• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Коммуникации в образовательной организации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Освоение дисциплины «Коммуникации в образовательной организации» должно способствовать формированию коммуникативных компетенций руководителей образовательных учреждений, связанных с эффективным использованием инструментов, принципов, моделей коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе и управлении; в теоретической и практической подготовке к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в коммуникативной среде современного образовательного учреждения
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины - выработать у действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем умение решать коммуникативные задачи в процессе многоуровневой профессиональной деятельности в различных образовательных учреждениях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею
  • Студент способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия
  • Студент способен использовать современные технологии и разрабатывать новые технологии управления для повышения эффективности деятельности организации
  • Студент способен использовать социальные и межкультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности; способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы
  • Студент способен задавать, транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности; способен разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Средства коммуникативного воздействия в образовательном процессе
    Педагогическое общение как особый тип профессиональной коммуникации. Для продуктивной коммуникативной деятельности преподаватель должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Социальная психология в структуре общения выделяет три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения. Три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический
  • Коммуникативная среда образовательного учреждения
    Под коммуникативной средой ОУ мы понимаем совокупность условий, которые обеспечивают определенное качество образования, в их числе: система базовых ценностей и установок (миссия школы, цели и ценности образования, корпоративные нормы и принципы и др.); средства “общения” с историко-культурным контекстом (способы аккумуляции, трансляции и модернизации знаний и способов деятельности); актуальные для ОУ методы работы с информацией (формирующие информационную модель); связи и взаимодействия между участниками образовательного процесса (коммуникативные стратегии, стили преподавания и управления, методы оценивания и стимулирования и т.д.). Формируя все перечисленные элементы среды, возможно построить новую, мобильную школу, где базовой коммуникацией становится конвенция, а не манипуляция
  • Компьютеризация и сетевая коммуникация в образовании
    Виртуальные формы коммуникации. Особенности коммуникации при помощи компьютерных сетей. Проблема включения в пространство образовательных практик новых информационных технологий
  • Роль официального сайта образовательного учреждения в формировании информационно-управленческой среды
    Интернет-сайт – один из ключевых механизмов оперативного взаимодействия со всеми участниками школьного мира и общественностью. Эффективный интернет-сайт – площадка для обучения всех членов школьного сообщества сетевым технологиям. С его помощью можно моделировать оптимальную организационную структуру, распределять функции, рассылать поручения и контролировать их выполнение. Авторы отдельных проектов и модераторы разделов сайта получают управленческий статус. Для учащихся сайт – это новая система общественных поручений, возможность пополнить портфолио, повысить рейтинг и т.д. Для педагогов – реальное направление “горизонтальной карьеры”, способ творческого самовыражения и новый квалификационный статус
  • Особенности формирования имиджа образовательных учреждений
    Имидж любой организации как многофакторный феномен. Имидж как тройная составляющая реального, желаемого, необходимого имиджа. Реальный имидж: восприятие организации потребителями, сложившееся на данный момент после комплекса рекламных и иных воздействий. Здесь могут отражаться социально-культурные и исторические стереотипы, сложившиеся в данном обществе; цели, ценности и концепция ОУ. Желаемый имидж: тот образ или представление о себе, которое образовательная организация хотела бы сформировать у целевой аудитории и которое могло бы повысить эффективность достижения ключевых результатов. Необходимый имидж: такое восприятие образовательной организации ее потребителем, которое действительно повышает эффективность достижения ключевых результатов. Роль презентационных материалов и рекламных продуктов в процессе позиционирования образовательного учреждения
  • Конфликты в коммуникативном пространстве образовательной организации
    При изучении феномена конфликта важно учитывать его типы и представлять этапы его развития, а также условия и причины его становления. Понятия «конфликт» и «конкурентная борьба». Различные стили управления конфликтными ситуациями в образовательных организациях. Участие руководителя образовательной организации в разрешении конфликтов. Роли арбитра, посредника, третейского судьи, помощника и наблюдателя
  • Разрешение этических дилемм в образовательном процессе
    Сущность этических проблем. Профессиональная этика в педагогике. Алгоритмы решения этических дилемм. Механизмы, необходимые для этического анализа: Внутренний контроль (моральные принципы и сознание человека), внешний контроль (законы этики, этические кодексы, этические принципы), этическое обучение
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций/семинаров
  • неблокирующий Индивидуальный проект – описание и анализ кейса
  • неблокирующий Устный ответ по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций и проведенных семинаров
    Экзамен проводится на платформах Zoom (https://zoom.us), MS Teams (https://teams.microsoft.com). Ссылка будет отправлена преподавателем за три дня до экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Индивидуальный проект – описание и анализ кейса + 0.25 * Тест по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций/семинаров + 0.5 * Устный ответ по вопросам, сформулированным на базе прослушанных лекций и проведенных семинаров
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. - ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 486с. - ISBN: 978-5-9916-3061-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-integrirovannyh-kommunikaciy-425906
  • Основы коммуникологии (теория коммуникации) : учеб. пособие / А.С. Чамкин. — М. : ИНФРА-М, 2017.— 350 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/854756

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дмитриев А. Е., Дмитриев Ю. А. - ДИДАКТИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 228с. - ISBN: 978-5-534-07633-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/didaktika-nachalnoy-shkoly-437319
  • Спивак В. А. - ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 523с. - ISBN: 978-5-534-00847-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovaya-etika-433061
  • Спивак В. А. - ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 460с. - ISBN: 978-5-9916-3684-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/delovye-kommunikacii-teoriya-i-praktika-426318