• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Дигитализация гуманитарного знания

Статус: Курс по выбору
Направление: 45.06.01. Языкознание и литературоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Дигитализация гуманитарного знания» знакомит слушателей с современными инструментами обработки и анализа гуманитарных данных, технологиями их применения, а также методами сохранения культурного наследия в цифровой форме. Освоение дисциплины позволит приобрести необходимые навыки в области построения графов, визуализации данных и разработки корпусов, а также автоматическим методам классификации гуманитарных данных и других процессов работы с гуманитарным знанием.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Дигитализация гуманитарного знания» является знакомство с современными инструментами работы с цифровыми данными, технологиями их применения в гуманитарных исследованиях, методами сохранения культурного наследия в цифровой форме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные инструменты цифровой обработки и анализа данных как объекта гуманитарной науки;
  • Знает проблематику и важнейшие исследовательские результаты в области цифровой обработки и анализа данных;
  • Имеет навыки визуализации данных; построения графов;
  • Имеет навыки разработки корпусов; автоматизации классификации и других процессов работы с большими массивами гуманитарного знания; разработки электронных гуманитарных ресурсов;
  • Умеет самостоятельно обрабатывать литературные, искусствоведческие, культурные данные; применять к ним новейшие методики анализа;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Digital Humanities: introduction
    Обзор современных задач и областей, относящихся к сфере интересов Digital humanities. Сохранение культурного наследия, виртуальные музеи, мультимедийные ресурсы, большие данные, корпуса. Ключевые концептуальные проблемы и задачи (пост-дисциплинарность, устойчивость ресурсов, краудсорсинг, надежность статистического анализа и пр.).
  • Раздел 2. Компьютерные методы обработки текстовых данных
    Создание электронных корпусов с помощью прикладных инструментов и языка программирования Python. Обучение использованию среды статистического анализа R на базе данных гуманитарных наук. Обучение инструментам визуализации и картографирования.
  • Раздел 3. Литературоведение в цифровую эпоху.
    Современное литературоведение в эпоху цифровых технологий. Структура прозаического текста: фокализация, тип нарратива и др. Статистическая обработка прозы.Жанровая формализация. Формализация структурных единиц в драматическом тексте. Структура драматического текста. Ограничения сетевого анализа. Корпусные исследования художественной литературы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
  • Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
  • Longley Arthur, P., & Bode, K. (2015). Advancing Digital Humanities - Research Methods Theories. Australia, Australia/Oceania: Palgrave Macmillan Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E27A6773
  • Travis, J., & DeSpain, J. (2018). Teaching with Digital Humanities : Tools and Methods for Nineteenth-Century American Literature. Urbana: University of Illinois Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alexandra Bolintineanu, & Jaya Thirugnanasampanthan. (2018). The Typewriter Under the Bed: Introducing Digital Humanities through Banned Books and Endangered Knowledge. KULA, (1). https://doi.org/10.5334/kula.30
  • Bordalejo, B., & Risam, R. (2019). Intersectionality in Digital Humanities. Leeds: Arc Humanities Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2297673
  • Wohlgenannt, G., Barinova, A., Ilvovsky, D., & Chernyak, E. (2019). Creation and Evaluation of Datasets for Distributional Semantics Tasks in the Digital Humanities Domain. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1903.02671
  • Yi Ding. (2019). Is Creative Commons a Panacea for Managing Digital Humanities Intellectual Property Rights? Information Technology & Libraries, 38(3), 34–48. https://doi.org/10.6017/ital.v38i3.10714