• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы международного бизнеса

Статус: Курс по выбору (Международные отношения)
Направление: 41.03.05. Международные отношения
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Валикова Алена Валерьевна, Карпова Наталия Станиславовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина формирует понимание феномена международного бизнеса в глобальном экономическом и политическом контексте на основе изучения современных научных источников и деловой информации. Дисциплина знакомит с составом участников и основными формами ведения международного бизнеса; со структурой, функциями и процессами его организации, а также основными проблемами управления международными компаниями с учетом происходящих технологических изменений и перехода к Экономике 4.0. Дисциплина дает представление о предпосылках, современных условиях и особенностях развития бизнеса в отдельных странах и регионах, а также о современных вызовах в части взаимодействия бизнеса, общества и государства, устойчивого развития, социальной ответственности, корпоративного гражданства. Студенты приобретают навыки аналитической работы, формирования и презентации собственных суждений, ведения дебатов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов понимание феномена международного бизнеса, предпосылок и современных условий его развития в глобальном экономическом и политическом контексте с учетом происходящих технологических изменений и перехода к Экономике 4.0
  • Познакомить студентов с основными формами ведения и составом участников международного бизнеса; со структурой, функциями и процессами организации бизнеса, а также основными проблемами управления международными компаниями
  • Показать основные формы взаимодействия бизнеса, общества и государства, а также особенности развития этих отношений в современную эпоху
  • Дать представление об особенностях ведения бизнеса в различных странах и регионах
  • Охарактеризовать основные вызовы современного бизнеса в части устойчивого развития, социальной ответственности, корпоративного гражданства
  • Развить системный подход к пониманию роли международного бизнеса в процессах, происходящих в мировой экономике и политике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает современные источники научной и деловой информации по изучаемой проблематике и уметь их анализировать
  • Описывает мировую среду развития бизнеса, включая экономические, социальные, правовые, технологические, политические аспекты
  • Интерпетирует основные тенденции формирования и развития международных компаний
  • Умеет исследовать проблемы бизнеса в мирохозяйственном контексте
  • Оценивает значение социальной ответственности бизнеса для устойчивого мирохозяйственного развития
  • Различает основные тенденции формирования и развития международных компаний
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формы роста и прогресса международных компаний
    1. Модели органического и неорганического роста. 2. Прямые и портфельные иностранные инвестиции. Факторы и оценка инвестиционной привлекательности различных стран. Международные оценки инвестиционного климата инвестиционной привлекательности. Факторный анализ. 3. Основные волны слияний и поглощений. 4. Стратегические альянсы. 5. Анализ международной инвестиционной деятельности. Источники и ресурсы. WIR. 6. Мобильные факторы развития. Предпосылки и роль аутсорсинга. Новые формы мобильной адаптации к динамике рыночной среды. 7. Феномен шеринговой экономики. 8. Сущностные факторы развития. Корпоративная социальная ответственность (КСО). Репутация международной компании. 9. Контекстные факторы развития. Корпоративное гражданство. Устойчивое развитие.
  • Международный бизнес и эволюция глобальной деловой среды
    1. Переход к Экономике 4.0. Основные черты Экономики 4.0. Технологические изменения и прорывные технологии. Влияние на состав, направления деятельности и отраслевую структуру международных компаний. 2. Технологическая глобализация. Информация как фактор производства. Глобальная цифровизация и монетизация информации. Революция виртуальных платформ. 3. Финансовая глобализация: от свободного движения капитала до финансиализации мировой экономики. 4. Человеческая глобализация. Новые формы экономики: экономика совместного потребления. 5. Особенности конкуренции при переходе к экономике 4.0 и новому технологическому укладу. 6. Нестабильность экономической и политической среды. Феномен-VUCA; «черные лебеди» и «джокеры». 7. Противоречия и трансформация глобальной среды. Новая глобализация.
  • Мир международной компании: вопросы мотивации и организации
    1. Философия, миссия и видение. Цели и задачи международных компаний. 2. Ресурсы и компетенции. 3. Лидерство и корпоративная культура. 4. Организации и структуры. Процессы и процедуры. 5. Менеджмент международных компаний. Основные функции менеджмента. Факторы формирования гибких форм управления (Agile и другие). 6. Маркетинг как интегрирующая функция менеджмента международных компаний. 7. Управление производством, цепочками поставок и логистикой. 8. Управление финансами. 9. Управление информацией. 10. Управление талантами в международных компаниях. 11. Проблемы безопасности и соответствия (compliance).
  • Конкуренция и конкурентоспособность международных компаний
    1. Суть современной конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы. 2. Оценка конкурентоспособности и преимуществ международных компаний. 3. Методы оценки. 4. Товарное лидерство. Факторы конкурентоспособности товара. 5. Рыночное лидерство. Конкурентные стратегии. 6. Экономное производство и проблема эффективности. 7. Конкурентные преимущества и лучшие практики ведущих международных компаний. 8. Факторы сохранения конкурентных преимуществ в Экономике 4.0. Анализ кейсов ведущих компаний изучаемых стран.
