Магистратура
2020/2021
Специфика визуального восприятия современного искусства
Статус:
Курс обязательный (Практики кураторства в современном искусстве)
Направление:
50.04.03. История искусств
Где читается:
Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Гусятинский Евгений Владимирович
Прогр. обучения:
Практики кураторства в современном искусстве
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает формирование у слушателей особой оптики и отношения к образу в современном искусстве, подготовка слушателей к восприятию и адекватному анализу различных явлений в современных визуальных практиках от абстрактной живописи до работы с found footage и перформативных экспериментов. Занятия на дисциплине будут сконцентрированы вокруг трех форм визуального искусства: кино, театр, танец.
Цель освоения дисциплины
- Изучить истории развития современных визуальных практик
- Ознакомиться с разными школами и подходами к изучению визуального искусства
- Изучить развитие таких направлений в современном визуальном искусстве, как кино, танец, театр и специфику работы куратора в них
- Изучить основные современные теории театра
Планируемые результаты обучения
- Называет основные современные теории театра
- Объясняет как актуальный театр взаимодействует с другими искусствами
- Определяет классическую и современную концепции актерской игры
Содержание учебной дисциплины
- Театр и новая перформативностьРаздел 1: Слово и визуальность. Как теория и практика театра XX-го в. преодолевала логоцентричность спектакля. Эра визуальности. Современный театр художника. Гордон Крэг, Антонен Арто, Тадеуш Кантор, Йозеф Свобода, Боб Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Дмитрий Крымов. Раздел 2: Классическая и современная концепции актерской игры, перформативные практики. Роль как маска и как перевоплощение в традиционном театре и роль как раскрытие «я» в современном. Понятия «телесности» и «присутствия». Важность биографического начала, личного опыта, исторического документа для современного спектакля. Актер-профессионал и актер-любитель. Йозеф Бойс и движение «Флюксус», Марина Абрамович Раздел 3: Зритель как соавтор спектакля. Как начиная с Брехта и его эпического театра, спектакль отказывается транслировать четко заданный и единственно возможный месседж и активизирует зрителя в качестве соавтора. Режиссер как соавтор, переписывание классики сегодня. Спектакли Саймона Стоуна, Мило Рау, Константина Богомолова и др. Тема 4: Театр и другие искусства. Театр вне театра. Театр и медиа. Внедрение видео, проекции и фотографии. Театр и музыка. Скрещение жанров. Театр вне театрального пространства, жанр сайт-специфик, иммерсивные спектакли.
Элементы контроля
- Эссе по блоку "Театр"
- Оценка по блоку "Кино", 1 курс
- Оценка по блоку "Танец" (0,25 эссе + 0,25 доклад), 1 курс
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)1/3 оценка по блоку "Кино" + 1/3 оценка по блоку "Танец" + 1/3 оценка по блоку "Театр"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fischer-Lichte, E. (2008). The Transformative Power of Performance : A New Aesthetics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=228547
- Goebbels, H., Roesner, D., Lagao, C. M., Collins, J., & Till, N. (2015). Aesthetics of Absence : Texts on Theatre. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958665
Рекомендуемая дополнительная литература
- Rancière, J. (2014). The Emancipated Spectator. [Place of publication not identified]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694960