• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социологическая теория

Статус: Курс обязательный (Социология)
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Главная цель освоения дисциплины «Социологическая теория» состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. В ходе освоения данного курса студенты приобретают представление о теоретической деятельности в социологии как о специализированной области в социологической дисциплине; за неимением подобного рода деятельности, выраженной в сколько-нибудь внятных формах, в отечественной социологии, единственной возможностью приобрести навык современного теоретического дискурса (как особого рода компетенцию) становится отслеживание (анализ, пересказ, критическая оценка) зарубежных (главным образом – западных) теоретических концепций. Самая востребованная компетенция, которую получают студенты в итоге курса – способность критического мышления и включения в самый широкий интеллектуальный контекст исследования современных проблем общества. Другая уникальная компетенция – овладение теоретическими ресурсами социологической науки как общеметодологическим базисом социальных наук в целом.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомить студентов с основными принципами, понятиями, теориями социологии, привить им базовые элементы профессиональной культуры и навыки социологического мышления при анализе различных явлений и событий. В рамках курса предполагается ознакомление студентов с трудами некоторых видных социологов прошлого и настоящего. Кроме того, данная дисциплина должна подготовить студентов к последующему углубленному изучению специальных социологических дисциплин и отраслей социологического знания. Основными задачами курса, способствующими достижению этой цели, являются следующие: 1) показать социально-философские основания классических и современных социологических теорий; 2) дать представление об основных эпистемологических проблемах в социологии; 3) представить наиболее значительные в социологическом дискурсе теории, фигуры, школы; 4) проследить их взаимосвязь и общие основания; 5) показать преемственность социологического знания: связь современных теорий и рассматриваемых в них социальных проблем с «классической» социологией; 6) акцентировать в изложении различных теорий два фундаментальных вопроса – о природе социальной реальности и о характере социального знания; 7) при изложении каждой из теорий показать ее прикладные перспективы (использование в эмпирических исследованиях).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • • знать базовые принципы и понятия теоретической социологии
  • • знать основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей
  • • уметь применять полученные знания для анализа фактов и событий действительности с позиций социологии
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций
  • • иметь навыки устных выступлений, докладов, презентаций, написания эссе, рефератов, обзоров
  • • знать основные классические и современные социологические теории и школы
  • • иметь навыки работы с научной литературой по социологии, в том числе на иностранных языках
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Тема 1. Социология как наука
    Что изучает социология? Каковы основные признаки, критерии социологического знания? Что объединяет социологию с другими науками, в том числе с естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе. Парадигмы и их роль в развитии социологии. Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Структура социологического знания. Макросоциология и микросоциология; теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология; общая социология и частные социологии. О профессиональной этике социолога. Зачем нужна социология в современном обществе.
  • Тема 2. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные пред-посылки возникновения социологии как науки
    Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состояниях человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской и общественной мысли до XIX в. Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества. Формирование идеи прогресса. Четыре теории, оценивающие направлен-ность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика. Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. "Политическая арифметика". Социология как "социальная физика" и "социальная физиология". Когда и где начинается социология?
  • Тема 3. Культура и общество.
    Человеческая природа и культура. Биологическая наследственность и культурная, генетическая программа поведения и культурная. Общества животных и общества людей. Культура и социальная система. Элементы культуры. Символические и знаковые элементы. Язык и знаки. Культурные образцы. Культура и социальная регуляция поведения. Нормы и ценности. Понятие аномии. Традиция и обычай. Обычное право. Религиозные, нравственные и юридические нормы. Культура и субкультура. Субкультуры различных социальных групп. Традиционная, элитарная и массовая культура.
  • Тема 4. Социальные институты
    Понятие социальных институтов. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Социальные действия и институты. Процессы институционализации. Институты и отклоняющееся поведение. Виды социальных институтов. Семья как социальный институт. Брак. Супружество, родительство, детство. Эволюция семьи. Типы семьи. Социальные функции семьи. Брак и развод. Семья в современных обществах. Религия как социальный институт. Структура и социальные функции религии. Религиозные общины, группы и организации. Религия в современных обществах. Экономика как социальный институт. Связь с другими институтами. Явные и латентные функции экономических явлений. Социальные аспекты производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономика и социальная дифференциация. Капитализм и социализм как экономические системы. Социальное значение труда и удовлетворенность трудом. Профессия и престиж профессии. Профессиональные группы. Политика как социальный институт. Политика и типы власти. Теория элит. Формы правления. Структура и функции политики. Политическая власть, политические движения, политические партии. Право как социальный институт. Правовые нормы и санкции. Социальные функции права. Мораль и право. Право и преступность. Средства массовой коммуникации и их роль в современном обществе.
  • Тема 5. Социализация.
    Содержание процесса социализации. Этапы социализации. Становление Я и интериоризация социальных норм. Личность и социальные роли. Агенты социализации. Референтные группы. Социализация и формирование идентичности. Значение социализации для общества и индивида.
  • Тема 6. Социальные группы и организации
    Природа групп. Типы групп. Социальное значение половых, возрастных, расовых и этнических различий. Понятие меньшинства. Этноцентризм. Групповые стереотипы и предрассудки. Сущность социальной организации. Формальная организация и ее структура. Иерархия, лидерство, коммуникация в организациях. Бюрократия и ее роль в социальной системе. Понятие общины и типы общин. Территориальные общины. Урбанизация и рурализация.
  • Тема 7. Социальное равенство и социальное неравенство
    Равенство как идеал и как реальность. Природа социального неравенства и его виды. Понятие социальной дифференциации и стратификации. Касты, сословия, слои, классы. Критерии классового деления. Классовый конфликт и классовое сотрудничество. Неклассовые формы неравенства и соци-ального конфликта. Социальная мобильность. Горизонтальная и вертикальная мобильность. Возможно ли равенство и неизбежно ли неравенство.
  • Тема 8. Социальные процессы, изменения и движения
    Социальные процессы. Обмен, сотрудничество, конкуренция. Конфликт и пути разрешения конфликтов. Сущность и типы социальных изменений. Источники и агенты изменений. Традиции и инновации в обществе. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. Природа социальных движений. Институты и социальные движения. Типы социальных движений.
