пользоваться лишь теми правовыми актами, перечень которых был заранее определен преподавателем в зависимости от тематики предлагаемых заданий. В ходе выполнения контрольной работы и письменной экзаменационной работы студентам не разрешается пользоваться литературой, правовыми актами, не входящими в заявленный преподавателем перечень, конспектами, персональными компьютерами, планшетами, смартфонами и другими вспомогательными средствами в отсутствие специального указания преподавателя. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению задачи, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, наличию/отсутствию фактических ошибок. Финальная оценка за письменную экзаменационную работу рассчитывается как среднее арифметическое оценок за каждую решенную студентом задачу. Максимальное количество баллов за каждую решенную студентом задачу – 10. Максимальное количество баллов за письменную экзаменационную работу (принимается к расчету при определении результирующей оценки по курсу) - 10.
  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    Целью аудиторной работы студента является проверка усвоенных студентом теоретических знаний, практических навыков, развитых аналитических способностей. За аудиторную работу студенту выставляется оценка по 10-балльной шкале. Если студент в ходе изучения дисциплины получает несколько оценок за аудиторную работу, то считается среднее арифметическое и выставляется в качестве кумулятивной оценки. Если у студента только одна оценка за все семинарские занятия, то она принимается в качестве кумулятивной. Посещение лекционных и семинарских занятий по курсу является обязательным, явка фиксируется преподавателем. Пропуск занятий допускается не более двух раз за семестр. При наличии большего количества пропущенных занятий (по данным рабочей ведомости преподавателя) студент представляет доказательства уважительной причины для пропуска (медицинские документы, повестки, вызовы, направления и пр.) При наличии третьего и каждого последующего пропуска без уважительной причины преподаватель имеет право вычесть из кумулятивного балла, который был получен студентом по итогам курса, долю, которая соответствует следующему значению: количество пропущенных занятий, умноженное на коэффициент. Коэффициент рассчитывается как частное между 1 (100%) и количеством занятий, проведенных в семестре. При этом занятия группируются по типам: 4 академических лекционных часа за 1 день эквиваленты одному занятию, 2 академических семинарских часа в этот же учебный день эквиваленты второму занятию.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * домашнее задание + 0.3 * контрольная работа + 0.4 * письменный экзамен + 0.1 * работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Hazel Fox, & Philippa Webb. (2013). The Law of State Immunity: Vol. Third edition. OUP Oxford.
  • Sanford Silverburg. (2011). International Law : Contemporary Issues and Future Developments. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Eboe-Osuji, C. (2012). International Law and Sexual Violence in Armed Conflicts. Brill.
  • Julien Pieret. (2014). Fleur Johns, Non-Legality in International Law: Unruly Law, 2013. Revue Québécoise de Droit International, 27(1), 323–330.
  • Larsson, M.-L. (2004). Xue Hanqin, Transboundary Damage in International Law (Cambridge: Cambridge University Press, 2003), 331 pages. https://doi.org/10.1093/yiel/14.1.840
  • Murphy, C. (2014). Xiaodong Yang, STATE IMMUNITY IN INTERNATIONAL LAW Cambridge: Cambridge University Press (), Cambridge Studies in International and Comparative Law, 2012. clxxii + 761 pp. ISBN 9780521844017. £95. Edinburgh Law Review, 18(2), 306–308. https://doi.org/10.3366/elr.2014.0222
  • Naqvi, Y., & Bianchi, A. (2004). Enforcing International Law Norms Against Terrorism. Hart Publishing.