• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Макроэкономика (продвинутый уровень)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Экономика
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Результатом освоения дисциплины является приобретение студентами: - знаний в области макроэкономического анализа со значительным использованием математического аппарата, а также обучение использованию полученных знаний в профессиональной деятельности. - знаний об эмпирических и теоретических исследованиях в двух разделах макроэкономического анализа: экономический рост и экономические флуктуации. Поставленные цели определяют структуру и содержание курса. Текущий контроль по дисциплине включает домашнее задание, контрольную работу. Итоговая оценка по дисциплине (оценка по промежуточной аттестации) выставляется в ходе экзамена, с учетом результатов текущего контроля. Правила выставления оценки по промежуточной аттестации определены Программой дисциплины, размещенной в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень) являются расширение и углубление знаний студентов в области макроэкономического анализа со значительным использованием математического аппарата, а также обучение использованию полученных знаний в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение знаниями о сбалансированной траектории экономического роста, процессе подстройки под данную траекторию, факторах экономического роста, основных эмпирических результатах в теории роста, источниках роста технологии, населения, дохода на душу населения.
  • Владение знаниями об основных источниках колебаний в макроэкономике, механизмах трансмиссии
  • Изучение подхода общего равновесия и методов решения моделей с рациональными ожиданиями.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Модель Солоу
    Экономический рост и экономические флуктуации. Введение в теорию экономического роста. Стилизованные факты Калдора относительно экономического роста. Экономический рост и конвергенция между странами. Модель Солоу Поведение фирм и основное уравнение динамики накопления капитала. Основное уравнение динамики капиталовооруженности эффективного труда. Траектория сбалансированного экономического роста. Темп схождения к стационарной точке. Изменение нормы сбережений и «Золотое правило» накопления капитала. Конвергенция. Остаток Солоу. Окружающая среда и экономический рост. Природные ресурсы в модели экономического роста. Технический прогресс и загрязнение окружающей среды.
  • Тема 2. Модель Рамсея-Касса-Купманса
    Предпосылки модели. Предпочтение домашних хозяйств. Оптимизация домохозяйств как задача оптимального контроля. Оптимизация домашних хозяйств, как задача вариационного исчисления. Оптимизация фирм. Линеаризация системы около стационарной точки. Фазовая диаграмма динамики потребления и капитала. Исследование устойчивости решения. Условие трансверсальности и экономическая интерпретация седлового пути. Траектория сбалансированного экономического роста. Модифицированное «золотое правило» накопления капитала. Шоки в модели Рамсея-Касса-Купманса. Госрасходы в модели Рамсея-Касса-Купманса. Временные и постоянные изменения госраходов и других экзогенных переменных.
  • Тема 3. Модель Мэнкью-Ромер-Уэйл
    Предпосылки модели. Уравнения накопления физического и человеческого капитала. Стационарное состояние и сравнительная статика. Устойчивость динамики. Сведенная форма. Эконометрическое тестирование. Проблема эндогенности. Анализ Холла и Джонса
  • Тема 4. Модель созидательного разрушения Агиона-Ховитта
    Шумпетерианский подход к экономическому росту, идея созидательного разрушения. Положительные и отрицательные экстерналии роста. Предпосылки модели. Моделирование вероятности инновации. Равновесие для рабочего. Оптимум монополиста. Арбитражное уравнение. Общее равновесие. Стационарное состояние. Сравнительная статика (сбалансированная траектория роста). Эффект роста производительности в инновационном секторе. Эффект роста вероятности инноваций. Эффект ставки процента. Эффект масштаба рынка труда. Конкуренция и рост. Социальный оптимум и рост. Трансфер технологий и идея догоняющего развития. Преимущества отставания по Гершенкрону. Предпосылки модели трансфера технологий. Издержки адаптации мировой технологии. Технологическая граница. Равновесное отставание от технологической границы. Клуб конвергенции и клуб аутсайдеров.
  • Тема 5. Объединенная теория роста
    Стилизованные факты экономического роста в исторической перспективе. Идеи Мальтуса. Модель мальтузианской стагнации. Роль ограничений на объем ресурсов земли. Эндогенный уровень темпов роста населения. Стационарный уровень населения. Эффект роста технологий. Устойчивость уровня дохода на душу населения. Сельское хозяйство и промышленность. Предпосылки выхода из режима мальтузианской стагнации. Индустриализация и урбанизация. Образование и рост. Деиндустриализация и сдвиг в сторону сектора услуг. Модель.
  • Тема 6. Модель реального бизнес-цикла
    Стилизованные факты о колебаниях деловой активности и подходы к построению моделей. Эмпирические исследования. Моделирование репрезентативного агента с эндогенным потреблением и предложением труда. Максимизация полезности и эффект межвременного замещения потребления и предложения труда. Оптимизация домохозяйств в условиях неопределенности. Стационарная точка и линеаризация модели около стационарной точки. Предопределенные и вперед-смотрящие переменные модели. Решение системы вперед-смотрящих разностных уравнений с рациональными ожиданиями. Условие Бланшара-Кана. Шоки технологии и совокупного спроса в модели. Инерционность и персистентность инфляции и ВВП. Базовые эмпирические тесты. Калибровка и симуляция модели. Ограничения модели и возможные модификации.
  • Тема 7. Новая Кейнсианская теория
    Традиционный кейнсианский подход. IS-LM: модель совокупного спроса в закрытой и открытой экономике. Совокупное предложение при различных предпосылках жесткости зарплаты и цен. Кейнсианский квазистатический анализ. Традиционноая кривая Филлипса и проблема выбора между инфляцией и безработицей: кейнсианский подход и его критика Несовершенная информация, деньги и выпуск. Модель несовершенной информации Лукаса. Ожидаемые и непредвиденные изменения в монетарной политике. Кривая Филлипса и критика Лукаса Пошаговое приспособление цен. Модель несовершенной конкуренции и внешние эффекты агрегированного спроса. Time-dependent правила приспособления: случай предопределенных цен, случай фиксированных цен State-dependent правила приспособления: издержки меню. Базовая новая кейнсианская модель Оптимизация поведения домашних хозяйств и фирм. Ценообразование по Кальво. Новая кейнсианская кривая Филлипса Динамическая впередсмотрящая кривая IS Правило Тэйлора для ставки процента. Анализ устойчивости и единственности решения.
  • Тема 8. Динамические стохастические модели общего равновесия (DSGE модели)
    Общие сведения о DSGE моделях: история создания, границы применения, подходы к эконометрическому тестированию. Экономические агенты: предпочтения, идиосинкразические шоки, агрегирование. Экономические рынки: благ, труда, капитала, финансовый, валютный и др. Оптимизация домашних хозяйств. Оптимизация фирм. Поведение правительства и ЦБ. Экзогенные шоки. Несовершенства модели: номинальные и реальные жесткости, механизмы увеличения персистентности. Общее равновесие. Стационарная точка. Линеаризация модели. Решение модели методом Бланшара-Кана. Оценка DSGE моделей: сильная, слабая и минимальная эконометрическая интерпретация DSGE моделей. Калибровка модели. Байесовские методы оценки DSGE моделей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
    Работа в аудитории включает в себя посещаемость занятий, активность в дискуссиях, правильность решения задач, правильность ответов на вопросы преподавателя, демонстрация умения самостоятельно мыслить, творческое применение рассказанного на лекциях материала, доклада.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Работа в аудитории + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Высшая макроэкономика, учебник, пер. с англ. под науч. ред. В. М. Полтеровича ; Нац. исслед. ун-т Высшая школа экономики, 2-е изд., 855 с., Ромер, Д., 2015