  • Тема 9. Массовое поведение и массовые сообщества
    Природа массового поведения и его формы. Слухи. Массовая истерия, паранойя и шизофрения. Психическая патология и социальная патология. Массовые увлечения и бумы. Мода как постоянное явление. Массовые сообщества. Толпа и ее разновидности. Публика и ее типы. Об-щественное мнение и его роль в современных сообществах. Пропаганда, ее формы, значение, эффективность.
  • Тема 10. Социология и современное российское общество
    Можно ли описать и объяснить историю России в XX столетии средствами социологии? Способны ли социологические понятия, теории, модели, методы внести вклад в постижение уникальной российской действительности? Может ли социология способствовать преобразованию российского общества для блага его членов? Теории индустриализма, постиндустриализма и информационного общества. Теории модернизации и постмодернизации. Россия, глобализация, "мировая система". Традиционалистские теории социального устройства. Понятие переходного общества. Проблемы социальной дезорганизации. Понятие аномии и его роль. Особенности современной преступности. Исследования в области социальных движений, безработицы, конфликтов, отклоняющегося поведения, вынужденной миграции, социальных проблем инвалидов, общественного мнения, политического лидерства, электорального поведения, маркетинга, рекламы. Формирование программ социального переустройства. Роль социологической теории. Реальная и мнимая эффективность исследований. Значение профессиональной и гражданской ответственности социологов. Социология как мировоззрение.
  • РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ Тема 1. История социологии как область знания.
    Что изучает социология? Критерии социологического знания. Что объединяет социологию с другими науками, в том числе естественными? Особенности социологии как гуманитарного знания, отличающие ее от естественных наук. Отличие социологии от вненаучных форм знания об обществе. Школы, направления, ориентации социологической мысли. Парадигмы в истории социологии. Научные революции. Инновации и традиции в истории социологии. Социологическая классика. Четыре функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов; социальная технология. Внутринаучные и вненаучные факторы развития социологического знания. История науки как ее биография и коллективная память. Значение для социологии ее истории.
  • Тема 2. Предыстория социологии: идейные предпосылки возникновения науки об обществе.
    Формирование идеи общества. Становление и развитие различных традиций в понимании социальной реальности. Общество как естественное образование и общество как искусственное образование. Социальный номинализм и социальный реализм. Представление о естественном и гражданском состоянии человека. Теории общественного договора. Соотношение понятий общества и государства. Эволюция представлений об обществе в европейской мысли до ХIХ века. Формирование идеи социального закона как естественного закона в применении к обществу. Законы онтологические (законы сущего) и законы деонтологические (законы должного); их соотношение и связь в истории европейской мысли. Влияние идеи естественного закона на понимание структуры и развития общества. Ее значение для возникновения социологии и последующая эволюция. Формирование идеи общественного прогресса. Четыре теории, оценивающие направленность и содержание общественного развития: теории прогресса, регресса, циклического развития (круговорота) и маятникового развития. Становление и развитие рационалистической теории прогресса. Ее значение для возникновения социологии и последующая критика. Формирование идеи метода и ее значение для возникновения социологии. Влияние механического естествознания на становление социологической методологии. «Политическая арифметика». Социология как «социальная физика» и «социальная физиология». Когда и где начинается социология?
  • Тема 3. Социология Огюста Конта.
    Этапы жизни и творчества. Три периода в творчестве Конта. Идейные истоки его социологии. Позитивизм как обоснование науки. Классификация наук. Закон трех стадий. Социология как наука и мировоззрение. Объект социологии. Метод. «Объективная» и «субъективная» социология. Социальная статика и социальная динамика. Проблемы порядка и прогресса. Органицистская метафора в социологии Конта. От «объективного» метода – к «субъективному», от науки – к социальной утопии и обоснованию Религии Человечества. Социология и «позитивная политика». Место Конта в истории социологии.
  • Тема 4. Социология Герберта Спенсера.
    Жизнь, творчество, мировоззрение. «Синтетическая философия» и ее принципы. Метод. Понимание социальной системы: общество как сверхорганизм. Сходства и различия между обществом и индивидуальным биологическим организмом. Три системы органов в социальной системе и организме. Типы социальных институтов. Два типа обществ. Понятия социальной эволюции, развития, прогресса. Сущность социальной эволюции. Борьба за существование в понимании Спенсера. Вклад Спенсера в развитие социологии.
  • Тема 5. Социология Карла Маркса.
    Характерные черты личности и творчества. Многообразие интерпретаций Маркса. Маркс–социолог и Маркс–публицист и политический деятель. Идейно-теоретические истоки социологии Маркса. Философская антропология Маркса. Трактовка человека и общества. Человек как Homo faber. Материалистическое понимание истории, его значение для социологии. Основные понятия: общественное бытие и общественное сознание, способ производства, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка. Методология. Теория социальных систем: общественные формации. Структура социальной системы. Теория социального развития. Социальная революция. Теория классов и классовой борьбы. Социология познания. Эмпирическая социология у Маркса. Значение социологии Маркса для развития социологического знания.
  • Тема 6. Натурализм в социологии.
    Географическая школа. Предшественники школы в истории социальной мысли. Основные идеи. Географический детерминизм и рассмотрение взаимодействия общества и природной среды. Г. Бокль и его анализ влияния географических факторов на развитие цивилизации. К. Риттер: единство человека и окружающей среды. Антропогеография и народоведение Ф. Ратцеля. К. Хаусхофер и школа германской геополитики. Американский инвайронментализм: Э. Семпл и Э. Хантингтон. Школа Ф. Ле Пле. Французская социогеография: П. Видаль де ла Блаш и Э. Реклю. Биоорганическая школа. Основные принципы и истоки органицизма в социологии. Главные представители. П. Лилиенфельд и его труд о социальной науке будущего. А. Шеффле и его анализ «социальных тел». Сочетание органицизма и психологизма: А. Фулье и Р. Вормс. А. Эспинас: от органицизма к изучению социальной жизни животных. Социал-дарвинистская школа. Основные принципы и истоки. Главные представители. У. Беджгот и применение принципов теории биологической эволюции к социальной жизни человека. Л. Гумплович: межгрупповая борьба как главный фактор социальной жизни. Г. Ратценхофер и проблема интересов. А. Смолл: сочетание социал-дарвинизма и психологизма. У. Самнер: утрированное спенсерианство и исследование народных обычаев. Расово-антропологическая школа. Социально-психологические, идеологические и утопические истоки и функции. Основные принципы. Ж.-А. де Гобино – основоположник расово-антропологической школы. Элитизм, расовый детерминизм и культурный релятивизм. Философия истории Х. Чемберлена и М. Гранта. Антропосоциология: О. Аммон и Ж. Ваше де Ляпуж. Л. Вольтман: соединение расизма, социал-дарвинизма и социализма.
