• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегии в менеджменте: современные проблемы менеджмента и проектного управления

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Артемьев Дмитрий Геннадьевич, Пономарев Михаил Владимирович
Прогр. обучения: Управление проектами: проектный анализ, инвестиции, технологии реализации
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 88

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения учебной дисциплины, студенты должны: Знать:  основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;  принципы развития и закономерности функционирования организации;  принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;  основные базовые стратегии организаций, принципы их применения;  принципы и подходы стратегического анализа организаций;  виды управленческих решений и методы их принятия. Уметь:  ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;  анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организации;  организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;  выявлять ключевые компетенции организации и использовать их в разработке управленческих решений;  анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности. Владеть:  методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);  методами и инструментами стратегического анализа, в том числе анализа ресурсов организации;  методами стратегически ориентированного управления портфелем проектов;  современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью(ями) освоения дисциплины «Стратегии в менеджменте: современные проблемы проектного управления» являются:  систематизация и углубление имеющихся знаний по общему менеджменту, процессному и проектному управлению, взаимосвязи системы стратегического управления и управлении проектами;  изучение концепций ресурс-ориентированного стратегического менеджмента, его взаимосвязи с управлением проектами;  изучение концептуальных основ процессного подхода, как современного инструмента управления компаниями;  изучение основ теории бизнес-моделей, их практического применения, взаимосвязи стратегий и бизнес-моделей организаций;  изучение подходов и инструментов инновационного менеджмента, их внедрения в стратегии и бизнес-модели компании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основные подходы стратегического менеджмента. Владеет инструментами стратегического анализа.
  • Понимает сущность и подходы ресурс ориентированного менеджмента. Идентифицирует и анализирует VRIN(O)-ресурсы и ключевые компетенции компании.
  • Понимает сущность и терминологию концепции стратегической гибкости. Идентифицирует стратегические зоны хозяйствования компании. Владеет инструментами стратегии «голубого океана»
  • Понимает концепцию портфельного управления проектами, взаимосвязи проектов со стратегией компании. Владеет инструментами определения зрелости проектного управления по модели P3M3.
  • Знает терминологию и подходы инновационного менеджмента. Может провести анализ инновационной экосистемы компании. Понимает подходы к формированию инновационной стратегии.
  • Владеет шаблоном и алгоритмом А. Остервальдера построения бизнес-модели. Может вносить инновации в бизнес-модель с использованием рекомендуемых подходов.
  • Владеет методами процессного моделирования. Знает терминологию и подходы современных концепций повышения операционной эффективности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Стратегия компании, корпоративная стратегия
    Тема 1. Общие сведения о стратегии компании. Общие сведения о стратегии компании, определение термина «стратегия компании». Основные понятия, суть, история развития стратегического менеджмента. Тема 2. Разработка стратегии компании. Процесс разработки стратегии: основные элементы процесса, что включает в себя стратегия, основные направления стратегии, базовые и типовые стратегии. Макроокружение/отрасль/операционное окружение. Участники разработки стратегии, потребители стратегии компании. Тема 3. Стратегические анализы. Основные виды стратегических анализов: PESTEL, SWOT, анализ КФУ отрасли, анализ пяти сил конкуренции по М. Портеру. Практика применения стратегических анализов. Комплексное использование стратегических анализов. Тема 4. Воплощение и реализация стратегии. Общие сведения об исполнение стратегии в текущей деятельности и проектах. Воплощение стратегии в бизнес модели компании. Обзор будущих тем по внедрению стратегических решений в различные процессы компании. Тема 5. Стратегия компании и стратегии конкурентов, динамичность стратегии. Воплощение и реализация стратегии в условиях действий конкурентов. Необходимость и способы учёта стратегических шагов конкурентов в плане воплощения и реализации стратегии компании. Тема 6. Стратегия диверсифицированной компании. Понятие стратегии диверсифицированной компании. Необходимость диверсификации и её целесообразность для монопрофильной компании. Критерии целесообразности диверсификации. Преимущества и недостатки стратегии диверсифицированной компании по сравнению со стратегией монопрофильной компании. Виды диверсификации.
