• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Технологии управления инновациями в бизнесе

Статус: Курс по выбору (Менеджмент)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бутрюмова Надежда Николаевна, Трифилова Анна Александровна
Прогр. обучения: Менеджмент
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 124

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Технологии управления инновациями в бизнесе» являются дать комплексные знания в области инновационного менеджмента, сформировать понимание методов организации инновационного процесса, освоить инструменты построения инновационной системы в компании, освоить инструменты разработки стратегии инновационного развития, научиться применять инструменты управления инновационным проектом. В процессе изучения дисциплины студенты изучают основные понятия инновационного менеджмента, модели инновационного процесса, различные особенности ведения инновационной деятельности, методы прогнозирования инновационного развития, индикаторы и метрики инноваций. Студенты знакомятся с национальной инновационной системой, работой различных организаций инфраструктуры поддержки инноваций. В рамках курса особое внимание уделено вопросам управления инновациями в крупной компании, в том числе реализации инновационного проекта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные модели инновационного развития компании;
  • Знать структуру доходов и расходов инновационного проекта;
  • Знать задачи государственного регулирования в инновационной сфере.
  • Уметь творчески применять в решении практических задач опыт и лучшие практики управления инновационными проектами как на уровне компании, так и на уровне государственного регулирования инновационной деятельности;
  • Уметь организовывать и контролировать инновационный процесс;
  • Уметь разрабатывать документы и акты, регламентирующие инновационную деятельность на уровне компании
  • Уметь разрабатывать концепции и участвовать в реализации инновационной стратегии на уровне компании.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) оценки экономической привлекательности инновационных проектов;
  • Иметь навыки подготовки документов, регламентирующих инновационную деятельность на уровне компании;
  • Иметь навыки работы в команде, формируемой для выполнения задач, поставленных в рамках курса;
  • Иметь навыки проведения презентации инновационного проекта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия инновационного менеджмента, особенности профессии менеджера по инновациям, отличает различные типы инноваций.
  • Умеет провести анализ инновационного процесса на предприятии, внешние связи корпорации с партнерами по реализации проектов.
  • Умеет изучать технологические тренды, прогнозировать направления технологического развития компании, умеет оценить влияние новых технологий на экономику.
  • Определяет значение и роль организаций инфраструктуры рынка инноваций, а также различных элементов НИС.
  • Умеет изучать действующую инновационную систему в корпорации, стимулировать мотивацию и вовлеченность сотрудников в инновационную деятельность
  • Умеет оценить эффективность инновационной деятельности компании.
  • Умеет оценить инновационный потенциал и инновационную активность предприятия
  • Умеет разрабатывать инновационную стратегию
  • Умеет моделировать инновационный процесс по принципам открытых инноваций. Учитывает особенности межкультурных команд инновационного проекта.
  • Владеет технологией lean-startup, умеет оценить коммерческие перспективы инновационной разработки, проводить первичный анализ рынка, разрабатывать бизнес-модель, рассчитывать финансовые показатели проекта.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория инноваций: природа инноваций, основные понятия, классификация
    Роль инноваций в современном мире, основные понятия инноваций. Новшество, изобретение, инновация. Подходы к классификации инноваций: продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные, инкрементальные, радикальные. Коммерциализация инновации, диффузия инновации.
  • Инновационный процесс и инновационная деятельность
    Понятие инновационный процесс, инновационная деятельность. Источники инноваций. Поколения инновационного процесса: technology push, market pull, coupling model, interactive model, network model, open innovation model. Участники инновационной деятельности.
  • Инновационное и технологическое развитие
    Приоритетные направления технологического развития, национальная технологическая инициатива. Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность компании. Технологические тренды, методы прогнозирования инновационного развития. Индикаторы и метрики инноваций. Значение прогнозирования развития науки, технологий и техники. Цели и задачи прогнозирования инноваций
  • Национальная инновационная система. Инфраструктура рынка инноваций