  • Тема 7. Психобиологический и психологический редукционизм
    Принципы психологизма в социологии и его истоки. От биологического редукционизма – к психологическому. Синтез биологизма и психологизма в работах Л. Уорда и Ф. Гиддингса. Социологические теории Л. Уорда. Генезис и телезис. Ф. Гиддингс. Понятие «сознание рода» и типология социальных классов. Инстинктивизм. Истоки инстинктивизма. Понятие инстинкта в науке на рубеже ХIХ– ХХ вв. У. Мак-Дугалл: инстинктивистское истолкование социальной жизни. Роль инстинкта в социальной теории З. Фрейда. Общая оценка инстинктивизма в социологии. Социопсихология рас и массового поведения. Причины интереса к проблематике масс в конце XIX – начале ХХ вв. Основные категории: толпа, публика, подражание, внушение, психическое заражение. Идеи итальянской криминологической школы. Социологические воззрения Г. Лебона. Г. Тард: подражание как основа социальной жизни. Зарождение интеракционизма. Сущность интеракционистской ориентации в социологии. Три элемента Я («личности») по У.Джеймсу. Социологические теории Ч. Кули. Зеркальное Я и его элементы. Первичные и вторичные группы. Социологические исследования У. Томаса. Концепция социальной ситуации. Типология личности и концепция четырех желаний. Вклад У. Томаса в социологическую теорию и методологию. Общая оценка роли психологического направления в социологии.
  • Тема 8. Социология Фердинанда Тённиса.
    Идейно-теоретические истоки и теоретико-методологические принципы. Формальная социология. Идеальные типы. Община (Gemeinschaft) и общество (Gesellschaft): сущность, признаки, основания различения. Отношения, объединения, корпорации. Товарищество и господство. Чистая и прикладная социология. Социография. Классификация социальных норм. Эмпирические исследования. Вклад Тённиса в развитие социологии.
  • Тема 9. Социология Георга Зиммеля.
    Интеллектуальные истоки социологии Зиммеля. Многообразие творческих и исследовательских интересов. Особенности мировоззрения и стиль мышления. Три этапа идейно-теоретической эволюции. Социология как метод. Метод понимания. Предмет социологии и ее разделы. Социология как изучение социальных форм («чистых форм обобществления»). Исследования отдельных социальных форм. Теория социальной дифференциации, социальных групп и социальных кругов. Социология религии и социология морали. Проблематика культуры. Значение идей Зиммеля для развития социологического знания.
  • Тема 10. Социология Эмиля Дюркгейма.
    Этапы жизни и творчества. Идейные истоки формирования социологии Дюркгейма. Основные труды. Программа построения социологии как науки. Антибиологизм и антипсихологизм. Предмет социологии. Основные принципы и правила социологического метода. Принцип социологизма: общество как особая реальность. Социальная морфология. Теория разделения общественного труда, механической и органической солидарности. «Коллективное сознание» и «коллективные представления». Социологический анализ самоубийства. Типы самоубийств и их причины. Понятие аномии. Значение профессиональных групп. Социология религии. Религия как система социальных символов. Роль коллективных обрядов в создании и поддержании коллективных представлений. Понятие священного и светского. Социальные функции религии. Социальное происхождение категорий познания. Вклад Дюркгейма в развитие социологии. Школа Дюркгейма – новый вид научного коллектива. «Социологический ежегодник» и его «команда». Участие в школе видных представителей различных социальных наук. М. Мосс – глава школы после Дюркгейма. Преемственность и изменения в теоретико-методологических ориентациях. Наиболее значительные труды участников школы. Ее место в развитии социологии.
  • Тема 11. Социология Вильфредо Парето.
    Характеристика жизни и творчества. Источники формирования идей. Эволюция мировоззрения и научных интересов. Основные труды. Логико-экспериментальный метод. Общество как система в состоянии равновесия. Логические и нелогические действия. Осадки и деривации. Теория элиты; типы элит и циркуляция элит. Значение идей Парето для развития социологии.
  • Тема 12. Антипозитивизм и антинатурализм в методологии социальных наук на рубеже XIX–ХХ веков
    Основные черты позитивистско-натуралистической методологии в социологии. Революция в физике и ее влияние на социальные науки. Критика социологического натурализма с позиций философского иррационализма, спиритуализма и историзма. Обоснование специфического характера социального знания. В. Дильтей: противопоставление наук о природе и «наук о духе». Понимание как особый метод исторического познания. Баденская школа неокантианства о методологии социальных наук. В. Виндельбанд: «идиографический» и «номотетический» методы науки. Г. Риккерт: «генерализирующий» и «индивидуализирующий» методы. Место проблематики ценностей в неокантианской методологии. Влияние Дильтея и неокантианцев баденской школы на последующее развитие методологии социальных наук.
  • Тема 13. Социология Макса Вебера
    Жизнь и творчество. Идейные истоки социологии. Предмет социологии. Понятие «действия» и «социального действия». Субъективно подразумеваемый смысл. Типы действия. Методологические принципы социологии. «Идеальные типы». Два вида понимания. Понимание и причинное объяснение, их связь в социологии. «Понимающая социология». Социология религии. Труд Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Теория рациональности. Религиозная «этика» и «мир»: типы их взаимоотношения. Вебер о политике. Понятие легитимности. Понятия власти и господства. Типы легитимного господства. Легальное господство и бюрократия. Патримониализм. Харизма и харизматический тип господства. Рутинизация харизмы. Понятие феодализма, типы феодализма. «Этика убеждения» и «этика ответственности». Вебер о науке. «Наука как призвание и профессия». Наука и проблема ценностей. Влияние Вебера на современную социологию.