  • Маркетинг как интегрирующая функция управления бизнесом. Клиентоориентированный подход. Цифровой маркетинг новые формы рыночной борьбы.
    1. Управление международными рынками и клиентами. Основные тенденции потребления в современном мире. Теория поколений. 2. Система маркетинговых функций международной компании. 3. Особенности международного маркетинга. Экспортный маркетинг. Многонациональный маркетинг. Глобальный маркетинг. 4. Цифровой маркетинг в практике международных компаний. 5. Маркетинг импортозамещения. Вызовы российского бизнеса. 6. Основные стратегии международного маркетинга. Анализ кейсов ведущих компаний мира.
  • Инновационная деятельность международных компаний
    1. Концепция, суть и проблемы перехода к Экономике 4.0. 2. Соотношение бизнеса и государства в поддержке инновационной деятельности бизнеса. 3. Бизнес и развитие национальных инновационных систем. Модели зарубежных стран. 4. Модели национальных инновационных систем (НИС) изучаемых стран – США, Германии, Китая, Японии, других стран. 5. Особенности НИС современной России. 6. Корпоративные системы R&D международных компаний. Анализ кейсов ведущих компаний изучаемых стран.
  • Особенности ведения бизнеса в различных странах и регионах
    1. Деловая среда современного мира: общее и особенное. Факторы и оценка инвестиционной привлекательности различных стран. 2. Роль деловой культуры 3. Модели управления компаниями изучаемых стран: Восток против Запада или конвергенция. Анализ кейсов ведущих компаний изучаемых стран. Анализ кейсов ведущих компаний изучаемых стран.
  • Международный бизнес в условиях мировых дисбалансов и трансформации глобализации
    1. Динамика неравенства. Замедление роста международной торговли и мировой экономики после финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. Глобальное, региональное, внутристрановое неравенство. Теории Саймона Кузнеца и Тома Пикетти. 2. Системный кризис глобализации. Трансформация факторов производства. Финансиализация и социальные проблемы: неравенство и занятость. Кризис мировой торговли и новый протекционизм. Решоринг и регионализация цепочек создания добавленной стоимости. Миграционный кризис. 3. Государственный капитализм в новой экономической модели. «Трилемма глобализации» Д. Родрика. Отношения бизнес-общество-государство в информационную эпоху. 4. Новые участники и заинтересованные стороны (stakeholders) международного бизнеса. 5. Предпосылки новой глобализации.
  • Проблемы перехода к новому технологическому укладу и будущее международного бизнеса
    1. Современные вызовы международного бизнеса. Проблема устойчивого развития. 2. Проблемы и противоречия национального и международного регулирования международного бизнеса. Новый протекционизм. 3. Предпринимательство и лидерство в информационную эпоху. 4. Формирование новых форм корпоративных культур и КСО. 5. Корпоративное глобальное гражданство. Деловой суверенитет. Национальное гражданство. 6. Проблемы, возможности перспективы российского бизнеса на мировых рынках.
  • Международный бизнес – главный актор процессов интернационализации производства и развития глобальной экономики.
    1. Международный бизнес как вид предпринимательской деятельности. Участники и заинтересованные стороны (stakeholders) международного бизнеса. Цели и инструменты выхода компаний на зарубежные рынки. 2. Традиционные факторы и эволюция глобализации. Международная торговля. Иностранные инвестиции. Технологические инновации. 3. Формирование международного производства и глобального хозяйства. Развитие транснациональных компаний и глобальных цепочек добавленной стоимости. 4. Современные масштабы и формы международного бизнеса. Основные виды современных международных компаний. Ведущие международные компании. Малые и средние международные компании. Компании, рожденные глобальными (born-global). 5. Рэнкинги и рейтинги международных компаний. 6. Государственный капитализм. Изменение участников и характера производства, конкуренции и конкурентоспособности. Отношения бизнеса и государства. 7. Роль деловой культуры. Выводы для бизнеса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка посещаемости
  • неблокирующий Оценка работы в аудитории (доклады, обсуждения)
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Оценка посещаемости + 0.4 * Оценка работы в аудитории (доклады, обсуждения) + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Международный бизнес. Т.1: Бакалавриат, Дякин, Б. Г., 2009
  • Поляков В.В., Щенин Р.К., ред. - Мировая экономика и международный бизнес. Практикум - КноРус - 2011 - 398с. - ISBN: 978-5-406-01606-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/207092

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.: 60x90 1/16. (обложка) ISBN 978-5-9558-0355-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/443413