• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Групповые методы обучения и развития персонала

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Менеджмент
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс рассчитан на получение знаний и практики проведения современных групповых методов обучения и развития сотрудников компании, как одного из направлений деятельности HR-менеджера. В результате освоения курса студенты получат: -знание сущности и технологии организации различных методов групповой работы в обучении и развитии персонала; -знание правил составления группы и подбора участников; -владение принципами проведения и составления обучающих программ; -умение проектировать программу обучения, подбирать метод, содержание, техники, упражнения в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями; -навык самостоятельного проведения группы по отдельным методам групповой работы; - умение правильно интерпретировать происходящее в группе; диагностировать изменения группы в целом, и каждого участника в отдельности; давать конструктивную обратную связь; -владение приемами работы с сопротивлением участников группы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Групповые методы обучения и развития персонала» являются развитие у студентов умений грамотного использования диагностического инструментария, навыков эффективного сотрудничества с руководством организации, консультируемым контингентом, конструировать и проводить различные виды групповой работы, приёмов формулирования консультативных рекомендаций, умения быть эффективным посредником при решении личных и деловых проблем сотрудников организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия и базовые теории психологического тренинга, основные виды тренинга, специфику современных методов групповой работы (фасилитация, «мировое кафе», «образовательное путешествие», симуляция и т.д.)
  • Знает содержание основных принципы тренинга и других форм групповой формы.
  • Знает основные группы методических средств (техник) групповой формы работы, умеет подбирать их под задачу обучения или развития персонала, владеет информации об их специфике и правилах применения.
  • Знает способы оценки эффективности групповой работы, владеет технологией оценки результатов по Д.Киркпатрику.
  • Знает и умеет проводить анализ профессиональных задач, организационный анализ и персональный анализ. Владеет информацией об особенностях комплектования групп.
  • Обладает информацией о требованиях к ведущему обучающей и развивающей группы. Знает основные характеристики эффективного ведущего и этические аспекты деятельности ведущего.
  • Знает 4 этапа классического тренинга. владеет информацией о специфике этапов работы с другими формами групповой работы. Владеет навыком составления программ групповой работы по обучению и развитию сотрудников.
  • Владеет информацией об «обратной связи», ее формах и правилах проведения, умеет подбирать форму обратной связи в зависимости от решаемых задач, владеет технологией подачи эффективной обратной связи.
  • Имеет информацию о факторах переноса результатов групповой работы в профессиональную деятельность.
  • Имеет информацию о характере, цели и возможностях фасилитации. Знает основные понятия и методологические основы фасилитации, ее механизмы.
  • Знает основные методы фасилитации, понимает важность и сущность задач, которые решает фасилитатор.
  • Имеет информацию о системе взаимоотношений «фасилитатор -группа». Владеет стратегиями поведения в системе «фасилитатор -группа».. Знает поведенческие роли фасилитатора и методы воздействия на группу.
  • Знает этапы процесса фасилитации, их содержание и умеет их выделять. Владеет техниками фасилитации.
  • Имеет представление о фасилитации принятия решений. Умеет планировать перспективу работы фасилитатора по запросу организации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Методология групповых форм работы Тема 1. Понятие и виды психологического тренинга
    Понятие психологического тренинга. Различные определения тренинга. Тренинг как метод преднамеренных изменений. Основные функции тренинга: диагностическая, преобразующая, корректирующая, профилактическая, адаптационная. Отличие тренинга от психотерапии. Виды психологического тренинга и их краткая характеристика. Классификация психологического тренинга по С.И. Макшанову. Метод фасилитации, сущность и особенности. «Мировое кафе» как метод групповой ра-боты. Современные формы групповой работы при обучении и развитии персонала организации: «метод Уолда Диснея», «образовательное путешествие», «Симуляция» и т.д.
  • Тема 2. Принципы психологического тренинга и других форм групповой работы
    Принципы создания среды: системная детерминация, реалистичность, избыточность. Принципы поведения участников: активность, исследовательская и творческая позиция, субъект-субъектное общение, объективация поведения, искренность, принцип «здесь и теперь». Организационные принципы: физическая закрытость, комплектование группы (гомогенность – гетерогенность), пространственно-временная организация. Этические принципы (соответствие заявленных целей групповой работы ее содержанию, конфиденциальность, ненанесение ущерба).
  • Тема 3. Методические средства групповой работы
    Понятие методических средств (техник). Техники представления информации : короткие лекции, видеолекции, видеоиллюстрации, систематизированные обзоры, программированные инструкции, анализ оценок и самооценок, рисуночные методики, дискуссия. Методи-ческие требования к отбору содержания лекций и материалов систематизированных обзоров: новизна информации, представление информации в разных модальностях, адресное представление информации с учетом потребностей группы в целом и отдельных участников. Характеристика систематизированных обзоров и программированных инструкций. Правила проведения дискуссий. Понятие фокус-группы. Основные направления применения рисуночных техник: диагностическое, развивающее, терапевтическое. Имитационные техники и их предназначение. Психодрама и социодрама (Дж.Морено, 1964). Ролевые и операционные (деловые) игры. Психогимнастика. Правила и место применения психогимнастических упражнений. Мозговой штурм как вид имитационных техник, виды и правила проведения. Анализ конкретных случаев. Медитация, управляемое воображение, визуализация. Техники создания реальной среды: выполнение заданий с физическими рисками, выполнение конкретных профессиональных процедур с реальными партнерами, оборудованием документацией, выполнение заданий с незнакомыми людьми.
