• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

1. В рамках научно-исследовательской семинара "Практика научно-исследовательской деятельности» слушатели закрепляют навыки аналитической, экспертной и исследовательской работы, что является базовым требованием подготовки преподавателей- исследователей. Главными этапами курса являются подготовка обоснования темы диссертационного исследования ; подготовка развернутого плана исследования; подготовка историографического обзора; подготовка источниковедческого обзора.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения программы научно-исследовательского семинара «Практика научно-исследовательскую деятельности» " являются подготовка к научному исследованию, проведению научных исследований в составе творческого коллектива, написанию научных работ, защите диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обладает навыками соблюдения методологической корректности (согласованность методологического базиса) исследования; умеет выбирать необходимые методы исследования (модифицировать существующие, разрабатывать новые методы), исходя из задач конкретного исследования (по теме диссертации или при выполнении заданий научного руководителя в рамках программы);
  • Умеет аргументировать актуальность исследования, корректно формулировать ключевой исследовательский вопрос, объясняет структуру работы: как разбить главный исследовательский вопрос на более мелкие.
  • Умеет теоретически обосновывать текст, .выдерживать логику текста, осуществлять выбор элементов анализа и выборку кейсов.
  • Выявляет свою исследовательскую нишу, очерчивает базовые позиции, относящиеся к исследовательскому вопросу, определяет академический контекст.
  • Умеет теоретически обосновывать текст, определять достаточность эмпирического материала для проверки гипотез;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научный текст как форма презентации научного знания
    Фундаментальные и прикладные исследования. Процесс научного исследования. Этапы научного исследования. Особенности анализа первичных материалов и научной литературы в научном исследовании. Принципы научного цитирования. Научная аргументация и модели интерпретации.
  • Обоснование выбора теории.
    Теории разных уровней, в научном исследовании. Теория – ожидания и прогнозы – методы исследований. Гипотезы. Соотнесение теории с эмпирическими исследованиями. Выбор эмпирического материала
  • Обоснование темы исследования. Структура исследования.
    Выбор и формулирование темы исследования. Обсуждение вопросов: «Зачем вообще про это писать? Что здесь интересного, почему тема заслуживает внимания?». Формулировка ключевого исследовательского вопроса. Актуальность: аргументация того, почему этим вопросом важно заниматься. Объяснение структуры работы: как разбить главный исследовательский вопрос на более мелкие. Стандарты исследования. Специфика определения объекта и предмета исследования. Задачи как основа структуры исследования. Гипотеза в научном исследовании и способы ее формулирования. Аргументация научной гипотезы. Способы построение выводов научного исследования.
  • Подготовка развернутого плана исследования
    Этапы научного исследования. Выбор методов исследования. Специфика применения количественных и качественных методов исследования. Анализ данных. Выбор элементов анализа. Выборка кейсов. Интерпретация результатов. Создание шкал оценки. Цитирование.
  • Подготовка историографического обзора
    Значение историографии темы. Способы оценки степени разработанности темы. Исследовательская ниша, очерчивание базовых позиций: что относится исследовательскому вопросу. Определение академического контекста. Правила цитирования и оформления ссылок на источники. Процесс систематизации материала и написания обзора литературы. Виды обзора литературы. Аналитический обзор. Тематический обзор. Освещение объекта и предмета исследования в обзоре. Критерии определения научности литературы. Репрезентативность выбор литературы.
  • Подготовка источниковедческого обзора.
    Критерии определения надёжности источников. Принципы отбора и систематизации источников. Категории источников и их специфика: международно-правовые документы, выступления и заявления политических деятелей, программные документы политических партий и общественных организаций, статистические материалы (социально-экономическая статистика, электоральная статистика), опросы общественного мнения, мемуарная литература, материалы СМИ, блоги и интернет-форумы общественно-политической направленности. Принципы отборы источников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание - обоснование диссертационной темы
    составляет 0.1от текущей формы контроля.
  • неблокирующий домашнее задание - Подготовка развернутого плана исследования
    составляет 0.2 от текущей формы контроля.
  • неблокирующий домашнее задание - Подготовка историографического обзора
    составляет 0.2 от текущей формы контроля.
  • неблокирующий домашнее задание - Подготовка источниковедческого обзора.
