• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Стратегии исследовательского письма

Статус: Курс по выбору
Направление: 45.06.01. Языкознание и литературоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс позволит аспирантам освоить базовые принципы создания письменных академических текстов разных жанров. Помимо развития навыков написания научных работ, курс предусматривает и обучение базовым принципам редактирования академических текстов, в том числе и в процессе публичного обсуждения письменных научных работ. Программа курса включает рассмотрение структуры диссертационного исследования, в частности соотношение разных частей и возможные риторические и логические стратегии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегии исследовательского письма» являются: - освоение аспирантами базовых принципов создания письменных академических текстов разных жанров; приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских; развитие навыков научного редактирования академических текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные композиционные и стилистические особенности научно-исследовательской статьи как жанра академического письма
  • Умеет анализировать научно-исследовательские статьи с точки зрения стилистики и композиции, исследовательской стратегии автора, принадлежности к научной школе, включенности в научную традицию.
  • Имеет навык самостоятельного создания научно-исследовательских статей
  • Знает основные композиционные и стилистические особенности реферата как жанра академического письма
  • Имеет опыт самостоятельного создания аннотаций и рефератов научно-исследовательских статей
  • Знает основные требования к библиографическому описанию (актуальный ГОСТ и упрощенную форму библиографической записи)
  • Знает правила научного цитирования
  • Имеет навык библиографического описания печатных изданий и электронных ресурсов
  • Имеет навык самостоятельного создания рецензий
  • Имеет навык публичного обсуждения научных работ
  • Знает основные композиционные и стилистические особенности рецензии как жанра академического письма
  • Имеет навыки самостоятельного создания обзора литературы для научно-исследовательской статьи / диссертационного исследования
  • Знает основные композиционные и стилистические стратегии написания тезисов, доклада и резюме
  • Имеет навыки самостоятельного создания тезисов и докладов
  • Имеет навыки публичного обсуждения научных работ
  • Знает основные композиционные и стилистические особенности автореферата как жанра академического письма
  • Имеет навыки редактирования научных текстов разных жанров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научно-исследовательская статья как академический жанр
    Основные принципы организации текста научно-исследовательской статьи, логика изложения. Тезис, его доказательство, антитезис, примеры, вывод.
  • Работа с научными текстами: реферирование и аннотирование
    Типы рефератов в зависимости от цели реферирования. Выделение основного тезиса научного сочинения, передача авторской логики доказательства. Передача «чужого слова» в реферате: цитирование, изложение, обобщение, контекстуализация. Виды аннотаций книг и статей в зависимости от типа издания и его адресации. Аннотация как часть библиографического описания книги. Аннотированные библиографии и каталоги. Сведения о научном тексте, включаемые в аннотацию. Роль аннотирования в работе с источниками и литературой в процессе исследования.
  • Библиографическое описание и правила цитирования: список литературы, оформление ссылок
    Основные принципы библиографирования. Полное библиографическое описание по ГОСТ и в современной издательской практике. Библиографические сноски в научных сочинениях. Принцип лаконизма при составлении сносок. Правила библиографирования электронных документов.
  • Рецензия на научное издание
    Рецензия как жанр. Адресация рецензий, типы изданий, публикующие рецензии. Информативная и оценочная части рецензии: основные принципы. Логика построения рецензий. Допустимые стилистические регистры.
  • Обзор исследовательской литературы
    Цели и принципы построения обзора литературы; логика представления материала и возможные принципы группировки источников и исследовательских работ. Элементы аннотирования и реферирования в обзоре. Соотношение реферативной части и собственного исследования. Композиция обзорных работ по определенной теме.
  • Тезисы, доклад, резюме: проблемы «презентационных» жанров
    Стратегии подачи и изложения материала в докладе; логика построения «сюжета», соотношение разных частей текста (введение, изложение результатов исследования, выводы). Стратегии написания тезисов и резюме, в том числе обоснования / заявки на планируемое исследование. Логика и последовательность изложения; соотношение обобщений и детального изложения фактического материала.
  • Автореферат как академический жанр
    Цели, задачи и логика построения диссертационного исследования. Постановка целей и задач, описание предмета, объекта и материала исследования. Структурное соотношение разных частей автореферата; возможные риторические и логические стратегии. Способы презентации материала и выводов.
  • Редактирование академического текста
    Основные цели и задачи редакторской работы. Этапы редакторской работы с текстом: от анализа текста как целого к правке отдельных элементов. Типы ошибок, способы их выявления и правки.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charles, M., Pecorari, D., & Hunston, S. (2009). Academic Writing : At the Interface of Corpus and Discourse. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=306377
  • Johnson, A. P. (2016). Academic Writing : Process and Product. Lanham, MD: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1222793

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gáliková, S. (2016). Academic Writing : Selected Topics in Writing an Academic Paper. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1235840