Магистратура
2020/2021
Коммуникации в образовательной организации
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление образованием)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Факультет менеджмента (Нижний Новгород)
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Борышнева Нелли Николаевна
Прогр. обучения:
Управление образованием
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Освоение дисциплины «Коммуникации в образовательной организации» должно способствовать формированию коммуникативных компетенций руководителей образовательных учреждений, связанных с эффективным использованием инструментов, принципов, моделей коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе и управлении; в теоретической и практической подготовке к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в коммуникативной среде современного образовательного учреждения
Цель освоения дисциплины
- Цель освоения дисциплины - выработать у действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем умение решать коммуникативные задачи в процессе многоуровневой профессиональной деятельности в различных образовательных учреждениях
Планируемые результаты обучения
- Студент способен организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею
- Студент способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия
- Студент способен использовать современные технологии и разрабатывать новые технологии управления для повышения эффективности деятельности организации
- Студент способен использовать социальные и межкультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности; способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы
- Студент способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности; способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы
Содержание учебной дисциплины
- Средства коммуникативного воздействия в образовательном процессеПедагогическое общение как особый тип профессиональной коммуникации. Для продуктивной коммуникативной деятельности преподаватель должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Социальная психология в структуре общения выделяет три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения. Три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический
- Коммуникативная среда образовательного учрежденияПод коммуникативной средой ОУ мы понимаем совокупность условий, которые обеспечивают определенное качество образования, в их числе: система базовых ценностей и установок (миссия школы, цели и ценности образования, корпоративные нормы и принципы и др.); средства “общения” с историко-культурным контекстом (способы аккумуляции, трансляции и модернизации знаний и способов деятельности); актуальные для ОУ методы работы с информацией (формирующие информационную модель); связи и взаимодействия между участниками образовательного процесса (коммуникативные стратегии, стили преподавания и управления, методы оценивания и стимулирования и т.д.). Формируя все перечисленные элементы среды, возможно построить новую, мобильную школу, где базовой коммуникацией становится конвенция, а не манипуляция
- Компьютеризация и сетевая коммуникация в образованииВиртуальные формы коммуникации. Особенности коммуникации при помощи компьютерных сетей. Проблема включения в пространство образовательных практик новых информационных технологий
- Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой средыИнтернет-сайт – один из ключевых механизмов оперативного взаимодействия со всеми участниками школьного мира и общественностью. Эффективный интернет-сайт – площадка для обучения всех членов школьного сообщества сетевым технологиям. С его помощью можно моделировать оптимальную организационную структуру, распределять функции, рассылать поручения и контролировать их выполнение. Авторы отдельных проектов и модераторы разделов сайта получают управленческий статус. Для учащихся сайт – это новая система общественных поручений, возможность пополнить портфолио, повысить рейтинг и т.д. Для педагогов – реальное направление “горизонтальной карьеры”, способ творческого самовыражения и новый квалификационный статус
- Особенности формирования имиджа образовательных учрежденийИмидж любой организации как многофакторный феномен. Имидж как тройная составляющая реального, желаемого, необходимого имиджа. Реальный имидж: восприятие организации потребителями, сложившееся на данный момент после комплекса рекламных и иных воздействий. Здесь могут отражаться социально-культурные и исторические стереотипы, сложившиеся в данном обществе; цели, ценности и концепция ОУ. Желаемый имидж: тот образ или представление о себе, которое образовательная организация хотела бы сформировать у целевой аудитории и которое могло бы повысить эффективность достижения ключевых результатов. Необходимый имидж: такое восприятие образовательной организации ее потребителем, которое действительно повышает эффективность достижения ключевых результатов. Роль презентационных материалов и рекламных продуктов в процессе позиционирования образовательного учреждения
- Конфликты в коммуникативном пространстве образовательной организацииПри изучении феномена конфликта важно учитывать его типы и представлять этапы его развития, а также условия и причины его становления. Понятия «конфликт» и «конкурентная борьба». Различные стили управления конфликтными ситуациями в образовательных организациях. Участие руководителя образовательной организации в разрешении конфликтов. Роли арбитра, посредника, третейского судьи, помощника и наблюдателя
- Разрешение этических дилемм в образовательном процессеСущность этических проблем. Профессиональная этика в педагогике. Алгоритмы решения этических дилемм. Механизмы, необходимые для этического анализа: Внутренний контроль (моральные принципы и сознание человека), внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы), этическое обучение
Элементы контроля
- Тест по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций/семинаров
- Индивидуальный проект – описание и анализ кейса
- Устный ответ по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций и проведенных семинаровЭкзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.25 * Индивидуальный проект – описание и анализ кейса + 0.25 * Тест по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций/семинаров + 0.5 * Устный ответ по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций и проведенных семинаров
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. - ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 486с. - ISBN: 978-5-9916-3061-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-integrirovannyh-kommunikaciy-425906
- Основы коммуникологии (теория коммуникации) : учеб. пособие / А.С. Чамкин. — М. : ИНФРА-М, 2017.— 350 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/854756
Рекомендуемая дополнительная литература
- Дмитриев А. Е., Дмитриев Ю. А. - ДИДАКТИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-07633-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/didaktika-nachalnoy-shkoly-437319
- Спивак В. А. - ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 523с. - ISBN: 978-5-534-00847-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovaya-etika-433061
- Спивак В. А. - ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 460с. - ISBN: 978-5-9916-3684-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-kommunikacii-teoriya-i-praktika-426318