• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Макроэкономика 1

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса студенты: получат знания о предпосылках построения, структуре и экономических выводах из изученных макроэкономических концепций; закономерностях функционирования современной экономики на макроуровне; основных подходах в экономическом анализе на макроуровне; особенностях функционирования экономик различных государств и мировой экономики; направлениях государственной политики в сфере регулирования экономики на макро-уровне; научатся анализировать экономические явления на макроуровне; применять необходимые методы макроэкономического анализа для анализа конкретных событий экономической жизни; использовать принципы микро- и макроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов и для решения прикладных задач; понимать и анализировать публикации экономического характера в специализированных и массовых изданиях; теоретически обосновывать самостоятельно проводимые исследования по темам, составляющим предмет макроэкономики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с современным состоянием макроэкономической науки, наиболее широко используемыми моделями и подходами в экономическом анализе на макро-уровне, обучение студентов использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен учиться, приобретать новые знания, умения в области макроэкономики. Способен выявлять научную сущность проблем в области макроэкономики. Знает основные понятия и категории, используемые в макроэкономике. Способен сравнивать кейнсианский и классический подходы к макроэкономике. Разбирается в основах построения современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне. Решает задачи на расчет основных макроэкономических показателей.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, относящуюся к поведению макроэкономических агентов на рынке благ, установлению и изменению равновесия на рынке благ в кейнсианской модели, особенностям проведения фискальной политики и ее воздействию на рынок благ. Решает задачи на нахождение компонентов совокупных расходов на рынке благ, равновесного уровня выпуска и его изменения в результате проведения фискальной политики.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, относящуюся к функционированию финансового рынка, особенностям проведения монетарной политики и ее воздействию на финансовый рынок. Решает задачи на нахождение величины предложения денег, спроса на деньги, равновесия на рынке денег и его изменения в результате проведения монетарной политики.
  • Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем на основе модели IS-LM. Решает задачи на: - вывод уравнений и построение кривых IS и LM, - расчет величины равновесного уровня выпуска и равновесной ставки процента; - влияние фискальной и монетарной политик на равновесные уровни выпуска и ставки процента в модели IS-LM
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения задач на вывод и построение кривой совокупного спроса.
  • Способен анализировать и решать задачи на вывод и построение кривой совокупного предложения с учетом различий в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения задач на экономическое равновесие в модели AD-AS. Способен анализировать различия двух основных подходов в решении макроэкономических задач – классического и кейнсианского.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение в макроэкономику.
    Тема 1.1 Предмет и метод макроэкономики. Предмет макроэкономики. Основные проблемы, исследуемые в макроэкономике. Важность изучения макроэкономики. Макроэкономика и микроэкономика. История развития макроэкономики, основные положения классической и кейнсианской школы. Методы макроэкономического анализа. Принципы анализа ex post и ex ante. Макроэкономические модели и переменные: понятие экзогенных и эндогенных переменных, основные функции, используемые в макроэкономических моделях. Потоки и запасы, Понятие агрегирования. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки. Модель кругооборота расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками. Полная схема кругооборота. Основные макроэкономические потоки. Основное макроэкономическое тождество. Тождество инъекций и изъятий. Тема 1.2 Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов. Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Понятие валового национального продукта (ВНП). Взаимосвязь ВВП и ВНП, чистый доход факторов производства (ЧДФ). Методы измерения ВВП: расчет ВВП по расходам, по доходам и по добавленной стоимости. Чистый внутренний продукт (ЧВП), Чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), личный располагаемый доход. Недостатки показателя ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен: дефлятор ВВП, индекс потребительских цен (ИПЦ). Основные отличия дефлятора ВВП от ИПЦ. Инфляция: понятие, показатели, виды, последствия. Экономический цикл: понятие, фазы, виды. Экономический рост: понятие, факторы и типы. Безработица: понятие, показатели, виды, последствия.
  • Раздел 2. Рынок благ и его равновесие.
