• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Дискурс-анализ в исторических исследованиях

Статус: Курс по выбору
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Дискурс-анализ в исторических исследованиях» разработан для Аспирантской школы по историческим наукам. Он знакомит аспирантов-историков с дискурс-анализом – современной технологией качественного анализа текстовых и визуальных данных. Это семейство подходов, методов и инструментов позволяет исследователю выявлять и описывать локальные способы использования языка для производства значений, социальной реальности и субъекта. В курсе десять тематических блоков. Их содержание охватывает широкий спектр дискурсивных аналитик, выработанных в социальных науках за полвека: от континентального анализа дискурса и исторической семантики до британской дискурсивной прагматики и постдискурсивных исследований диспозитивов. У курса выраженная практическая ориентация. Это означает, что в ходе его освоения слушатели не только знакомятся с основами дискурсивной теории и обсуждают специфику ее применения в историческом исследовании, но и практикуются в дискурсивной аналитике. Используются интерактивные методы. Промежуточная форма контроля: анализ кейса. Итоговая форма контроля: экзамен.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у аспирантов-историков общие представления о дискурсе, области дискурсивных исследований и возможностях их использования в своей научной работе
  • Познакомить аспирантов-историков с основными дискурсивными подходами и техниками анализа дискурса;
  • Способствовать практическому освоению дискурсивной аналитики слушателями курса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о сходствах / различиях научной революции и поворота. Может продемонстрировать, как устроен поворот к дискурсу. Может пояснить, в чем заключается специфика анализа дискурса как практической аналитики.
  • Может соотнести освоенный материал с личным опытом знакомства с дискурсивной аналитикой. Может пояснить, почему определить дискурс трудно.
  • Может сопоставлять разные подходы к анализу дискурса и формулировать критерии для их выделения
  • Может описать в терминах дискурса и прокомментировать изменения, которые Фуко предлагает внести в программу исторического исследования
  • Может продемонстрировать археологический метод в действии
  • Может охарактеризовать основные подходы, сложившиеся в рамках исторической семантики
  • Может оценить плюсы и минусы пандискурсивного подхода к анализу дискурса.
  • Может на практике применить категориальный аппарат, разработанный Лакло и Муфф, для описания артикуляции, антагонизма и борьбы за значения на материалах исторических источников
  • Может применять основные модели анализа, предложенные Фэркло, для работы с историческим материалом (знаком(а) с терминами "порядок дискурса", "интердискурсивность", "модальность")
  • Может использовать элементы когнитивной аналитики Дейка для решения задач исторического исследования. Знаком(а) с терминами "макроструктура", "суперструктура", "идеология и контекст"
  • Может пояснить, как устроена модель интерпретативного репертуара, подобрать источники и применить модель к историческому материалу
  • Может использовать наработки дискурсивной прагматики (в т.ч. тактики работы с транскриптом, элементы анализа разговора, позиционного анализа) для работы с записями и расшифровками устноисторических интервью
  • Имеет представление о связи анализа диспозитива и анализа дискурса
  • Представляет специфику применения анализа диспозитива в археологии медиа и истории технологий
  • Может прокомментировать предельность анализа дискурса и охарактеризовать выход за пределы этой повестки в терминах сетей, множеств, топологии.
  • Может охарактеризовать перспективы и возможности применения постдискурсивных подходов в историческом исследовании.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Дискурсивный поворот в социогуманитарном знании. Эпистемологическое введение.
    Повороты и научные революции. Лингвистический поворот. Пересмотр отношений языка и речи. Релятивизм, социальный конструкционизм и новая механика социального. Дискурс и власть. Контекстуально чувствительная практическая аналитика. Аналитическая ментальность и её развитие.
  • История и дискурс. Масштаб и подходы
    Основания для типологии дискурс-аналитических подходов. История в анализе дискурса (дискурсивно-исторический метод). Дискурс-анализ как метод исторического исследования. Дискурс исторической науки.
  • От истории идей к истории дискурсов. Археология. Генеалогия. Проблематизация в «истории настоящего" М. Фуко.
    Проблема метода в аналитике Фуко. Устройство археологии. Конструирование аналитического объекта: от документа к монументу, поиск разрыва, обнаружение рядов и совокупностей. Поиск правил производства высказывания: правила формаций для объектов, модальностей, концептов, тем. Единицы дискурса, системы связи между ними, право высказывания, возможные теории: стадии анализа дискурса. Дискурсивная стратегия и дискурсивная совокупность. Порядок дискурса. Архив как концепт дискурсивной аналитики. Генеалогическая интервенция в область археологии. Власть как стратегия. Понятие фоновых практик. Проблематизация: история настоящего. Опыт и перспективы использования фукодианской дискурсивной аналитики в исторических исследованиях.
  • Историческая семантика между историей дискурсов и историей понятий.
    Программа исторической семантики и кризис истории идей. История понятий в редакции Р. Козелека: сходство и отличие от программы дискурсивных исследований. Базовые понятия. Терминологические поля Р. Райхардта. Школа дискурс-анализа М. Пеше: интердискурс, интраискурс, преконструкт. «Кембиджская школа»: влияние аналитической философии, контекстуализм.
  • Эссекская школа анализа дискурса Э. Лакло и Ш. Муфф.
