• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Стратегии в менеджменте: стратегии цифровизации логистики

Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Стратегическое управление логистикой и цепями поставок в цифровой экономике
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Для магистерской программы «Стратегическое управление логистикой и цепями поставок в цифровой экономике» настоящая дисциплина является базовой ядра Программы. В рамках данного курса раскрываются основные принципы цифровизации логистики в цепях поставок, особенности стратегического планирования цепей поставок промышленных и торговых компаний, а также управления запасами в цепях поставок (методы прогнозирования спроса на запасы и определения его рационального объема, методы оценки эффективности управления запасами). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Теоретические основы логистики и управления цепями поставок (УЦП); Стратегический менеджмент; Организационное поведение; Экономические основы логистики. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: интегральная парадигма логистики и УЦП и виды интеграции; стратегические аспекты управления логистикой в направлении цифровизации; Индустрия 4.0 и цифровизация экономики; интегрированное планирование цепей поставок. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: Интегрированное планирование в логистике; Аналитика цепей поставок; Проектирование организационных структур управления цепями поставок.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • дать студентам представление о стратегиях цифровизации применительно к логистике и УЦП
  • привить студентам навыки исследовательской и проектной работы по стратегическому планированию и контроллингу логистической деятельности в цифровых цепях поставок
  • формирование навыков управления запасами в цепях поставок, определения оптимального (рационального) уровня запасов и умения управлять процессом формирования запасов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные функциональные стратегии цепей поставок и умеет их формулировать
  • Умеет выбрать логистическую стратегию из альтернативных вариантов применительно к исследуемой компании/цепи поставок
  • Использует в практической деятельности иерархический принцип построения логистической системы компании
  • Формирует стратегический план логистики компании и цепи поставок в целом в разрезе цифровой экономики
  • Владеет основами методология цифровой трансформации цепей поставок: использует инструментарий цифрового фреймворка
  • Умеет строить бизнес-модели логистики в направлении цифровой трансформации
  • Использует концепцию цифровых двойников и понимает их роль в УЦП и логистике
  • Знает основные этапы цифрового преобразования цепей поставок в разрезе логистики и умеет использовать преимущества ее цифровизации
  • Понимает ключевые драйверы цифрового преобразования логистических бизнес-процессов в цепях поставок, добавляющие ценность для потребителей и контрагентов цепи
  • Умеет выстраивать зависимость параметров бизнес-процессов цепи поставок от уровня зрелости
  • Ориентируется в континууме цифровых технологий, определяющих степень цифровой трансформации цепей поставок в стратегическом плане логистики
  • Способен осуществлять цифровизацию логистической деятельности в цепях поставок с учетом зрелости процессов
  • Использует инструменты цифровизации в стратегическом сорсинге и управлении взаимоотношениями с поставщиками
  • Понимает сущность цифровизации в транзакционной закупочной деятельности (P2P)
  • Принимает решения по использованию логистического аутсорсинга при цифровизации экономики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Функциональные стратегии цепей поставок
    Стратегия цепи поставок и функциональные стратегии: соотношение понятий. Логистическая стратегия цепи поставок, как функциональная стратегия – принципы формирования. Иерархия построения логистической системы компании. Стратегический план логистики и проблематика цифровизации. Структура стратегического плана логистики: выбор решений «инсорсинг/аутсорсинг». Баланс «затраты/сервис» при стратегическом планировании логистики в цепи поставок. Преимущества цифровизации логистики.
  • Методология цифровой трансформации цепей поставок
    Основные методологические принципы и подходы к цифровизации цепи поставок. Структура цифровой цепи поставок – цифровой фреймворк. Основные бизнес-модели в цифровой трансформации. Сравнительный анализ методических подходов к построению цифровой цепи поставок и логистической сети. Ключевые драйверы цифрового преобразования логистических бизнес-процессов в цепях поставок, добавляющие ценность для потребителей и контрагентов цепи.
  • Цифровые двойники и их роль в УЦП и логистике
    Стратегическая цель цифрового двойника/близнеца (Digital Twin - DT). Преимущества использования цифровых двойников при стратегическом планировании логистики в цепях поставок. Терминология и основные характеристики цифровых двойников. Анализ определений термина «Digital Twin», а также схожих понятий: «цифровой след», «цифровая тень», «цифровая нить». Концепция Digital Twin для стратегий цифровых цепей поставок промышленных предприятий компании General Electric. Алгоритм формирования цифровых теней. Основные варианты «конструкции» Supply Chain Digital Twin в контексте формирования стратегии цифровизации логистики.
  • Уровни зрелости процессов и стратегия цифровой логистики
    Основные этапы цифрового преобразования цепей поставок в разрезе логистики. Зависимость параметров бизнес-процессов цепи поставок от уровня зрелости. Континуум цифровых технологий, определяющих степень цифровой трансформации цепей поставок в стратегическом плане логистики. Цифровизация логистической деятельности в цепях поставок с учетом зрелости процессов.
  • Инструменты цифровизации в стратегическом сорсинге
    Стратегический сорсинг и управлении взаимоотношениями с поставщиками: проблема цифровизации. Цифровизация в транзакционной закупочной деятельности (P2P). Логистический аутсорсинг и цифровизация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Решение кейсов на семинарских занятиях
  • неблокирующий Решение задач на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Решение задач на семинарских занятиях + 0.2 * Решение кейсов на семинарских занятиях + 0.6 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дыбская В. В., Сергеев В. И. ; Под общ. ред. Сергеева В.И. - ЛОГИСТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-03586-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logistika-v-2-ch-chast-1-445029

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Заварзина Ангелина Александровна, & Zavarzina Angelina Aleksandrovna. (2018). Цифровая экономика: особенности и тенденции развития.