• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в психологию

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает общее представление о предмете психологии, об истории ее становления как науки, об основных областях исследований в психологии. Дается классификация методов психологии, ставится проблема воспроизводимости результатов научных исследований. Рассматриваются гипотезы о происхождении психики и ее культурно-историческое развитие. Даются определения и вводятся основные подходы к анализу индивидуально-психологических особенностей и личности человека, его мотивационно-эмоциональных и познавательных процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование общего представления о психологии как науке, о развитии ее предмета, об основных областях исследований, о методах научного исследования.
  • Создание ориентировочной основы для дальнейшего успешного освоения дисциплин "Психология мотивации и эмоций", "Психология личности и индивидуальных различий", "Когнитивная психология", "История психологии".
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определение предмета психологии как науки.
  • Может обозначить круг явлений, изучаемых психологией.
  • Проводит различие между научной и житейской психологией.
  • Дает классификацию областей психологии (фундаментальная, прикладная, практическая), может привести примеры конкретных отраслей психологии в рамках каждой из областей.
  • Определяет место психологии в системе наук.
  • Дает определения структурной метафоры, модели, теории.
  • Дает классификацию методов психологии.
  • Определяет специфику метода эксперимента.
  • Может обозначить основные причины кризиса воспроизводимости в психологии.
  • Анализирует развитие предмета психологии с момента её возникновения как науки
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями классической психологии сознания
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями бихевиоризма, обозначает различия между классическим бихевиоризмом, оперантным бихевиоризмом и необихевиоризмом
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психоанализа, обозначает различия между психоанализом и направлениями глубинной психологии (аналитическая психология, индивидуальная психология)
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями гуманистической психологии, обозначает различия между гуманистической и экзистенциальной психологией
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями когнитивной психологии и когнитивной науки, может назвать основные дисциплины, входящие в состав когнитивной науки
  • Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психологии деятельности
  • Может обозначить подходы к происхождению психики и выделению этапов её развития
  • Проводит сравнительный анализ психики человека и животных
  • Владеет основными понятиями культурно-исторического подхода к развитию психики
  • Различает понятия индивида, личности, индивидуальности.
  • Даёт сравнительные определения темперамента и характера, может привести примеры акцентуаций характера
  • Даёт сравнительные определения задатков и способностей, может обозначить подходы к развитию способностей
  • Даёт определения мотивации, потребности, мотива
  • Может обозначить подходы к выделению базовых потребностей человека
  • Даёт определение эмоции, выделяет основания для классификации видов эмоций
  • Дает определения основных эмоциональных состояний (тревога, фрустрация, стресс), может проиллюстрировать примерами различия между ними
  • Дает определения собственно познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление), может привести примеры соответствующих феноменов
  • Дает определения "сквозных" психических процессов (память, внимание, воображение), может привести примеры соответствующих феноменов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология как наука
    Определение психологии. Круг явлений психического. Представления о психике в донаучной психологии. Житейская и научная психология. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Отрасли психологии. Психология в системе наук о человеке.
  • Методология и методы психологии
    Метафора, модель и теория в научном познании. Классификация методов психологии. Констатирующие и формирующие методы. Особенности экспериментального метода. Понятие артефакта. Кризис воспроизводимости в современной психологии. Методы смежных дисциплин в психологии. Методы нейронауки и психофизическая проблема.
  • Становление предмета психологии
    А. Сознание как первый предмет психологии. Метод интроспекции. Классическая психология сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс). Метафоры и свойства сознания. Кризис элементаризма и рождение гештальтпсихологии. Современные представления о сознании. Б. Поведение как предмет психологии. Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон), оперантный бихевиоризм (Б.Ф. Скиннер) и необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл). Понятие обусловливания. Законы научения. Критика бихевиоризма и рождение когнитивной психологии. Когнитивная наука как область междисциплинарных исследований познания. В. Бессознательное как предмет психологии: классический психоанализ З. Фрейда. Развитие психоанализа: А. Адлер и К.Г. Юнг. Критика психоанализа и рождение гуманистической психологии. Неосознаваемые процессы в психике и в познании. Г. Деятельность как предмет психологии. Строение индивидуальной деятельности человека. Уровневый анализ деятельности и физиология активности. Социокультурная регуляция деятельности.
  • Происхождение и эволюция психики
    Критерии психики и гипотезы о происхождении психического. Этапы развития психики. Эволюция человеческой психики. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский) и их развитие. «Культурная нейронаука» как линия Выготского в современных когнитивных исследованиях.
  • Многообразие психических процессов
    А. Классификация познавательных процессов человека. Подходы к изучению познания в психологии. Собственно познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. «Сквозные» психические процессы: память, внимание, воображение. Б. Введение в психологию мотивации. Понятие потребности. Базовые потребности человека. Иерархия потребностей. Волевая регуляция личности. В. Введение в психологию эмоций. Определение эмоции. Основные функции эмоций. Выражение эмоций. Психические состояния: тревога, фрустрация, стресс.
  • Введение в психологию индивидуальности
    Личность в широком и узком смысле слова: разные подходы. Природный индивид, социальный субъект, личность как субъект культуры. Содержательные и инструментальные характеристики личности. Психология индивидуальных различий. Темперамент и характер. Акцентуации характера и психопатии. Способности и задатки. Проблема развития способностей.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Присутствие на семинарских занятиях по дисциплине
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях по дисциплине
  • неблокирующий Устное сообщение по источнику из дополнительной литературы
  • неблокирующий Коллоквиум по монографии
  • неблокирующий Устный экзамен по билетам, включающим 2 вопроса по содержанию лекций и основной литературы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.18 * Активность на семинарских занятиях по дисциплине + 0.18 * Коллоквиум по монографии + 0.12 * Присутствие на семинарских занятиях по дисциплине + 0.12 * Устное сообщение по источнику из дополнительной литературы + 0.4 * Устный экзамен по билетам, включающим 2 вопроса по содержанию лекций и основной литературы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Общая психология. Т.2, Кн.1: Субъект деятельности, , 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов, Леонтьев, А. Н., 2001
  • Общая психология. Т.1: Введение, , 2001
  • Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Психология, Выготский, Л. С., 2002