  • Ресурс-ориентированный стратегический менеджмент
    Тема 7. Общие сведения о ресурс-ориентированном стратегическом менеджменте. Обзор концепции. Ресурсы компании: виды, определение, использование. Влияние ресурсной базы компании на процесс разработки, воплощения и реализации стратегии. Тема 8. VRIN(O)-ресурсы и ключевые компетенции. Ключевые ресурсы компании: выявление, развитие, определение ценности для компании. Переход от управления бизнес-единицами к управлению ключевыми компетенциями. Исполнение стратегии с учётом ключевых компетенций. Родственная диверсификация как способ развития ключевых компетенций. Тема 9. Корневые продукты. Понятие корневых продуктов. Конечные продукты, реализуемые потребителю и корневые продукты. Корневые продукты и ключевые компетенции компании. Понятие модульности продуктов. Определение и управление эффективностью модульности продуктов.
  • Стратегическая гибкость
    Тема 10. Понятие стратегической гибкости. Определение. Суть концепции. Понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ). Отличие подхода стратегической гибкости от традиционного управления стратегией компании. Понятие ключевых активностей компании. Тема 11. Баланс гибкости и эффективности. Достоинства и недостатки взаимосвязи или разрозненности СЗХ. Баланс между родственной и неродственной диверсификацией, как способ оптимизации стратегической гибкости для компании. Баланс между независимостью СЗХ и синергией для получения индивидуально-эффективного для компании портфеля направлений диверсификации. Тема 12. Альянсы. Альянсы и кооперация как способ управления не ключевыми активностями компании. Понятие кластера. Управление ресурсами внутри кластера. Распределение активностей внутри кластера, роль менеджера кластера. Тема 13. Модульность процессов. Модульность продуктов и модульность процессов. Модульность как способ организации гибкой и адаптирующейся системы процессов в компании. Ключевые компетенции компании как основа для формирования модульных процессов. Реализация концепции модульности процессов с учётом вхождения компании в альянсы. Тема 14. Динамические способности компании. Общие сведения о концепции динамических способностей. Связь концепции со способностью компании адаптировать ресурсы под изменения. Параметры развёртывания ресурсов. Влияние динамических способностей на гибкость операционной стратегии. Тема 15. Стратегия "Голубого океана". Описание и основные элементы стратегии «Голубого океана», отличие от традиционных подходов. Понятие кривых ценности. Подходы к изменению кривых ценности. Модель ERRC и модель Кано. Примеры реализации.
  • Управление проектами как инструмент реализации стратегических решений
    Тема 16. От стратегии к проектам. Иерархия стратегия-портфель-программа-проект. Структура основных программ проектов компании. Виды стратегически ориентированных проектов компании. Ценностно-ориентированное управление проектами. Трансляция ценности для клиента и ценности для компании в проекты. Тема 17. Уровень зрелости проектного управления. Зрелость проектного управления: понятия, модели оценки, влияние на управление проектами в компании. Уровень зрелости компании и оценка возможности реализации стратегических решений. Зрелость инновационной экосистемы и зрелость проектного управления. Тема 18. Развитие компании и управление проектами. Продуктовые проекты и инновационные проекты как способ инициации управляемых изменений внешней среды. Проекты внутреннего развития и развитие ключевых компетенций, корневых продуктов. Совместные проекты в рамках альянса, совместные проекты с конкурентами (co-opetition).