  • Тема 14. Эмпирические социальные исследования в XIX–первой половине ХХ века.
    Социология как эмпирическая наука. Место эмпирических исследований в структуре социологического знания. Разрыв между социологической теорией и эмпирическими социальными исследованиями на ранних этапах развития социологии. Связь эмпирических исследований с практическими социальными потребностями и проблемами. Эмпирические исследования в Англии. «Политическая арифметика»: У. Петти и Д.Граунт. Исследования Т. Мальтуса. Деятельность Манчестерского статистического общества; другие статистические общества. Исследования Ч. Бута, Б. Раунтри, С. и Б. Вебб. Эмпирические социальные исследования во Франции. Проблемы народонаселения и первые переписи населения. Основная тематика обследований. Деятельность Л. Виллерме, А. Паран-Дюшатле, А. Герри. Работы А. Кетле и их значение. Исследования Ф. Ле Пле и его школы. Моральная статистика во Франции. Э. Дюркгейм как социолог-эмпирик. Эмпирические социальные исследования в Германии. Статистические обследования. Влияние Кетле и Ле Пле. Труды Э. Энгеля. Деятельность Общества социальной политики. Эмпирические исследования Ф. Тённиса, М. и А. Веберов, Г. Шмоллера. Исследование А. Левенштейна «Рабочий вопрос». Деятельность Института социальных исследований во Франкфурте. Исследование «Авторитарная личность». Эмпирические социальные исследования в США. Тематика первых исследований; преобладание эмпиризма в методологии. Исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке» У. Томаса и Ф. Знанецкого. Исследования Чикагской школы. Исследования в области промышленной социологии. Э. Мэйо: Хоторнский эксперимент. Антропологически- ориентированные исследования сообществ. Исследование «Среднего города» (Р. и Х. Линд). Исследования сообществ и социальных классов У. Ллойда Уорнера и его сподвижников. «Американский солдат» С. Стауффера. Другие значительные исследования.
  • Тема 15. Исследования локальных сообществ в американской социоло-гии первой половины ХХ века: «Средний город» (Р. и Х. Линд), «Янки-Сити» (У. Ллойд Уорнер).
    Рост интереса к монографическому изучению локальных сообществ в социологии и социальной антропологии первой половины ХХ века. Основные исследования в этой области. Отсутствие единой теоретической перспективы. Многообразие интересов и углов зрения в этих исследованиях, их несопоставимость. Первые попытки исследования родного общества в антропологической перспективе. Роберт и Хелен Линд, их исследование «Среднего города» (Middletown). Сочетание синхронического и диахронического подходов. Применение антропологической модели как общей «системы координат». Тематика и результаты исследования. Схема классового деления («деловой» и «рабочий» классы); эмпирическая значимость классового расслоения. «Средний город» как микромодель современного общества; тенденции социального изменения в нем. Методы и процедуры исследования. Уильям Ллойд Уорнер – продолжатель британской функционалистской традиции в США. «Янки-Сити» – крупнейшее монографическое исследование локального сообщества в истории социальных наук. Общая концептуальная схема. «Сообщество» как основной объект исследования. Сравнительно-социологический подход. Подсистемы сообщества. «Социальная структура»; понятие «базисной структуры». Тематический охват исследования «Янки-Сити». Вклад У.Л.Уорнера в развитие классового анализа. Шестичленная модель классового деления; объективный и субъективный аспекты классов. Методы эмпирического изучения классового расслоения: «индекс статусных характеристик», «оценка участия». Изменение роли локальных сообществ и падение значимости локальных институтов в современном мире (концепция «эмерджентного американского общества»). Уорнер и чикагская социологическая традиция.
  • Тема 16. Роберт Парк и Чикагская школа социологии
    Институциональный, интеллектуальный и социальный контексты формиро-вания Чикагской школы. Феномен «научных школ» в социологии: была ли Чикагская школа или это всего лишь сконструированный «миф»? Предыстория Чикагской школы: ранняя американская социология; А. Смолл; Уильям Айзек Томас. Исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке». Качественные методы в этом исследования. Понятия «ситуации», «определения ситуации», «установки». Принцип учета «субъективной точки зрения». «Теорема Томаса». Роберт Эзра Парк – интеллектуальный лидер Чикагской школы. Исследовательские программы Чикагской школы. Эмпирические исследования чикагцев, их тематика, связь с социальными проблемами, практическими запросами и социальной политикой. Общая «схема соотнесения» чикагских исследований («социально-экологический подход»), роль Парка в ее разработке. Ориентация Парка на синтез разных социологических традиций. Социология как общая и специальная наука. Концепция человеческой природы, коллективного поведения и социального порядка. Человеческая экология и социальная психология как компоненты социологии, их совмещение в социально-экологическом подходе. «Биотическое» и «культурное». Четыре уровня социальной организации: экологический, экономический, политический, культурный. Экологический порядок. «Паутина жизни». Понятия сообщества и естественного ареала. Принципы конкуренции, сукцессии, господства как главные организующие силы на экологическом уровне. Человеческие сообщества и сообщества растений и животных: сходства и отличия. Культурный (моральный) порядок и его связь с коммуникацией. Цикл ассимиляции: «конкуренция – конфликт – аккомодация – ассимиляция». «Соревновательная кооперация» и «консенсус» («согласие»). Человек как «индивидуальный организм» и «персона». Ролевое строение «персоны». Концепция «маргинального человека»: связь маргинальности с куль-турным конфликтом. Чикагская «городская социология». Город как «социальная лаборатория». Городское сообщество как «пространственная конфигурация» и «моральный порядок». Совмещение количественных и качественных методов в городских исследованиях. Теория городского «метаболизма» и концентрическая модель «роста города» (городских зон) Э.У. Бёрджесса. «Вторжения» и «сукцессии» в развитии города. Модель социального изменения. Чикагские исследования городских сообществ («естественных ареалов»), на примере исследования Харви Уоррена Зорбо «Золотой Берег и трущобы». Чикагская социологическая традиция после Парка.
  • Тема 17. Рождение символического интеракционизма: «социальный бихевиоризм» Джорджа Герберта Мида.
