• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Теория источниковедения и практики источниковедческого анализа

Статус: Курс по выбору
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Прослеживается трансформация дисциплинарного статуса источниковедения как составляющей методологии истории – субдисциплины исторической науки – научного направления и соответственно изменение объекта источниковедения от исторического источника – через систему видов исторических источников – к «эмпирической реальности исторического мира». Специальное внимание уделяется природе историографического источника в контексте источниковедения историографии. Задача первой части курса – сформировать умение анализировать основные понятия источниковедения: исторический источник, классификация исторических источников, источниковедческий анализ и синтез – в соотнесении с основными общенаучными парадигмами (позитивизм, марксизм, неокантианство, феноменологические и постмодернистские концепции) и в контексте разных типов рациональности: классический – неклассический – постнеклассический – неоклассический. Задача второй части курса – сформировать и проанализировать источниковую базу диссертационного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цели курса – сформировать системное знание об историческом источнике как объекте исторического познания и на этой основе позиционировать источниковедение как интегрирующую дисциплину в системе гуманитарного знания; эксплицировать эпистемологические основания источниковедческого анализа и синтеза.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает дисциплинарную трансформацию источниковедения и понимает его место в структуре современного исторического знания
  • Знает эпистемологические основания источниковедения как дисциплины исторической науки
  • Соотносит трансформацию объекта источниковедения с изменением его дисциплинарного статуса
  • Освоил и умеет применять процедуры источниковедческого анализа и синтеза
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источниковедение: составляющая методологии – субдисциплина исторической науки – научное направление
    Источниковедение в структуре исторического метода. Конституирование дисциплинарного статуса источниковедения. Источниковедение как научное направление. Объект истории / объект источниковедения: соотношение понятий. Понятие исторический источник: парадигмальные различия.
  • Эпистемологические основания теории источниковедения. Русская версия неокантианства
    Баденское и русское неокантианство: неклассическая vs неоклассическая модель науки. Принцип «признания чужой одушевленности» как системообразующий в теории источниковедения русской версии неокантианства. Принцип «признания чужой одушевленности» в концепциях А.И. Введенского, И.И. Лапшина и А.С. Лаппо-Данилвеского. «Описательная психология» В. Дильтея. Границы применимости принципа «признания чужой одушевленности» в историческом познании XX века.
  • Эмпирический объект исторического познания
    Рефлексия объекта как характерная черта русской версии неокантианства. Объект источниковедения – исторический источник: парадигмальные различий в определении понятия. Трансформация представления об объекте и ее факторы: исторический источник – система видов исторических источников – эмпирическая реальность исторического мира. Классификация и систематизация исторических источников: соотношение понятий в науке об источниках XIX-XX вв.
  • Критика и интерпретация исторического источника в структуре источниковедческого исследования
    Критика исторического источника в структуре исторического метода: парадигмальные основания. Интерпретация исторического источника vs интерпретация исторического факта. Критика и интерпретация исторического источника в концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Критика и интерпретация исторического источника: соотношение исследовательских процедур.
  • Герменевтика vs интерпретация исторического источника
    Герменевтика vs интерпретация: различение понятий. В. Дильтей: герменевтика сознания. Г.-Г. Гадамер: герменевтика бытия. Герменевтика Г.-Г. Гадамера в интерпретации П. Хаттона. «Конфликт интерпретаций» в интерпретации П. Рикёра. Онтологические, феноменологические, психологические основы герменевтики.
  • Источниковедение историографии
    Источниковедческий подход к изучению истории истории / историографии. Историографический источник: определение понятия. Классификация историографический источников. Историческая наука vs социально ориентированное историописание. Структура источниковедческого анализа историографического источника.
  • Визуальный поворот. Вещный поворот
    Письменные – визуальные – вещественные источники в историческом познании. Визуальные исследования и визуальная антропология: соотношение понятий. Визуальный поворот, иконический поворот, пикторальный поворот: соотношение понятий. Вещный поворот. Проблема введения в научный оборот визуальных и вещественных исторических источников.
  • Источниковедческий анализ и синтез
    Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Структура источниковедческого анализа. Источниковедческий синтез – выявление социокультурного значения исторического источника. Соотношение анализа и синтеза в источниковедческом исследовании.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Реферат «Источниковая база диссертационного исследования» (по теме диссертации).
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Реферат «Источниковая база диссертационного исследования» (по теме диссертации). + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Методология истории. Т.1: ., Лаппо-Данилевский, А. С., 2010
  • Методология истории. Т.2: ., Лаппо-Данилевский, А. С., 2010