• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Операционный менеджмент

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Зорин Василий Викторович, Курганов Максим Андреевич
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предполагает изучение концепций и инструментов современного операционного менеджмента и управления качеством, отечественной и зарубежной практики организации производства, оказания услуг и планирования деятельности компании. В рамках дисциплины студенты: - изучают опыт ведущих отечественных и зарубежных компаний в области планирования и управления операционной деятельностью; - осваивают инструменты определения эффективности использования ресурсов при обосновании планов и управленческих решений; - детально рассматривают функциональные зоны операционного менеджмента; - знакомятся с основными концепциями повышения операционной эффективности: бережливое производство, теория ограничений, быстрореагирующее производство
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина обобщает теоретические положения современного операционного менеджмента, отечественной и зарубежной практики организации производства, оказания услуг и планирования деятельности компании (предприятия, фирмы). Среди целей в области обучения ставится формирование у студентов системного представления об управлении операционной деятельностью предприятия (организации). Большое внимание уделяется вопросам проектирования операционной стратегии, планирования текущей производственной деятельности компании, теории ограничений и управления качеством
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент проводит анализ операционной деятельности организации для подготовки управленческих решений
  • Студент проводит диагностику процессов управления качеством в операционной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Основы операционного менеджмента
    Тема 1. Объект и предмет изучения, цели и задачи управления производством и операциями. Понятия «производство», «операция», «операционная деятельность». 5Р операционной деятельности. Краткая история исследований производства. Операционная система организации: перерабатывающая подсистема, подсистема обеспечения, подсистема планирования и контроля. Функции подсистем. Тема 2. Система управления операциями. Особенности управления операциями в сфере услуг. Принципиальная схема системы управления производством/операциями. Основные элементы системы управления операциями, их взаимосвязь. Объект и субъект управления (управляемая и управляющая подсистемы). Цели и задачи операционного менеджмента. Функции операционного менеджмента, их взаимосвязь. Структура управления. Место операционного менеджмента в организационной структуре предприятия. Методы управления. Пути повышения производительности функционирования операционных систем. Тема 3. Сущность операционной стратегии и ее взаимосвязь с корпоративной стратегией Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы, типы структур. Основные типы планировок производства, их характеристики, преимущества и недостатки. Формы специализация производственных подразделений. Понятие производственного, технологического и операционного циклов, их взаимосвязь. Тема 4. Стратегия размещения в производственном и операционном менеджменте Понятие стратегии размещения. Факторы выбора места расположения организации. Порядок и методики расчетов при выборе места расположения. Понятие производственной структуры организации/подразделения. Составляющие производственной структуры и основные факторы, ее формирующие. Генеральный план организации и варианта схем его разработки. Варианты размещения оборудования и их характеристика. Основные способы размещения оборудования. Размещение оборудования по технологическому принципу. Размещение производства по предметному принципу. Размещение оборудования по принципу групповой технологии. Размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта. Размещение помещений сервисных предприятий. Планировка офиса. Тема 5. Теория ограничений. Типы ограничений. Ограничение мощности. Ограничение времени. Ограничение объема рынка. Симулятор Голдрата. Максимизация прибыли при производственных ограничениях. Тема 6. Агрегатное планирование Задачи и виды производственного планирования. Сущность агрегатного планирования. Место агрегатного планирования в системе производственного планирования и его задачи. Понятие производственной программы и ее структура. Основные разделы и технико-экономические показатели производственной программы. Определение потребности в трудовых, материальных и финансовых ресурсах для выполнения производственной программы. Методы агрегатного планирования. Тема 7. Календарное планирование в операционном менеджменте Сущность, задачи и методы календарного планирования операций. Особенности календарного планирования операций при производстве услуг. Оперативное управление операциями на основе специализированных систем. Модели последовательности выполнения операций. Правило Джонсона, правила приоритетности, правило первого часа. Тема 8. Особенности операций в сфере услуг Принципы теории ограничений. Виды ограничений и проблемных областей в производственной системе. Выявление ограничений. Доход, запасы, переменные, операционные расходы. Определение безубыточности производства и эффективности использования ресурсов. Метод «барабан-буфер-веревка» в оптимизации операционной деятельности. Максимизация прибыли на время работы ограниченного ресурса. Расчет продуктовой программы с учетом ограничений. Тема 9. Теория очередей в обеспечении эффективности выполнения операций Экономическая сущность проблемы очередей. Соотношение между затратами и пропускной способностью системы обслуживания. Практическое значение очередей. Система массового обслуживания. Входящий поток заявок клиентов. Выход из системы. Модели очередей. Компьютерное моделирование очередей.
  • Управление качеством в операционной деятельности
    1. Введение 1.1 Определение понятия «качество» 1.2 Элементы системы менеджмента качества. 2. Управление качеством с помощью модели разрывов и концепция воспринятого качества 2.1 Концепция воспринятого качества 2.2 GAP-модель. 3. Стандарты ISO серии 9000 и их описание. 4. Базовые принципы модели TQM. 4.1 Концепция встраемого качества. 4.2 Принципы TQM 5. Система управления качеством на примере производственной компании. 5.1 Цели и задачи системы управления качеством 5.2 Анализ данных 5.3 Четыре контура системы управления качеством 5.4 Контроль качества и аттестация продукции 5.5 Методика решения проблем 8D 5.6 Инструменты встроенные в систему управления качеством.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
    Контрольная работа № 1 включает в себя две задачи по теме "Агрегатное и календарное планирование производственной деятельности". Контрольная работа проводится в письменном виде.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа студентов оценивается преподавателем на лекционных и семинарских занятиях. Основными формами аудиторной работы по дисциплине являются: микроконтроли, решение тематических кейсов, подготовка докладов и участие студентов в дискуссиях и решении задач
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа выполняется в малых группах (до 5 человек). На заключительных семинарах выделяется время на защиту мини-проектов. В рамках самостоятельной работы необходимо: (1) выбрать произодственную, торговую, дистрибьюторскую компанию или организацию сферы услуг. (2) Описать ее операционную систему. (3) дать характеристику операционной стратегию компании или бизнеса. (4) Позиционировать компанию на продуктово-процессной / сервис-системной матрице. (5) Определить показатели операционной эффективности. (6) Проанализировать главные недостатки в операционной системе компании (7) проанализировать специфику управления качеством в операционной деятельности (8) составить список первоочередных задач, которые необходимо решить для исправления выявленных недостатков
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
    Контрольная работа № 2 включает в себя тест с открытыми вопросами по теме "Управление качеством в операционной деятельности"
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.25 * Контрольная работа № 1 + 0.25 * Контрольная работа № 2 + 0.3 * Самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Операционный менеджмент : учебник / С.В. Ильдеменов, А.С. Ильдеменов, С.В. Лобов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 337 с. — (Учебники для программы МВА). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/952124