2020/2021
Грамматическая семантика
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Даниэль Михаил Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
26
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Грамматическая семантика» знакомит со следующими лингвистическими понятиями и разделами морфологии: • Типология частей речи • Дейксис и местоименные категории • Грамматические категории имени • Грамматические категории глагола
Цель освоения дисциплины
- Знание параметров разнообразия естественных языков, основ их ареальной, типологической и генетической классификации.
- Умение при необходимости самостоятельно ориентироваться в типологической литературе.
- Овладение навыками типологической характеризации языка по грамматике, аппаратом морфологической типологии.
Планируемые результаты обучения
- Владеет основными параметрами межъязыкового варьирования частеречной категоризации.
- Знает основные типологические параметры вариативности именных категорий имени.
- Знает типологические параметры и универсалии в зоне местоименных значений, их функциональную интерпретацию.
- Знает основные грамматические категории глагола, взаимосвязь между ними, универсальность и неуниверсальность, методы их типологического исследования.
- Знает основные части речи, подходы к их выделению и проблему выделения частей речи в языках разной структуры.
- Знает основные именные категории, степень их распространённости, проблему категорий имени vs. именной группы
- Знает грамматические значения местоимений, разряды местоимений, проблему их отделения от частей речи с более конкретной семантикой
- Знает основные категории глагола, проблему неглагольных предикатов, иметь общие представление о степени сложности глагольной словоформы в языках различных типов.
Содержание учебной дисциплины
- Части речи в языках мираПодходы к выделению частей речи. Языки со слабодифференцированными частями речи. Проблема прилагательного – verbal adjective и nouny adjective.
- Зона имени.Категории имени. Число и падеж. Род. Притяжательность. Посессивность и неотчуждаемость.
- Местоименные грамматические значения.Клюзивность, личный дейксис. Местоименное число. Категория лица. Личные иерархии. Пространственный дейксис. Типология указательных местоимений по степени удаленности, личные и дистантные системы. Различия по вертикальности. Средства поддержания референции. Логофоричность, переключение референции, рефлексивные местоимения.
- Зона глагола. Зона модальности.Модальность, ориентированная на говорящего; модальность, ориентированная на основного партиципанта. Эпистемическая и деонтическая модальность. Морфологические модальные категории: императив, оптатив, юссив, гортатив; дебитив. Взаимодействие волитивных категорий и лица; проблема «полной» парадигмы императива. Модальность и подчиненная предикация. Категория ирреалиса. Типы условных конструкций.
- Зона глагола. Зона вида.Структура ситуации и «окно наблюдения». Универсальный инвентарь видовых значений. Итеративность и хабитуальность. Акциональный класс глагола.
- Зона глагола. Зона времени.Категория времени и временная референция. Окно наблюдения. Проблема смешанных систем. Будущее: на стыке времени и модальности. Категория удаленности; проблема «отложенного императива». Таксис. Временные категории в языках мира; распространенные системы временных противопоставлений. Смещенные употребления.
- Зона глагола. Зона эвиденциальности.Типы эвиденциальных значений. Диахронические источники эвиденциальности. Ареалы и языковые семьи, для которых характерна данная категория.
- Зона глагола. Зона дериваций.Залог и диатеза; залог и деривация. Понижающие и повышающие деривации; переходность и подходы к ее определению. Пассив и медиопассив; типичный инвентарь медиопассивных значе-ний. Каузатив. Лабильность. Транзитивизирующие и детранзитивизирующие языки. Аппликативы.
Элементы контроля
- экзаменЭкзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (Meeting ID: 422 732 662). К экзамену необходимо подключиться за ноль минут до начала. Во время экзамена студентам разрешено пользоваться любыми материалами. Нарушения связи во время экзамена не считается нарушением регламента. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
- контрольные работыКонтрольные работы включают в себя задания на грамматические категории, пройденные в ходе курса – в частности, анализ материала незнакомого языка с глоссами, сопоставление грамматических категорий и значений, анализ описаний незнакомого языка и их сопоставление.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816
Рекомендуемая дополнительная литература
- Dahl, O., & Typology of Languages in Europe (Project). (2000). Tense and Aspect in the Languages of Europe. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=281573