  • Тема 4. Оценка эффективности тренинга и других форм групповой работы
    Оценка эффективности тренинга как метода преднамеренных изменений. Критерии эф-фективности. Четыре группы критериев по Д.Киркпатрик (1959): реакции, научение, поведенческий критерий, результативный критерий. Психологические и предметные критерии. Вероятность преднамеренных изменений психологических феноменов человека в психологическом тренинге с точки зрения практиков: особенности психических процессов, навыки и умения, установки, отношения личности, представления о себе (Я-концепция), система ценностей и целей, уровень рефлексии, эффективность профессиональной деятельности, экономическое благополучие, состояние здоровья, продолжительность жизни.
  • Раздел 2. Методические аспекты тренинга и других форм групповой работы. Тема 5. Методика организации групповой работы
    Определение потребности в групповой работе в профессионально ориентированных программах. Анализ профессиональных задач. Организационный анализ. Персональный ана-лиз. Особенности комплектования групп. Информирование претендентов. Численность группы. Возраст участников. Формальный статус участников. Образование и профессиональ-ная принадлежность. Национальная и религиозная принадлежность. Индивидуально-психологические особенности участников. Критерии невключения в группу тренинга: низкая мотивация, близкое родство (знакомство), ригидность, выраженные акцентуации шизоидного или возбудимого типа, наличие иной, чем у большинства группы специальности (для тренинга специальных умений), отклонения от психической нормы (психопатизация), количественный критерий (больше 14 участников), плохое актуальное соматическое состояние, негативное от-ношение со стороны участников группы, отношения непосредственного подчинения, возраст (старше 60 лет),существенно сниженный интеллектуальный потенциал, сексуальная девиация, резкий контраст профессиональной компетентности или личностного развития.
  • Тема 6. Методические особенности деятельности ведущих групповых форм обучения и развития персонала
    Требования к ведущему. Ошибки в деятельности ведущего. Характеристики эффектив-ного тренера (В.П.Захаров, Н.Ю.Хрящева). Качества, нежелательные для претендента на тре-нерскую работу (Г.Миккин). Оптимальный уровень нагрузки (количество программ) для тре-нера. Профессиональный рост ведущего психологический тренинг. Этические аспекты деятельности ведущего.
  • Тема 7. Деятельность ведущего на различных этапах тренинга
    Этап создания работоспособности: знакомство участников, определение правил и прин-ципов работы группы, решение определенных задач. Рефлексия тренера. Специфические эф-фекты этапа создания работоспособности. Этап ориентации: уточнение и конкретизация участниками своих индивидуальных це-лей в тренинге. Характерные эффекты этапа ориентации. Этап изменений: апробация и освоение новых установок, навыков и умений. Поэтапность формирования. Целостное действие. Диагностика на этапе изменений. Завершающий этап: получение каждым участником и группой в целом обобщенной и индивидуализированной информации об эффективности работы и возможностях ее продолжения, проработка вариантов применения полученных результатов на практике. Специфика деятельности ведущего как фасилитатора групповой работы. Деятельность ведущего группу по методу «мирового кафе», «образовательного путешествия», «симуляции» и др.
  • Тема 8. Методические особенности организации обратной связи
    Понятие «обратной связи». Факторы, определяющие специфику организации обратной связи в ходе тренинга. Позитивная и негативная обратная связь. Варианты организации обратной связи в тренинге. Виды обратной связи. Средства подачи материализованной обратной связи.
  • Тема 9. Факторы переноса результатов групповой работы в профессиональную реальность
    Понятие «переноса» в узком и широком смысле слова. Требования, соблюдение которых ведет к высокой вероятности переноса результатов групповой работы в профессиональную ре-альность (Вексли и Латама). Факторы «силы эффекта» групповой работы. Факторы «последействия эффекта» групповой работы.
  • Раздел 3.Фасилитация как форма обучения и развития персонала Тема 10. Фасилитация в организации.
    Характер, цель и возможности фасилитации. Основные понятия и методологические основы фасилитация. Механизмы фасилитации.
  • Тема 11. Методология фасилитации, область применения и возможности.
    Связь фасилитации с консультированием, тренингом, коучингом. Основные приемы фасилитации. Задачи фасилитатора. Диапазон фасилитации.
  • Тема 12. Взаимоотношения фасилитатора и группы
    Ожидания в системе взаимоотношений «фасилитатор-группа». Стратегии поведения в системе «фасилитатор-группа». Поведенческие роли фасилитатора. Методы воздействия на группу.