    Ранние интеракционистские концепции в американской социологии и соци-альной психологии (Ч.Х.Кули, У. Томас). Джордж Герберт Мид как основоположник символического интеракционизма. Социальный бихевиоризм Мида versus классический бихевиоризм Уотсона. Философия прагматизма, ее значимость для развития символического интеракционизма. Понятие «акта». Схема акта как альтернатива модели «стимул-реакция». Фазы акта («импульс», «перцепция», «манипуляция», «консуммация»); связь между ними. Социальная природа акта. Акт как взаимодействие «живой формы» со средой. Понятийный анализ взаимодействия: «жест», «разговор жестов», «объект», «значение», «символ», «интерпретация». Роль языка в организации взаимодействия. Общество как процесс взаимодействия. Два уровня взаимодействия: несимволический и символический. Социальная природа мышления: мышление как «внутренний диалог» и «репетиция в воображении». «Я» (self), его связь с взаимодействием. «Я» как процесс. Два аспекта человеческого «Я»: «I» и «me». Социальная (ролевая) природа «Я». Генезис «Я»: принятие ролей и установок другого, других, обобщенного (генерализованного) другого. Установка генерализованного другого как установка сообщества. Концепция развития «Я» (социализации) Мида: имитация, спонтанная игра (play), организованная игра (game). «Множественное Я». Понимание социальности как «множественности пер-спектив». Принцип относительности в социально-психологической концепции Мида. Развитие идей Мида в социологии и социальной психологии: чикагская (Г. Блумер) и айовская (М. Кун) версии символического интеракционизма.
  • Тема 18. Функционализм и структурализм в британской социальной антропологии 1-й половины ХХ века: Бронислав Малиновский и Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун.
    Дюркгеймовская традиция в британской социальной антропологии. Социальная антропология и социология. Функционализм Бронислава Малиновского. Культура как предмет изучения. Холизм в толковании культуры, его значимость для полевых исследований. Функциональный анализ и теория потребностей. Биологически и культурно детерминированные потребности. Двойная детерминация человеческого поведения. Инструментальные и интегративные культурные «императивы». Теория институтов; связь институционального анализа с функциональным; многофункциональный и интегративный характер институтов. Понятие хартии. Малиновский о роли эмпирических исследований в развитии социально-научного знания. Натуралистический структурализм Альфреда Рэдклифф-Брауна как один из вариантов развития дюркгеймианской социологии. Социальная антропология как «сравнительная социология». Теория, метод и полевое исследование; их соотношение и взаимосвязь. Рэдклифф-Браун о роли понятий в построении теории. Социальная структура как «сеть социальных отношений». «Диадические отношения», модели их анализа. Место исследований систем родства в социологическом познании. «Персона» и ее связь с социальной структурой. Анализ «социальных отношений» и «институтов» («социальных обычаев»). «Социальные ценности». Концепция религии и ритуала: развитие социологии религии Дюркгейма. Проект «естественной науки об обществе» как квинтэссенция рэдклифф-брауновской социологии. Структурный редукционизм. Влияние британского функционализма и структурализма на позднейшую социологию и социальную антропологию.
  • Тема 19. Социология Питирима Сорокина.
    «Интегральная социология» Питирима Сорокина. Российский период творчества Сорокина: краткая характеристика. Роль Сорокина в развитии российской социологии и организации социологического образования в России. Системный подход к анализу социальных феноменов. Понятие «взаимодействия» как центральное понятие в «системе социологии». Экономический, статистический и социологический анализ общественных явлений. Исследования войны, бедствий, голода. Американский период творчества Сорокина. Сорокин как историк социологии и социолог-теоретик. Роль Сорокина в организации социологического центра в Гарварде. «Аналитическая» теория, ее синоптические интенции и содержание. Синтез различных подходов в теоретической «системе» Сорокина. Применение количественного анализа в «измерении» социальных объектов. Шкалы измерений Сорокина. Интегральная модель общества в социологии Сорокина. Общество как система систем и взаимодействующих групп. Социальные, культурные и личностные системы. Теория «культурных суперсистем». Три типа культурных суперсистем: идеационные, чувственные и переходные (идеалистические). Теория «социокультурной динамики»; критика циклических и эволюционных моделей; флуктуационная модель развития. Идея «кризиса нашего времени»: применение теории культурных суперсистем к современному состоянию общества. Теоретическая подоплека поздних исследований «альтруизма». Теория «социальной стратификации» и «социальной мобильности». «Социальное пространство» и его основные измерения. Основные виды социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная. Виды мобильности: горизонтальная и вертикальная. Количественные параметры социальной стратификации и мобильности; закономерности их изменения (флуктуационная модель). «Социальные лифты» («каналы вертикальной мобильности»), их изменчивость в разные эпохи и в разных обществах.
  • Тема 20. Структурный функционализм: Толкотт Парсонс.
    Структурный функционализм как доминирующая социологическая «пара-дигма» середины ХХ века. «Большая теория» (grand theory) Толкотта Парсонса и ее значимость для этой «парадигмы». Теория как система понятий; природа «аналитических» понятий. «Эволюционистский» подход Парсонса к развитию теории. Периодизация научной работы Парсонса: ранний, средний и поздний периоды. Ранний период. Труд «Структура социального действия» (1937): разработка общей «теории действия». Контекст разработки «теории действия», ее основные интенции. Идея «схождения» («конвергенции») социологических теорий. Построение теории действия на основе критического анализа и реконструкции идей М.Вебера, Э.Дюркгейма, В.Парето и А.Маршалла. Эпистемологическая позиция Парсонса: «аналитический реализм». Критика разных версий позитивизма, эмпиризма и идеализма в социологии. Основные проблемы теории действия: проблема действия и проблема порядка («Гоббсова проблема»). Их решение Парсонсом. Схема «единичного акта» («элементарного действия»). Априорность «нормативной ориентации». Развитие схемы единичного акта под углом зрения проблемы мотивации: схема «единицы действия» (1951). «Мотивационная» и «ценностная» ориентация; катектические, когнитивные и оценочные аспекты мотивации. Средний период. Переход от «единичного акта» к «системам действия». Основные этапы этого перехода. Схема «паттерновых переменных». Разработка функционалистской модели для анализа систем действия: понятия «системы», «структуры», «процесса», «подсистем», «взаимообменов», «функции», «функциональных императивов» и т.д. Схема AGIL (1953). Способы перевода схемы «паттерновых переменных» в схему AGIL. Поздний период. Применение схемы AGIL для анализа общей системы дей-ствия, социальной системы и системы условий человеческого существования. Со-отношение этих системных уровней. Взаимообмены между подсистемами и между системой и средой. Теория «генерализованных символических посредников». Подсистемы системы действия (поведенческая, личностная, социальная, культурная), их характеристика. Подсистемы общества (экономическая, политическая, социетальное сообщество, фидуциарная), их основные структурные элементы и соответствующие «генерализованные посредники». Подсистемы системы условий человеческого существования. Модель «кибернетического континуума» («кибернетическая иерархия условий и контролей»). Теория социального изменения, ее понятийный аппарат. Эволюция социальных систем, ее важнейшие параметры. «Система современных обществ». Место теоретической системы Парсонса в истории социологической мысли.