    Тема 2.1 Потребительские расходы. Кейнсианская функция потребления. Предельная и средняя склонность к потреблению. Предельная и средняя склонность к сбережениям. Средняя склонность к потреблению в краткосрочном и долгосрочном периоде, «Загадка Кузнеца». Межвременной выбор домашних хозяйств (модель Фишера). Теория жизненного цикла Ф. Модильяни. Гипотеза перманентного дохода М. Фридмана. Теория потребления и эмпирические исследования. Тема 2.2 Инвестиционные расходы. Разновидности капитала и инвестиций. Дисконтирование и приведенная стоимость ожидаемой прибыли. Инвестиции в основной капитал: кейнсианский подход. Инвестиции в основной капитал: неоклассический подход. Модель простого акселератора. Модель гибкого акселератора. q – теория Тобина. Инвестиции в запасы. Тема 2.3 Государство как агент товарного рынка. Государственный бюджет. Расходы государства. Доходы государства. Виды состояний гос. бюджета. Дефицит гос. бюджета и его виды. Концепции государственного бюджета. Способы финансирования дефицита гос. бюджета. Государственный долг, его виды и последствия. Бюджетное ограничение правительства. Налоговая система и принципы налогообложения. Функции налогов. Виды налогов: прямые и косвенные. Налоговые ставки: средняя налоговая ставка, предельная налоговая ставка. Прогрессивная, пропорциональная и регрессивная система налогообложения. Налоговые ставки и налоговые поступления: кривая Лаффера. Тема 2.4 Внешний мир как агент товарного рынка. Платежный баланс страны и его структура. Валютный курс и его виды. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательной способности (абсолютный и относительный). Плавающий и фиксированный и валютный курс. Спрос и предложение на валютном рынке. Равновесный обменный курс. Международный перелив капиталов. Паритет процентных ставок. Фиксированный и плавающий валютный курс. Интервенции центрального банка. Факторы, влияющие на величину чистого экспорта. Тема 2.5 Кейнсианская модель равновесия товарного рынка. Предпосылки анализа равновесия товарного рынка в кейнсианской модели. Планируемые и фактические совокупные расходы. «Кейнсианский крест». Роль товарно-материальных запасов в восстановлении равновесия на товарном рынке. Эффект мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов. Парадокс сбережений. Тема 2.6 Фискальная (бюджетно-налоговая) политика и ее влияние на равновесный доход. Понятие, цели и инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая, дискреционная и автоматическая. Встроенные автоматические стабилизаторы. Влияние мер фискальной политики на равновесие в кейнсианской модели. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор трансфертов. Влияние ставки подоходного налога на равновесный выпуск. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
  • Раздел 3. Финансовый рынок и его равновесие.
    Тема 3.1 Предложение денег. Ценные бумаги: акции, облигации. Деньги, их функции и виды. Предложение денег. Денежные агрегаты. Банки и их роль в экономике. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их основные функции и операции. Резервы банков. Норма обязательных резервов. Создание денег коммерческими банками. Банковский мультипликатор, денежный мультипликатор. Факторы, влияющие на предложение денег. Тема 3.2 Спрос на деньги. Количественная теория денег и трансакционный спрос на деньги. Кейнсианский подход к спросу на деньги. Теория предпочтения ликвидности. Влияние ставки процента на величину спроса на деньги. Модель Баумоля-Тобина трансакционного спроса на деньги. Тема 3.3 Равновесие финансового рынка. Монетарная (кредитно-денежная) политика. Закон Вальраса для финансового рынка. Равновесие финансового рынка и факторы его определяющие. Монетарная (кредитно-денежная) политика: понятие и цели. Инструменты монетарной политики: операции на открытом рынке, ставка рефинансирования, норма обязательных резервов. Виды монетарной политики. Влияние монетарной политики на ставку процента.
  • Раздел 4. Совместное равновесие на рынке благ и финансовом рынке (Модель IS-LM).
    Тема 4.1 Кривая IS, Кривая LM Построение кривой IS. Алгебраическое уравнение кривой IS. Факторы, влияющие на сдвиги кривой IS, на наклон кривой IS. Построение кривой LM. Алгебраическое уравнение кривой LM. Факторы, влияющие на сдвиги кривой LM, на наклон кривой LM. Тема 4.2 Равновесие в модели IS-LM в закрытой экономике и влияние на него фискальной и монетарной политик. Равновесные уровень национального дохода и ставки процента. Процесс установления равновесия в модели IS – LM. Изменение равновесия в модели IS-LM. Фискальная политика в модели IS – LM и ее эффективность. Эффект вытеснения. Монетарная политика в модели IS – LM и ее эффективность. Особые случаи в модели IS – LM: ликвидная ловушка, инвестиционная ловушка, «классический случай». Смешанная политика в модели IS – LM. Последствия государственного регулирования ставки процента, последствия государственного регулирования уровня выпуска. Мультипликационные эффекты в модели IS-LM.
