• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный
Направление: 41.06.01. Политические науки и регионоведение
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению подготовки 41.06.01 Политические науки и регионоведение, образовательная программа «Политические науки» и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Данный семинар нацелен на изучение методологических проблем, которые свойственны различным типам политических исследований. В фокусе - разработка дизайна диссертационного исследования; по завершении аспирант представляет проект диссертационного исследования и формулирует дальнейшие перспективы его развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В рамках дисциплины аспирант должен приобрести и развить следующие навыки: • Умение разработать дизайн исследовательского проекта (диссертации), включая: • Формулирование исследовательского вопроса • Написание обзора литературы • Выработка теоретической рамки под исследовательский вопрос • Обоснование выборки • Поиск данных и адекватных методов анализа данных • Написание итогового проекта исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формулирует исследовательскую проблему и исследовательский вопрос
  • демонстрирует способность выбирать наиболее релевантные изучаемому предмету методы и стратегии исследований
  • способен создать дизайн диссертационного исследования
  • способен разработать дизайн диссертационного исследования по политическим наукам
  • обнаруживает аналитические способности, позволяющие грамотно подбирать данные и методы для диссертационного проекта
  • способен аргументировано отбирать методы исследования; способен их использовать на практике
  • демонстрирует способность к структурированному анализу больших массивов информации
  • владеет навыками подготовки: исследовательских проектов и обзоров литературы. Самостоятельно ориентируется в современных концептах политической науки
  • демонстрирует способность фокусировать свои исследования на различных аспектах политического развития и динамики, затрагивают ли они глобальные или локальные процессы, институты государства, гражданского общества, государственную, публичную или корпоративную политику, административное управление или гражданский активизм и т.п.
  • Демонстрирует способность к использованию результатов современных политических исследований для создания диссертационного проекта
  • Готов позиционировать в научном сообществе результаты собственных исследований
  • умеет использовать принципы и достижения современной науки для разработки актуального исследовательского проекта по политическим наукам
  • демонстрирует навыки адаптации результатов современных политических исследований для постановки актуальной научной проблемы, являющейся основной диссертационного проекта
  • умеет структурировать результаты современных исследований для формирования учебных материалов в логике преподавания в высшей школе.
  • Способен организовать исследовательскую работу научных коллективов в области профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • С чего начать, или нулевой цикл исследовательского проекта
    Как превратить интересную тему в исследовательскую проблему? Что такое исследовательская проблема? Как сформулировать исследовательскую проблему? Стадия подготовки проекта: знакомство с литературой, отбор единиц анализа и случаев, проверка доступности данных.
  • Постановка исследовательской проблемы
    Обсуждение возможных вариантов постановки исследовательской проблемы в классе на основе подготовленных презентаций.
  • Каким будет наше исследование? Обзор конкурирующих парадигм и подходов в современной политической науке
    Конкуренция разных представлений о природе и возможностях социально-научного познания. Специфика количественных, качественных и смешанных исследований. Типы социально-научных исследований; особенности разработки их замысла, подготовки программы их реализации и описания их результатов в текстах. Блок изучается на основе литературы, представленной в онлайн модуле. По итогам изучения представляется эссе.
  • Разработка дизайна исследования. Исследовательский вопрос и стратегии исследования. Подготовка программы исследования
  • Инструменты научного исследования: понятия, теории, гипотезы, модели
    Проверка знаний осуществляется в рамках итогового контрольного теста.
  • Обсуждение статей
    Обсуждение разработанности выбранной темы. Аспиранты готовят набросок обзора литературы.
  • Презентация исследовательских проектов кандидатской диссертации
  • Контрольный тест
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания
    Домашние задания в форме письменных работ с их последующим обсуждением на занятиях
  • неблокирующий Исследовательский проект и презентация
    • Написание проекта исследования (6000-8000 слов) • Презентация проекта ( исследовательской проблемы и исследовательской стратегии будущей диссертации) Рекомендуется включить в презентацию следующие пункты: 1. Предварительная тема диссертация, научный руководитель 2. Исследовательская проблема, включая ее обоснование и актуальность 3. Как исследование соотносится с уже существующей литературой. 4. Какие возможные исследовательские вопросы? 5. Какие теории могут быть включены в теоретическую рамку? 6. Как описать выбранную методологию? 7. Какие будут использоваться данные? Как описать доступность данных? 8. Какие проблемы могут возникнуть в ходе реализации данного проекта?
  • неблокирующий Контрольный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    Научно-исследовательский семинар проводится на 1 и 2 годах обучения. Форма итоговой отчетности – зачет. Оценка на каждом году обучения рассчитывается по следующей формуле: Оценка итог = 0,4·Оценка исслед.проект и презентация + 0,3·Оценка домашние задания + 0,3·Оценка контрольный тест. Зачет по курсу на каждом году обучения выставляется, если итоговая оценка составляет не менее 50% от максимальной суммы баллов.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bechhofer, F., & Paterson, L. (2000). Principles of Research Design in the Social Sciences. In Principles of Research Design in the Social Sciences (p. 1). Taylor & Francis Ltd / Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=sih&AN=16879359
  • Bechhofer, F., & Paterson, L. (2000). Principles of Research Design in the Social Sciences. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=63918
  • Cowan, J. (2012). When to use what research design - By W Paul Vogt. British Journal of Educational Technology, 43(5), E151–E152. https://doi.org/10.1111/j.1467-8535.2012.01369_10.x
  • Методика научно-исследовательской работы : Учеб. пособие для студентов-политологов, Малинова, О.Ю., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Approaches and methodologies in the social sciences : a pluralist perspective / ed. by Donatella della Porta . (2008). Cambridge [u.a.]: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.283822104
  • Hancké, B. (2009). Intelligent Research Design : A Guide for Beginning Researchers in the Social Sciences. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=299002