  • Тема 21. Структурный функционализм: Роберт Кинг Мертон.
    Роберт Кинг Мертон как классик структурного функционализма. «Социальная теория и социальная структура», место этого труда в социологии ХХ века. Вклад Мертона в разные отрасли социологического познания. Стратегия построения социологической теории и развития социологического знания. Критика «большой теории». «Теории среднего уровня» (middle-range theories). Социальная теория и эмпирические исследования, их взаимосвязь. Мертоновская «парадигма для функционального анализа», ее значение для теории и эмпирических исследований. Критика прежнего антропологического функционализма и его постулатов (функционального единства, универсальной функциональности, функциональной необходимости). Критика понятийной пута-ницы в антропологическом функционализме. Понятия «функции», «дисфункции», «функциональных альтернатив»; различение «явных» и «латентных» функций; «чистый баланс последствий». «Основная теорема функционального анализа». Структурные контексты, значимость их учета при изучении социальных явлений; место структурных объяснений в социологии Мертона. Мертоновская концепция «аномии» и «девиантности». Девиация как «нор-мальный» способ приспособления к противоречиям в социальной структуре. 5 типов приспособления к социальной структуре с противоречащими друг другу терминальными и инструментальными ценностями: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт. Социально-критический аспект мертоновского анализа аномии в современном обществе. Вклад Мертона в социологию знания и социологию науки. «Этос науки»: ценности универсализма, коммунизма, беспристрастности, организованного скептицизма. Наука и социальная структура. Дисфункции в мире науки. Исследование влияния пуританизма на развитие науки и техники в Англии XVII века. Роль интеллектуалов в современном мире. Анализ бюрократических структур и их воздействия на личность. Теория референтных групп. Понятие «самосбывающегося пророчества». Понятие «ролевых наборов». Вклад в исследование массовых коммуникаций и эффективности пропаганды. Роль Мертона в создании социологического центра в Колумбийском университете. Колумбийский университет как один из центров развития эмпирических исследований и количественных методов. Пол Лазарсфельд, его вклад в развитие количественных методов анализа в социологии. Место Мертона в социологии ХХ века.
  • Тема 22. Социология Томаса Хэмфри Маршалла.
    Томас Хэмфри Маршалл – ведущий британский социолог середины ХХ века. Его основные научные интересы. «Историко-институциональный» подход в социологии. Фон социологической работы Маршалла: связь британской социологии с институциональной историей и социальной политикой. Вклад Маршалла в институционализацию социологии в Великобритании (ЛШЭ, Кембридж). Исследования социальной стратификации. Основные виды стратификации: каста, сословие, класс. Понятие «статуса». Критика господствовавших трактовок «социального статуса» и подходов к изучению современных систем стратифика-ции. Маршалл как основоположник социологического изучения института гражданства. Основное содержание его работы «Гражданство и социальный класс». Связь исследования гражданства с изучением современных систем стратификации. Гражданство как «статус». Основные компоненты статуса гражданства (гражданские, политические и социальные права) и соответствующие им институты. Историческая эволюция статуса гражданства в Великобритании в XVIII-XX веках. Влияние эволюции гражданства на стратификацию: переход от сословной к классовой системе. Понятие «социального класса». Истолкование современного классового конфликта: основные конфликтогенные процессы (сравнение, фрустрация, угнетение), ресентимент как социальная эмоция, поддерживающая классовые конфликты. Позднейшее развитие концепции социального класса и классового конфликта Маршалла в «социологии эмоций» Джека Барбалета. Интерпретация прав гражданства как «гражданской культуры» и вида «власти». Поздние работы Маршалла о социальной политике и «благосостоянии». Концепция «дефисного общества». Определение общества современного типа как «демократического welfare-капитализма». Несовместимость принципов «благосостояния», капитализма и демократии как определяющая черта современного общества и движущая сила его развития. Влияние Маршалла на социологию второй половины ХХ века.
  • Тема 23. Социология Чарлза Райта Миллса.
    Социологические воззрения Чарлза Райта Миллса. Концепция «социологического воображения». Идеологическая ангажированность социологии, ее признание и принятие. Вклад Миллса в социологию социологии. Критика «большой теории», «абстрактного эмпиризма» и бюрократизации социальных исследований. История, социальная структура и индивидуальная биография как три важнейшие исследовательские перспективы в социологии, их неразрывная связь. Принцип «каждый социолог сам себе методолог и сам себе теоретик». Место критически мыслящих интеллектуалов в современном обществе; важность развития и популяризации «социологического воображения» как нового «стиля мышления». «Личные трудности» и «социальные проблемы». Исследование американской «властвующей элиты» (1956). Использование разных исследовательских перспектив и социологических данных в этом исследовании. Понятие властвующей элиты. Господствующие институты и «командные позиции» в современном обществе. Сращивание экономической, политической и военной «верхушек» в обществах современного типа. Исторический анализ развития американских элит: от локальных элит к единой властвующей элите. Структурная подоплека этого развития. Элита и «массовое общество». Основные характеристики «массового общества». Социально-критическая ориентация социологии Миллса. Оживление интереса к наследию Миллса в 60-е годы. Актуален ли Миллс сегодня?
  • Тема 24. Франкфуртская школа неомарксизма.
