• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Лидерство и управление командой

Статус: Курс по выбору (Бизнес-информатика)
Направление: 38.03.05. Бизнес-информатика
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Развитие цифровых технологий привело к появлению платформ, таких как YouTube, которые выступают в качестве транзакционного хаба между поставщиками и клиентами и превращают управление транзакциями в успешную бизнес-модель. Появляются новые профессии и сферы деятельности, которые являются результатом развития цифровой экономики, и бросают вызов предпринимателям и командам, желающим привести свой проект к успеху в рамках новых условий. Фундаментальные сдвиги в бизнес-логике компаний, сопровождающие цифровую трансформацию, требуют переориентации множества агентов, действующих внутри фирмы и ее экосистемы, включая команды. Такие процессы закономерно порождают сопротивление и требуют от лидеров более широкого спектра навыков. Курс фокусируется на отдельных темах, важных для современных лидеров, и предполагает работу в командах, что требует определенных компетенций для организации своей деятельности в небольших группах. Дизайн курса предполагает широкое разнообразие студентов с точки зрения как их знаний, так и будущих карьерных возможностей. Конструктивно согласованные критерии оценки позволяют студентам выбирать индивидуальные образовательные траектории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с классическими и современными теориями, относящимися к лидерству и управлению командой
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные теории и понятия, относящиеся к лидерству и управлению командой
  • Демонстрировать коммуникативные навыки
  • Анализировать управленческие решения с психологической точки зрения
  • Различать командные роли
  • Анализировать современные и классические теории, относящиеся к лидерству и управлению командой
  • Анализировать информацию из источников, индексируемых в базах данных научного цитирования
  • Различать стили лидерства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Команда и индивидуальные различия участников
    Группа и команда. Стадии формирования и развития команды. Командные роли. Состав команды. Жизнеспособность команды. Теории черт личности. Модель Big5. Открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, нейротизм. Модель HEXACO. Темная триада. Нарциссизм, макиавеллизм, психопатия. Корпоративные психопаты. Разнообразие в команде. «Проблема безбилетника». “Bad apples”.
  • Стили лидерства и управление конфликтами
    Лидерство. Стили лидерства. Транзакционный, Трансформационный и Попустительский стили лидерства. Сопротивление изменениям. Критическое мышление. Система 1 и Система 2. Когнитивные искажения: Эффект первичности, Эффект новизны, Эффект ореола, Эффект владения и др. Коэффициент интеллекта и эмоциональный интеллект. Транзактный анализ. Причины конфликтов. Когнитивный диссонанс. Типы конфликтов. Разрешение конфликтов.
  • Управление командой и социально-психологические процессы
    Стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Психологические эффекты. Групповое мышление. Групповой фаворитизм. Подчинение авторитету. Принцип последовательности. Планирование, мониторинг и контроль. Сопротивление изменениям. Сопротивление проектам цифровой трансформации. Бирюзовая парадигма. Командная жизнеспособность. Групповая осознанность. Психологические манипуляции: «Нога в двери», «Дверь в лицо», «Выбрасывание низкого мяча» и другие.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Курс не предусматривает освобождения студентов от экзамена. Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Взаимодействовать с другими студентами. Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор; Использовать любое зеркало/зеркальную поверхность; Использовать наушники; Говорить в слух без разрешения; Использовать нецензурную, грубую или ненормативную лексику; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Отвечать на вопросы проктора. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
  • неблокирующий Дискуссия
  • неблокирующий Кейсы
  • неблокирующий Презентация
    Тема презентации должна быть утверждена преподавателем.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Дискуссия + 0.2 * Кейсы + 0.2 * Презентация + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cialdini, R. B. (2009). Influence : The Psychology of Persuasion. New York: HarperCollins. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=279852
  • De Mascia, S. (2011). Project Psychology : Using Psychological Models and Techniques to Create a Successful Project. Farnham: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408754
  • DeYoung, C. G., Carey, B. E., Krueger, R. F., & Ross, S. R. (2016). 10 Aspects of the Big Five in the Personality Inventory for DSM-5. https://doi.org/10.1037/per0000170
  • Henri Barki. (2003). Rethinking Interpersonal Conflict.
  • Judge, T. A., & Piccolo, R. F. (2004). Transformational and Transactional Leadership: A Meta-Analytic Test of Their Relative Validity. Journal of Applied Psychology, 89(5), 755–768. https://doi.org/10.1037/0021-9010.89.5.755
  • Maltby, J., Day, L., & Macaskill, A. (2017). Personality, Individual Differences and Intelligence (Vol. Fourth Edition). New York: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1473271

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Furnham, A., Richards, S. C., & Paulhus, D. L. (2013). The Dark Triad of Personality: A 10 Year Review. Social & Personality Psychology Compass, 7(3), 199–216. https://doi.org/10.1111/spc3.12018
  • Kahneman, D., Griffin, D. W., & Gilovich, T. (2002). Heuristics and Biases : The Psychology of Intuitive Judgement. Cambridge, U.K.: Cambridge eText. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510941
  • Tuckman, B. W., & Jensen, M. A. C. (1977). Stages of Small-Group Development Revisited. Group & Organization Management, 2(4), 419–427. https://doi.org/10.1177/105960117700200404