    составляет 0.1 от текущей формы контроля.
  • неблокирующий экзамен
    0.3 от текущего контроля. Экзамен проводится в устной форме в штатном режиме оффлайн.
  • неблокирующий работа на семинарах
    0.100
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.1 * домашнее задание - обоснование диссертационной темы + 0.2 * домашнее задание - Подготовка развернутого плана исследования + 0.2 * домашнее задание - Подготовка историографического обзора + 0.1 * домашнее задание - Подготовка источниковедческого обзора. + 0.1 * работа на семинарах + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексеева, Т. (2010). Политическая Теория Как «Практичное» Знание (Usable Knowledge).
  • Антанович, Н. А. (2011). Теории среднего уровня и закономерности политической сферы.
  • ДУДНИКОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА. (2013). Рационалистическая И Герменевтическая Компонента Освоения Информации Через Социально-Гуманитарный Аспект.
  • ИВАНОВ А.П. (2016). Диссертации как историографический феномен. Инновационная Наука, 10–3.
  • Курлов, А. (2012). Базовые Стратагемы Управления Знаниями В Процессе Научного Исследования. ВЕСТНИК УФИМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 16(6 (51)).
  • СИДОРЕНКО НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ. (2014). Гипотеза Как Форма Научного Познания.
  • Халин, С. (2014). Научное Исследование Основная Структурная Единица Познания Как Человеческой Деятельности: (На Примере Места И Роли Описания И Объяснения В Научном Познании).
  • Ярцев, Р. (2013). Научное Исследование: От Личностной Максимы К Универсальному Методу.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bacchi, S., Tan, Y., Chim, I., Dabarno, M., Lubarsky, S., & Duggan, P. (n.d.). Script concordance test examinations: Student perception and study approaches. Focus on Health Professional Education: A Multi-Disciplinary Journal, 20(2), 75.
  • Shine, K. (n.d.). Reporting education: How can we do it better? Asia Pacific Media Educator, 28(2), 223.
  • Анатолий Григорьевич Вишневский. (2018). Демографический переход и гипотеза гиперболического роста населения. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i1.7710
  • БАБАДЖАНОВ Х.Б. (2017). Критический Обзор Историографии Второй Мировой Войны В Советской Научной Литературе (1941-1991) (На Некоторых Примерах Историографии Узбекистана).
  • БЕРНАЦКИЙ Г.Г. (2013). Рец. На книгу: Кармин А. С. Интуиция: философские концепции и научное исследование. СПб. : Санкт-Петербургская издательская фирма«Наука», 2011. 901 с. (серия «Психология сознания»). Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение, 2.
  • Казьмина, М. В., & Казьмин, В. Н. (2017). Отечественная Историография 1970-Х Гг. - Начала Xxi В. Об Идейно-Политической Жизни России 1971 - 1991 Гг. Kemerovo State University Bulletin, 70(2), 50–57. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-50-57
  • Канарский, И., & Ушков, А. (2001). Поиск критериев в компаративном кроссцивилизационном анализе политических культур: от философии истории через политологические теории среднего уровня к социологическим процедурам.
  • Ксения Владимировна Федосеева. (2019). Как историк выбирает ведущую тему и метод исследования? (на примере научной биографии С.И. Архангельского). History Magazine: Researches, 4, 1–25. https://doi.org/10.7256/2454-0609.2019.4.29998
  • Мамина, Н. (2013). Политические традиции: понятие и структура. Современные Исследования Социальных Проблем, 4 (24).
  • Молокова, О. А., & Шкляр, А. В. (2018). Гипотеза исследования дизайна объекта на основании семиотического подхода.
  • П. В., Т. (2018). Историографический Анализ Темы «Холодной Войны» В Современных Учебниках Истории Отечества. Bulletin of the MSRU. Series History & Political Sciences, 2, 40–50. https://doi.org/10.18384/2310-676X-2018-2-40-50
  • Пищик Александр Михайлович. (2015). Философия науки и системогенез научной деятельности.
  • Татару, Л. (2008). Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста (сборник Дж. Джойса ’Дублинцы’).
  • Фролова, В. (2018). Курс лекций по дисциплине „Введение в исследование”. USARB.