• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Прикладная библиометрия

Статус: Курс обязательный
Направление: 46.06.01. Исторические науки и археология
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для аспирантов НИУ ВШЭ и соответствует требованиям образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Преподавание учебной дисциплины «Прикладная библиометрия» осуществляется в объеме требований Образовательного стандарта НИУ ВШЭ. Содержание программы основано на интеграции передовых идей и практик коллег в российском и международном научном и образовательном сообществе. Цель курса – обучить аспирантов работе с научной информацией, информационному поиску в библиографических базах данных, библиометрическому анализу данных в профессиональных целях. Предполагается, что в результате прохождения курса аспиранты приобретут навыки: • Выявлять ведущие научные центры, ведущих исследователей в своей научной области; • Выстраивать стратегию презентации результатов своих научных работ: стратегию цитирования ключевых авторов, подбора целевых журналов для публикации, выбора конференций для апробации результатов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – обучить аспирантов работе с научной информацией, информационному поиску в библиографических базах данных, библиометрическому анализу данных в профессиональных целях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Критически оценивает организационную структуру своей научной области, значимость отдельных авторов, журналов и научных центров для научной области
  • Владеет инструментарием для выявления ведущих исследователей и научных центров в своей области исследования. Применяет полученные навыки для выстраивания стратегии презентации результатов своих научных работ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в библиометрический анализ
    Цели курса. Библиографические базы данных как источник информации о ключевых публикациях, авторах, исследовательских центрах и журналах в научной области.
  • Тема 2. Стратегии информационного поиска в научных базах данных
    Стратегии поиска научной информации. Введение в работу с библиографическими базами данных – Web of Science, Scopus.
  • Тема 3. Поиск в научных базах данных
    Правила составления и модификации поискового запроса для сбора данных о публикациях в научной области. Встроенные аналитические инструменты в базах данных. Выгрузка из баз данных.
  • Тема 4. Практики работы с научной информацией
    Хранение библиографической информации. Работа с менеджерами цитирования (Zotero/Mendeley).
  • Тема 5. Библиометрический анализ и стратегии презентации результатов исследования
    Определение целевых журналов для публикации результатов научных работ. Стратегии цитирования ключевых авторов. Стратегии поиска конференций для апробации результатов исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в форме итогового проекта (в письменной форме)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    Результирующая оценка по дисциплине рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,8·Одз + 0,2·Оэкз , где Одз – накопленная средняя оценка по дисциплине за домашние задания, Оэкз – оценка за экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ad A.M. Prins, Rodrigo Costas, Thed N. van Leeuwen, & Paul F. Wouters. (2016). Using Google Scholar in research evaluation of humanities and social science programs: A comparison with Web of Science data. Research Evaluation, (3), 264. https://doi.org/10.1093/reseval/rvv049

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anton J. Nederhof. (2006). Bibliometric monitoring of research performance in the Social Sciences and the Humanities: A Review. Scientometrics, (1), 81. https://doi.org/10.1007/s11192-006-0007-2
  • Wang, J., Veugelers, R., & Stephan, P. (2017). Bias against novelty in science: A cautionary tale for users of bibliometric indicators. Research Policy, (8), 1416. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.respol.v46y2017i8p1416.1436