    Национальная инновационная система (зарубежная практика и российский опыт): финансирование инновационной деятельности, наука, кадры, законодательство, экспортно-импортная политика, промышленная политика, налоговая политика, развитие конкуренции. Инновационная инфраструктура: финансовая, организационно-производственная, информационная, образовательная, консалтинговая.
  • Методы управления инновациями в компании
    Корпоративные инновационные системы (КИС): элементы инновационной системы предприятия, организация инновационной деятельности на предприятии, внутрифирменное предпринимательство, мотивация к инновационной деятельности. Российский и зарубежный опыт функционирования КИС. Программы инновационного развития. Планирование нововведений. Формирование инновационной политики фирмы. Корпоративные венчурные фонды. Методы и инструменты управления инновационным процессом в компании. Stage-gate подход. Источники инновационных идей, методы генерации инноваций: развитие креативности, упражнения, мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ, синектика, латеральный маркетинг, метод Э. Де Боно «Шесть шляп». Оценка эффективности инновационной деятельности компании. Экспертиза и оценка инновационных проектов. Корпоративные инкубаторы и акселераторы.
  • Разработка инновационной стратегии предприятия
    Инновационный потенциал организации. Инновационная активность организации. Методики оценки инновационного потенциала инновационных систем. Оценка инновационной активности компании. Разработка мероприятий по достижению целей инновационного развития компании
  • Международная инновационная деятельность
    Стратегия открытых инноваций, реализация международных инновационных проектов. Развитие международных технологических стратегических альянсов.
  • Технологии управления инновационными проектами в корпорации
    Характеристики и особенности управления инновационным проектом. Технология lean startup. Формулировка ценностного предложения для инновационного проекта. Разработка бизнес-модели для инновационного проекта. Анализ рынка инновационного проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 3
  • неблокирующий Домашнее задание 4
  • неблокирующий Анализ инновационной системы компании
  • неблокирующий Разработка проекта
    Пересдача возможна, если студент самостоятельно выполнит все задачи, связанные с разработкой инновационного проекта без помощи преподавателя на семинарских занятиях.
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Анализ инновационной системы компании + 0.1 * аудиторная работа + 0.1 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.1 * Домашнее задание 4 + 0.25 * Разработка проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеев А. А. - ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 259с. - ISBN: 978-5-534-03166-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/innovacionnyy-menedzhment-433138
  • Инновационная экономика: стратегия и инструменты формирования : учеб. пособие / О.И. Донцова, С.А. Логвинов. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2019. - 208 с. - (Магистратура). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008664
  • Инновационное развитие российских компаний на основе международной интеграции: Монография / В.В. Уваров. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 с.: 60x88 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9776-0279-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/413993
  • Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями : монография / под ред. Б.З. Мильнера. — М. : ИНФРАМ, 2018. — 624 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/975926
  • Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2019. - 380с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003543
  • Основы форсайта : учебник / В.П. Третьяк, В.Л. Калиничев, В.А. Козлов ; под ред. проф. В.П. Третьяка. — 2-е изд., перераб. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2017. — 268 с. — (Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/561138
  • Сетевая модель российской национальной инновационной системы: формирование и развитие: монография / Суглобов А.Е., Смирнова Е.В., - 2-е изд. - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 145 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1045714

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Высшая школа России и национальная инновационная система: Монография / А.А. Харин, А.В. Рождественский, И.Л. Коленский и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 436 с.: 60x90 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-16-102755-4 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/501568
  • Путилов А.В., Черняховская Ю.В. - Коммерциализация технологий и промышленные инновации: учебное пособие - Издательство "Лань" - 2018 - 324с. - ISBN: 978-5-8114-3371-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/110937
  • Рычкова Н.В. - Маркетинговые инновации. (Бакалавриат) - КноРус - 2019 - 226с. - ISBN: 978-5-406-06902-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/931152