    Франкфуртская школа неомарксизма, социальные и институциональные условия ее формирования. Франкфуртский институт социальных исследований. «Журнал социальных исследований». Основные представители школы. Основные периоды в деятельности Франкфуртской школы: европейский, американский, западногерманский. Программная статья Макса Хоркхаймера «Традиционная и критическая теория». Критика «традиционной теории». Основные постулаты «критической теории». Понятия «тотального праксиса» и «тотального субъекта». Ранние исследования семьи и авторитета (М. Хоркхаймер, Э. Фромм). Эссе Вальтера Беньямина «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», его основные идеи и значимость для позднейших крити-ческих исследований масс-медиа. Неомарксистское видение истории западного мира в книге Макса Хоркхай-мера и Теодора Адорно «Диалектика Просвещения». Понятие «Просвещения». Рационализация как основа Просвещения. Просвещение и мифология, их диалектическая связь. «Субъект» и «объект»; критика их разделения. Разоблачение структур западной рациональности как идеологических отражений и легитимаций отношений господства. Всепроникающее «овеществление» и «отчуждение» как неотъемлемые компоненты позднего капитализма. Перерастание Просвещения в мифологию и фашизм как неизбежное следствие западной буржуазной рациональности. Критика массовой культуры в «Диалектике Просвещения». Исследование «Авторитарная личность» (Т. Адорно и др.), его содержание и основные выводы. Ключевые параметры «авторитарной личности». Использование шкал («шкала фашизма», «шкала антисемитизма») и глубинных психоаналитических методов в этом исследовании. Социология искусства франкфуртских «критических теоретиков». Социология музыки Т. Адорно. Основные идеи послевоенных работ Г. Маркузе («Эрос и цивилизация», «Одномерный человек», «Эссе об освобождении»). «Спор о методе». Полемика Теодора Адорно с Карлом Поппером в 60-е годы. Ослабление влияния и прекращение существования Франкфуртской школы: роль студенческих волнений конца 60-х годов.
  • Тема 25. Неофрейдизм в социологии.
    Классическая концепция психоанализа Зигмунда Фрейда, ее основные постулаты. Фрейдовская концепция человека: «сознание» и «бессознательное»; «Оно» (id), «Я» (ego), «Сверх-Я» (superego); теория сексуальности. Человек и культура. Понятие «сублимации». «Репрессивность» культуры. Теория развития личности («психосексуального развития»): оральная, анальная, генитальная стадии; «Эдипов комплекс». Понятие «характера». Вклад Фрейда в развитие массовой психологии. Влияние психоанализа на социальные науки. Неофрейдизм: его представители и их основные идеи. Психоанализ и социология. Направление «культура-и-личность» в американской культурной антропологии. Концепция «базисного типа личности» (или «базисной структуры личности») Абрама Кардинера. Базисный тип личности как результат адаптации человека к окружению; роль семьи и практик воспитания («первичных институтов») в его формировании. «Вторичные институты» (системы идей и их репрезентаций) как проекции «базисного типа личности». Косвенные влияния природных и экономических сред на личностные структуры. Понятия «модальной личности» (К. Дюбуа, М. Мид), «статусной личности» (Р. Линтон) и т.п. Гуманистический неофрейдизм Эриха Фромма. Понятие «социального характера». Социальный характер как связующее звено между личностью и социально-экономической структурой общества. Функции социального характера (биологические, психологические, социальные). «Непродуктивные» ориентации (типы) социального характера: рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная. «Продуктивная» ориентация. «Авторитарный характер», его происхождение и основные особенности. «Автоматический конформизм» и «бегство от свободы». Анализ феномена «деструктивности» в работах Э. Фромма. Связь психоаналитически ориентированной социологии с неомарксизмом. Идеи «репрессивности буржуазной культуры», «освобождения» и «сексуальной революции» в трудах «фрейдомарксистов» (Г. Маркузе, В. Райх).
  • Тема 26. Чикагская социологическая традиция в 30-е – 60-е годы: Луис Вирт и Эверетт Черрингтон Хьюз.
    Чикагская социология после Парка. «Вторая Чикагская школа». Ключевые фигуры: Луис Вирт, Герберт Блумер, Эверетт Черрингтон Хьюз. «Чикагское» отношение к теории: «схема соотнесения», имплицитная теория, «grounded theory» (А. Стросс), отрицательное отношение к абстрактному теоретизированию как специальному роду научных занятий. Социология Л. Вирта. Связь теории, эмпирического исследования и социальной практики. Теоретический и эмпирический вклад Вирта в социологию города. Концепция «урбанизма как образа жизни». Социологическое определение города. Основные критерии для проведения различий между городскими и сельскими поселениями. Анализ влияния численности, плотности и гетерогенности населения на социальные отношения, основные институты и личность городского человека. Урбанизм как «состояние духа». «Город» и «урбанизм»: связь между ними. Стирание границы между «сельским» и «городским» в современную эпоху. Работа Вирта «Гетто». Социологическое понятие «гетто». «Гетто» как «экологический ареал» и «состояние духа». Вклад Вирта в анализ «массового общества» и его ключевых проблем. «Интерпретативная институциональная экология» Эверетта Хьюза. «Институт» как основная единица социологического анализа. «Институт» и «коллективное поведение». Многомерное понимание институтов. Экологический аспект институтов. Институты как «действующие предприятия» (going concerns). «Незаконнорожденные институты» (bastard institutions). Рассмотрение различных явлений и аспектов социальной жизни в контексте институтов. «Социология работы» и социология профессий Хьюза. Понятие «карьеры». «Институциональная должность», «статус», «персона». Понятия «лицензии» и «мандата». Анализ национал-социалистических злодеяний под углом зрения «социологии работы» и социологии профессий в очерке «Хорошие люди и грязная работа». Переопределение понятия «маргинального человека». Исследования расовых отношений. Вклад Хьюза в развитие «городской этнографии» и «этнографии профессий». Интерес к чикагской социологической традиции (довоенной и послевоенной) на рубеже ХХ–XXI вв.
  • Тема 27. Теории социального обмена: Джордж Каспар Хоманс, Питер Блау.