  • Раздел 5. Совокупный спрос
    Построение кривой совокупного спроса из модели IS – LM. Эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса: эффект Кейнса (эффект процентной ставки), эффект Пигу (эффект богатства), эффект Манделла-Флеминга (эффект чистого экспорта). Алгебраическое уравнение кривой совокупного спроса. Вид кривой совокупного спроса в особых случаях: классический случай, ликвидная ловушка, инвестиционная ловушка. Неценовые факторы совокупного спроса (сдвиги кривой совокупного спроса). Воздействие фискальной и монетарной политики государства на совокупный спрос.
  • Раздел 6. Рынок труда и совокупное предложение.
    Производственная функция. Спрос на труд. Предложение труда. Равновесие рынка труда и существование безработицы в экономике полной занятости. Вывод кривой совокупного предложения в экономике полной занятости (долгосрочный период). Проблема неполноты номинальной подстройки. Вывод кривой совокупного предложения в кейнсианском подходе (краткосрочный период, случай жесткой номинальной заработной платы).
  • Раздел 7. Равновесие в классической и кейнсианской моделях (модель AD-AS).
    Модель AD – AS как модель равновесия трех рынков и ее предпосылки. Долгосрочное равновесие. Краткосрочное равновесие: инфляционный разрыв, рецессионный разрыв. Влияние монетарной и фискальной политики на выпуск и уровень цен. Шоки совокупного спроса. Шоки совокупного предложения. Процесс долгосрочного приспособления. Классический подход к моделированию экономики: макроэкономическая модель экономики полной занятости с гибкими ценами и ее графическая интерпретация в рамках моделей AD-AS и IS-LM. Макроэкономическая политика в экономике полной занятости. Принцип неоклассической дихотомии и нейтральность денег. Кейнсианский подход к моделированию экономики. Модификация структурной модели экономики с учетом номинальных несовершенств (случай жесткой заработной платы). Макроэкономическая политика в кейнсианской модели. Проблема не-нейтральности денег в краткосрочном периоде.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    1-3: На занятиях не проявляет никакой активности, не выполняет домашние задания. 4: Иногда отвечает на вопросы преподавателя при персональном обращении, иногда выполняет домашние задания. 5: Отвечает на вопросы преподавателя при персональном обращении и, не качественно, но выполняет домашние задания, участвует при миниконтроле. 6: Отвечает на вопросы преподавателя при персональном обращении, иногда участвует в дискуссиях, выполняет домашние задания, но на достаточно низком уровне (плохо проработан материал, низкий процент оригинальности и т.д.), участвует при миниконтроле, но не на все задания представлены ответы. 7: Отвечает на вопросы преподавателя, участвует в дискуссиях, на достаточно хорошем уровне выполнены домашние задания, достаточно хорошо выполнены задания по миниконтролю. 8: Как правило, активен на занятиях, отвечает на вопросы преподавателя и участвует в дискуссиях, хорошо выполнены домашние задания. 9: Активен на занятиях, активно отвечает на вопросы преподавателя и участвует в дискуссиях, домашние задания на высоком уровне, однако не все задания по микроконтролю выполнены блестяще. 10: Всегда активен на занятиях, максимально активно отвечает на вопросы преподавателя, проявляет инициативу участия в дискуссиях, все задания выполнены на высоком профессиональном уровне.
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.25 * Контрольная работа 1 + 0.25 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. ТОМ 1 11-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 300с. - ISBN: 978-5-534-02562-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-v-2-t-tom-1-437227
  • Гребенников П. И., Тарасевич Л. С., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. ТОМ 2 11-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 255с. - ISBN: 978-5-534-02563-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-v-2-t-tom-2-437228

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тарасевич Л. С., Гребенников П. И., Леусский А. И. - МАКРОЭКОНОМИКА 10-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 527с. - ISBN: 978-5-9916-4988-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/makroekonomika-390653