  • Раздел 4. Процесс фасилитации Тема 13. Этапы фасилитации и их содержание
    Этапы фасилитации , их содержание. Понятие консультативного взаимодействия. Триада Роджерса. Техники фасилитации.
  • Тема 14. Фасилитация для выработки решений.
    Источники и пути сбора фактических данных. Обратная связь в фасилитации. Поиск идей для возможного решения актуальных для организации проблем. Роль фасилитатора в фазе внедрения тактических рекомендаций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий контрольное задание
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий домашнее задание 1
  • неблокирующий домашнее задание 2
  • неблокирующий контрольное задание
  • неблокирующий самостоятельная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * домашнее задание 1 + 0.25 * домашнее задание 2 + 0.25 * контрольное задание + 0.25 * самостоятельная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Внутренняя сила лидера: Коучинг как метод управления персоналом / Уитмор Д., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 309 с.: ISBN 978-5-9614-5269-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912499
  • Григорьев Д.А. - Бизнес-тренинг: как это делается - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 288с. - ISBN: 978-5-00057-079-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62308
  • Дроздов, И. Н. (2019). Бизнес-тренинг для персонала предпринимательских организаций: формы, возможности, ограничения, оценка эффективности. Leadership & Management / Liderstvo I Management, 6(3), 323–334. https://doi.org/10.18334/lim.6.3.40982
  • Кларин М. В. - КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ, НАСТАВНИЧЕСТВО, КОУЧИНГ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 288с. - ISBN: 978-5-534-02811-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/korporativnyy-trening-nastavnichestvo-kouching-437296
  • Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства: Учебное пособие / Уитмор Д. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 316 с.: ISBN 978-5-9614-7093-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002566
  • Марасанов Г.И. - Социально-психологический тренинг - ООО "Когито-центр" - 2001 - 251с. - ISBN: 5-89353-042-Х - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109068
  • Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2004. - 256 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0248-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529464
  • Реньш, М. А., Садовникова, Н. О., & Лопес, Е. Г. (2016). Психологический тренинг : практикум : учебное пособие. Russia, Europe: Российский государственный профессионально-педагогический университет. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.26E36F7
  • Социальная психология в организациях. Инновационный тренинг: Учебное пособие / Чикер В.А. - СПб:СПбГУ, 2017. - 56 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999828
  • Тренинг в организации : учеб. пособие / А.Б. Невеев.— М. : ИНФРА-М, 2017.— 256 с.— (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/641782
  • Тренинг в организации: Учебное пособие / А.Б. Невеев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005660-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/319549
  • Тренинг в организации: Учебное пособие / Невеев А.Б. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005660-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/467833
  • Тренинг в организации: Учебное пособие / Невеев А.Б. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 256 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-005660-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1015858
  • Ярушева, С. (2015). Ролевой Тренинг Как Инструмент Корпоративного Управления. Вестник Челябинского Государственного Университета, (1 (356)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15760726

Рекомендуемая дополнительная литература

  • В пустыню и обратно: величайший корпоративный тренинг в истории бизнеса: Учебное пособие / Мирвис Ф. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 267 с.: ISBN 5-9614-0268-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912418
  • Жизнь в потоке: Коучинг: Учебное пособие / Аткинсон М., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 330 с.: 60x90 1/16. - (Трансформационный коучинг: Наука и искусство) ISBN 978-5-9614-5039-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912732
  • ЗАБРОДИНА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА. (2015). Социально-психологический тренинг как средство развития эмоционального интеллекта будущих психологов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8168FCDC
  • Мастерство жизни: Внутренняя динамика развития: Учебное пособие / Аткинсон М., Чойс Р.Т., - 4-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 214 с.: 60x90 1/16. - (Трансформационный коучинг: Наука и искусство) (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5378-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/914267
  • Новиков О.В. - Программа арт-тренинга. Стадия I: Занятия 1—8: учебное пособие - ООО "Когито-центр" - 2003 - 60с. - ISBN: 5-89353-123-Х - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109365
  • Рамендик Д. М. - ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 136с. - ISBN: 978-5-534-07294-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trening-lichnostnogo-rosta-434158
  • Рамендик Д. М. - ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 136с. - ISBN: 978-5-534-07706-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trening-lichnostnogo-rosta-437348
  • Технология достижений: Турбокоучинг по Брайану Трейси: Учебное пособие / Трейси Б., Фрейзер К., Сурин С. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 219 с.: 84x108 1/32 ISBN 978-5-9614-1044-0 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/925620
  • Тренинг лидерства / О.В. Евтихов. - СПб: Речь, 2007. - 256 с.: 60x90 1/16 ISBN 5-9268-0639-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/529469
  • Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О.Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 217 с.— (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917965
  • Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации : монография / О.Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 217 с.— (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1027227
  • Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: Монография / Чуланова О.Л. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010723-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/556863
  • Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: Монография/Чуланова О.Л. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 218 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010723-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501346
  • Шамардина, М. В. (2018). Тренинг Командообразования Как Метод Стабильности Психологического Климата. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EC1FD306