  • Инновационный менеджмент и стратегия компании
    Тема 19. Понятие инновационного менеджмента. Место инновационного менеджмента в управлении компанией. Новшества и инновации: отличие понятий, коммерциализация новшеств. Описание инновационного поведение. Декларирование компанией инновационного поведения (примеры). Основные типы инноваций. Тема 20. Инновационная стратегия и коммерциализация инноваций. Понятие инновационной стратегии. Отличие приоритетов при формировании стратегии на основе традиционных базовых стратегий и при ориентации на инновационную деятельность. Программа инновационного развития, место программы инновационного развития в процессе реализации стратегии. Внедрение инноваций в продукты и процессы компании. Тема 21. Экосистема управления инновациями в компании. Понятие инновационной экосистемы, поддержка инноваций на различных этапах от идеи до коммерциализации. Индивидуальный для компании баланс между адаптацией новшеств из вне и развитие собственных технологий. Кооперация и альянсы как часть инновационной экосистемы. Понятие инновационной зрелости. Идентификация инноваций и концепция S-кривых. Тема 22. Управляемые и неуправляемые изменения внешней среды. Понятия управляемых и неуправляемых изменений внешней среды. Анализ неуправляемых изменений и выработка реакций на них. Инновационные действия как способ генерации управляемых изменений внешней среды. Тема 23. Баланс традиционного и инновационного поведения. Баланс распределения ресурсов между текущей деятельностью, обеспечивающей стабильный доход и инновационной деятельностью, обеспечивающей высокий, но рисковый доход. Типы инновационного поведения. Переход от управления решением проблем к управлению возможностями.
  • Бизнес-модель и инновационная стратегия
    Тема 24. Понятие бизнес-модели. Основные понятия и структура бизнес-модели. Шаблон А. Остервальдера для бизнес-модели. Отличие бизнес-модели и стратегии. Основные архетипы бизнес-моделей. Место и роль бизнес-модели в стратегическом управлении компанией. Тема 25. Понятие ценности в бизнес-модели. Виды ценности в бизнес-модели: ценность для потребителя, ценность для компании. Ресурсы компании и построение бизнес-модели. Учёт ключевых компетенций и корневых продуктов при формировании бизнес-модели. Трансляция ценность от корневых продуктов в конечные в бизнес-модели. Ресурс-ориентированная бизнес-модель компании. Тема 26. Внесение инноваций в бизнес-модель. Концепция внесения инноваций в бизнес модели. Возникновение потребности внесения инноваций. Преимущества внесения инноваций в бизнес-модели по сравнению с традиционными подходами формирования моделей. Инновации в бизнес-моделях как способ генерации управляемых изменений внешней среды.
  • Реализация стратегии в управлении операционной деятельностью
    Тема 27. Операционная стратегия. Понятие операционной стратегии. Место операционной стратегии в стратегическом управлении компанией. Подходы к управлению операционной стратегией. Учёт ключевых компетенций и ресурсов компании в операционной стратегии. Тема 28. Бизнес-процессы в компании. Понятия бизнес-процесса, нотации описания. Картирование и анализ бизнес-процессов. Оптимизация бизнес-процессов. Бизнес-процесс формирования и актуализации стратегии. Стратегия в операционном процессе. Тема 29. Организация операционной деятельности. Операционная деятельность и бизнес-модель компании. Управление запасами и незавершённым производством: баланс гибкости или эффективности. Модульность процессов и операционная эффективность. Ориентация собственных процессов на совершенствование корневых продуктов и увеличения в них ценности. Тема 30. Современные методы повышения операционной эффективности. Бережливое производство, теория ограничений, быстрореагирующее производство: описание концепций, преимущества и недостатки, основы применения. Цифровизация в управлении состоянием компании, "цифровые двойники компаний" в планировании операционной деятельности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Кейсы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа + 0.2 * Кейсы + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.2 * Тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Абрамов В. С., Абрамов С. В. ; Под ред. Абрамова В.С. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 270с. - ISBN: 978-5-9916-7127-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-v-2-ch-chast-1-suschnost-i-soderzhanie-433585
  • Абрамов В. С., Абрамов С. В. ; Под ред. Абрамова В.С. - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-9916-7126-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/strategicheskiy-menedzhment-v-2-ch-chast-2-funkcionalnye-strategii-434211
  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон А., Стрикленд А.Дж., 2007
  • Стратегический менеджмент : учебник / А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 290 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5950e6701deed8.90422341. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/952274
  • Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н., - 3-е изд. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 132 с.: 70x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5582-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003065

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Горелик О.М. - Производственный менеджмент. Принятие и реализация управленческих решений (для бакалавров). Учебное пособие - КноРус - 2019 - 269с. - ISBN: 978-5-406-06880-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/930466
  • Операционный менеджмент: Учебник / Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Лобов С.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 337 с.: 60x90 1/16. - (Учебники для программы MBA) ISBN 978-5-16-009611-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/489942