    «Теории обмена» как альтернатива структурно-функциональной макросоциологии. Бихевиористская психология (концепция оперантного обусловливания Б.Ф. Скиннера) как образец и основа для построения теории обмена в ее исходной форме. Теория обмена Джорджа Каспара Хоманса. Критика структурного функционализма Хомансом: программа «возвращения к человеку». Образ человека как Homo economicus. Трактовка человеческого взаимодействия как обмена. Изучение поведения людей в малых группах. «Индуктивная стратегия» построения теории. Абстракции «первого» и «второго» порядка. Особенности понятийного аппарата теории обмена Хоманса. Пропозициональная структура хомансовской теории обмена. «Эмпирические закономерности». «Дедуктивная стратегия» построения теории. Трактовка научного «объяснения». «Дедуктивные системы пропозиций» и основные постулаты хомансовской теории обмена. Проблема связи микро- и макро-уровней социальной реальности. Концепция институционализации Хоманса; понятия «институционального» и «субинституционального». «Интегративная теория обмена» Питера Блау как попытка синтеза теории обмена, структурного функционализма, символического интеракционизма и теории конфликта. Переопределение основных принципов обмена. Четыре ступени перехода от микроуровня к макроуровню: межличностные обмен; дифференциация статуса и власти; легитимация и организация; оппозиция и изменение. Непосредственные обмены (между индивидами) и опосредованные обмены (между индивидом и группой, между группами). «Обобщенные посредники» обменов и «генерализованные ресурсы». Понятие «уступок». Совмещение проблематики обменов с проблематикой «норм» и «ценностей» на макросоциологическом уровне. Типология ценностей Блау: универсальные и партикулярные ценности, ценности, легитимирующие господство, и оппозиционные ценности. Дальнейшее развитие социологической теории обмена: концепция «сетей обмена» Р. Эмерсона.
  • Тема 28. Теории социального конфликта: Льюис Козер, Ральф Дарендорф.
    Проблема конфликта в классической социологии XIX–начала ХХ в.: Л. Гумплович, У. Г. Самнер, К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Парк и др. Отход проблематики конфликта на задний план в социологии первой половины ХХ в. «Бум» теорий конфликта после Второй мировой войны. Основные теоретики конфликта 50-х – 60-х гг. ХХ в.: Макс Глакмен, Льюис Козер, Ральф Дарендорф. Теории конфликта как реакция на «стабилизационную» ориентацию в социологии и альтернатива теории Парсонса. Функциональная теория конфликта Л. Козера, способ ее построения (критическое прочтение классики) и структура (система пропозиций). Функции социального конфликта. Источники конфликтов. Неравное распределение дефицитных ресурсов, «напряжение», «враждебность», «легитимность». Общая логика развития конфликта. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты. «Реалистические» и «нереалистические» конфликты; «ресентимент»; «защитные клапаны». Острота и длительность социального конфликта, их зависимость от разных переменных. Проблемы завершения конфликта. Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа. Критика теории Парсонса как «утопической». Источник конфликта: неравное распределение власти в «императивно координированных ассоциациях». Динамика поляризации враждебных групп и развития конфликта. Латентные и явные интересы; квазигруппы; группы интересов; конфликтные группы. Диалектический цикл развития и разрешения конфликтов. Роль конфликтов в социальном изменении. Последующее развитие теории конфликта (Р. Коллинз и др.).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа на семинарских занятиях
    Студент должен продемонстрировать:  знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала;  грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории;  способность к восприятию, обобщению, анализу информации;  умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь;  стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе
    Студент должен продемонстрировать:  умение грамотно осуществлять отбор источников;  знание источников;  способность к восприятию, обобщению, анализу информации;  способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций социологического знания;  умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь;  стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации;  способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;  обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации;  владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках;  способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории;  соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном виде в эссе должны быть соблюдены содержательные и формальные требования.
  • неблокирующий Контрольная работа (тест)
    Студент должен продемонстрировать:  знание материала лекций и обязательной литературы;  понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. При электронном режиме тестирования требования те же.
  • неблокирующий Аудиторная работа (2)
    Студент должен продемонстрировать: • знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала; • грамотное и аккуратное пользование понятийным аппаратом социологической теории; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
  • неблокирующий Эссе (2)
    Студент должен продемонстрировать: • умение грамотно осуществлять отбор источников; • знание источников; • способность к восприятию, обобщению, анализу информации; • способность интерпретировать и оценивать явления и события соци-альной жизни с позиций социологического знания; • умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь; • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации; • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы; • обладание навыками выявления и оценки социально значимых явле-ний, их анализа и интерпретации; • владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках; • способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам социологической теории; • соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.). В электронном варианте эссе должны быть соблюдены все содержательные и формальные требования.
  • неблокирующий Контрольная работа в форме теста (2)
    Контрольная работа проводится в форме теста по материалу курса, пройденному за полугодие. Студент должен продемонстрировать: • знание материала лекций и обязательной литературы; • понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов. К электронному тестированию применяются те же требования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.3 * Контрольная работа (тест) + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 7 лекций по истории социологии : Учеб. пособие для вузов, Гофман А. Б., 1997
  • О разделении общественного труда, Дюркгейм Э., Гофмана А. Б., 1996
  • Семь лекций по истории социологии : учеб. пособие для вузов, Гофман А. Б., 2008
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон Р., Егоровой Е. Н., 2006
  • Социология : сб., Маркс К., Давыдова Ю. Н., 2000
  • Социология, Гидденс Э., Бердсолл К., 2005
  • Социология. Eё предмет, метод, предназначение, Дюркгейм Э., Гофмана А., 2008
  • Теория общества : Фундаментальные проблемы, Филиппов А. Ф., 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Классики теоретической социологии ХХ века : Рабочая тетрадь по истории социологии, Николаев В. Г., 2001
  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс Т., Чесноковой В. Ф., 2000
  • Социальная стратификация России и Восточной Европы : сравнительный анализ, Шкаратан О. И., Ильин В. И., 2006
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка П., Червонной С. М., 2005
  • Социология неравенства : теория и реальность, Шкаратан О. И., 2012
  • Социология социальных изменений, Штомпка П., Ядова В. А., 1996