    От общественно-экономических формаций – к дискурсивным: влияние марксизма на становление французской традиции анализа дискурса. Критика современного состояния социальных наук и французская дискурсивная аналитика. Лакан: дискурсивное производство субъекта, плавающее означающее и природа воображаемого. Альтюссер: бессознательное, идеология, интерпелляция, государственные идеологические аппараты. Грамши: гегемония, моральное руководство, артикуляция. Пандискурсивный подход к исследованию социального. Политический анализ дискурса Лакло и Муфф. Власть как борьба за значение. Артикуляция и идентификация. Картирование борьбы за значение: элементы, моменты, узловые точки, цепочки эквивалентности.
  • Критическая аналитика дискурса Н. Фэркло, Р. Водак, Т. ван Дейка. Социальные практики, репрезентации и идентичности
    Лингвистически ориентированный анализ дискурса. Подход Н. Фэркло: трехмерная модель анализа (текст, дискурсивная практика, социальная практика). Коммуникативное событие и порядок дискурса. Дискурсивная практики и поддержание социального порядка. Интертекстуальность и интердискурсивность. Подход Т. ван Дейка. Когнитивный подход в рамках дискурс-анализа. Структура дискурса: макроструктура, суперструктура. Идеологическая структура, социальные репрезентации и знания. Идеологическая природа контекстуализации. Дискурсивное производство и критика доминирования, дискриминации, неравенства. Политическая миссия КАД. Мультимодальный анализ дискурса ван Лёвина и Кресса. Опыт и перспективы использования в историческом исследовании.
  • Репертуары интерпретаций: дискурсивная аналитика и разнообразие мира в работах Дж. Поттера и М. Уезрелл
    Дискурс и множество. Критика монолитного порядка дискурса. Репертуар как вариация и социальные логики варьирования: практики, здравый смысл, распознание. Монтажные блоки. Метафоры. Паттерны. Группировки. Стадии реконструкции репертуара интерпретации. Перспективы использования в историческом исследовании.
  • Дискурсивная прагматика и эпистемологическое расширение (устной) истории
    Дискурс в действии: разговор, исполнение, перформативность. Как работать с разговором. Коммуникативные вклады, обмены и совместное производство значения. Понятие позиции и основы позиционного анализа. Исторические и контекстуальные логики позиционирования. Молчание как дискурс. От истории молчания к производству молчания в дискурсе. Системы записи разговора и исторический статус естественно-протекающей устной речи. Речевые акты и языковые игры как инструмент и предмет исторического исследования.
  • Диспозитивы в истории медиа и технологий
    Усложнение дискурса или диспозитив. Власть, знание, субъективность: конфигурация диспозитива у Фуко. Техника и диспозитив у Дж. Агмбена. Немецкая теория диспозитива: от социального к конфигурации медиа (K. Hickethier, J. Hans). Технологическое, экономическое, институциональное в диспозитиве. Макро и микро. Идея комплексного функционирования и ко-производства. Теория диспозитива и SТS.
  • После дискурса: сети, сборки и множества
    Ассамбляжи и множества (Ж. Делез, Дж. Ло). Сборка как метод. Культурная топология и история становления (Р. Шейлдс). Пограничные объекты. Соположения, соседства, материальность, аффект. Как писать историю множества? Как изучать реализацию аффекта и материальность исторически?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Участие в аудиторных обсуждениях
  • неблокирующий Реферативный обзор
  • неблокирующий Творческое задание
  • неблокирующий Собеседование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * Реферативный обзор + 0.2 * Собеседование + 0.2 * Творческое задание + 0.4 * Участие в аудиторных обсуждениях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Louis Althusser. (2014). On the Reproduction of Capitalism : Ideology and Ideological State Apparatuses. [N.p.]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694954
  • Археология знания : L'Archéologie du savoir, Фуко, М., 2012
  • Водак, Р. (2011). Критическая Лингвистика И Критический Анализ Дискурса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25BC677A
  • Дискурс-анализ : теория и метод, Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж., 2004
  • Дискурс-анализ : теория и метод, Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж., 2008
  • Дискурс-анализ. Теория и метод, Йоргенсен М., Филлипс, Л., 2008
  • История понятий, история дискурса, история метафор : сб. ст.: пер. с нем., Бедекера Х. Э., 2010
  • Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса : Пер. с фр. и португальского, Серио П., Отье-Ревю Ж., 2002
  • Основы теории дискурса, Макаров М. Л., 2003
  • Пересборка социального : введение в акторно - сетевую теорию, Латур Б., Полонской И., 2014
  • После метода: беспорядок и социальная наука, Ло Дж., Гавриленко С., 2015
  • Теория практик, Волков В. В., Хархордин О. В., 2008
  • Язык. Познание. Коммуникация, пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова ; сост. В. В. Петрова ; вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова, 2-е изд., 310 с., Ван Дейк, Т. А., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Грамматика множества : к анализу форм современной жизни, Вирно П., Петровой А. Г., 2013
  • Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк Т. А. ван, Кожемякина Е. А., 2013
  • Использование удовольствий. Т.2: История сексуальности, Фуко М., 2004
  • Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории, Атнашев, Т., 2018
  • Мишель Фуко и Россия : сб. ст., Хархордина О., 2001
  • Структура научных революций, Кун Т., Кузнецов В. Ю., 2003
  • ХАРРЕ РОМ. (2016). Конструктивизм и реализм. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.858A0117