• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар

Направление: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар направлен на практически ориентированное знакомство студентов с основами научной методологии, используемой в социальных исследованиях, тематически релевантных практике публичного управления. Курс сфокусирован как на методологии вторичного анализа научных знаний, так и на принципах организации и проведения собственного эмпирического исследования. В семинарах проводится практическая работа последовательно в нескольких направлениях: 1) по анализу научных текстов и их сравнительному (сопоставительному) реферированию; 2) знакомятся с принципами организации и проведения научного исследования, анализа его результатов и их представления в научной публикации; 3) знакомятся с принципами и правилами подготовки и проведения проектного исследования, его защитой (презентацией). Содержание дисциплины связано с организацией последующей учебной работы студентов в научно-исследовательском семинаре на старших курсах и с подготовкой курсовых и квалификационных работ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – начальная подготовка студентов к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности, для которой необходимо получение студентами-первокурсниками первоначальных сведений о науке: о научном знании, научной методологии и научной деятельности в качестве базы для подготовки учебных рефератов и учебно-исследовательских работ по дисциплинам и проведения курсовых исследований на следующих этапах обучения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
  • Студент знает основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы
  • Студент способен находить научную литературу по интересующей теме и корректно реферировать её
  • Студент знает основные этапы проведения научного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Наука в системе знания. Научное знание и Научное познание
    Типы знания. Обыденное, научное и другие (религиозное, напр.) виды знаний. Практическое и теоретическое знание. Особенности научного знания. Общие сведения о типах знаний. Дискуссия о том, какие знания бывают, чем отличается научное знание от других видов знания. Критерии научности знания. Структура научного знания. Виды научного знания. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, общее и особенное. Специфика научного познания. Гносеология и эпистемология (самое общее представление и различение). Особенности естественнонаучного и социогуманитарного познания.
  • Научная методология и методы
    Понятие научной методологии. Соотношение между понятиями методология и метод. Научная работа, её составляющие. Аналитические, проектные и исследовательские работы. Методы естественных, социальных и гуманитарных наук – сходство и различия. Соответствие методов видам научного познания. Элементы технологии научного исследования.
  • Написание учебно-исследовательских работ в НИУ ВШЭ. Учебный реферат
    Семинар посвящён анализу Положения о курсовой и выпускной квалификационной работе студентов […] НИУ ВШЭ и Порядка применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в учебных работах в НИУ ВШЭ. Каждый студент получает задание на реферирование 2-х статей, одной на русском и второй на иностранном (по умолчанию – на английском, однако исключения по согласованию с семинаристом возможны) языках из тематических журналов по различным вопросам публичного управления, которые он (она) находят самостоятельно. Студентам разъясняются особенности тематического выбора, критерии выбора статей для сравнительного реферирования, принципы сравнительного реферирования, трудности выбора релевантных статей, способы поиска научной литературы.
  • Структура учебного реферата. Реферирование научной литературы
    На семинаре проводится поэлементный анализ стандартной структуры реферата научной журнальной публикации. Студенты обучаются последовательности подготовки и написания реферата. Составляют шаблон (формальную структуру) своего будущего реферата. Студенты сопоставляют тематическую структуру реферируемого текста с формальной структурой реферата. На семинаре ведётся обсуждение основных деталей и трудных мест в процессе подготовки реферата.
  • Подготовка и оформление реферата. Подготовка доклада по реферату
    На семинаре ведётся работа по переводу содержания реферированного текста в формальную структуру реферата. Обсуждаются вопросы подготовки презентации по материалам реферата. Соотношение между структурой реферата и структурой доклада. Студенты на этом этапе сдают рефераты преподавателю.
  • Научное исследование
    Практическое знакомство с основами научного исследования (теоретическое знакомство осуществлено в 1-4 семинарах, темы 1 и 2). Постановка научной проблемы. Определение предмета исследования. Гипотезы исследования. Основная и рабочие (промежуточные) гипотезы. Выписывание цели и задач исследования. Выбор объекта. Предметная структура объекта. Методология, сообразная природе объекта и соответствующая предмету исследования. Выбор методов. Принципы согласования методов. Понятие методической триангуляции. Сбор материала. Методы обработки и анализа материала. Результаты. Их обсуждение. Теоретические и практические выводы по результатам научного исследования. Публикация результатов в форме отчёта или научной статьи. Работа проводится на протяжении 2-3 семинаров.
  • План исследовательского проекта
    Студентам даётся учебное задание подготовить заявку на получение гранта на реализацию исследовательского проекта. Этапы и план проекта. Структура и элементы заявки. Концептуальная и организационно-техническая подготовка проекта. Методы сбора и анализа материалов. Результаты. Оформление результатов. Презентация (защита) проекта. Работа проводится в 2 семинарах.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Онлайн-тест на содержание семинаров 1-4
  • неблокирующий Реферат
    Итоговая оценка по курсу от 3,5 до 3,(9) баллов до 4 не округляется и считается неудовлетворительной.
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Текущий контроль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Онлайн-тест на содержание семинаров 1-4 + 0.1 * Посещаемость + 0.3 * Проект + 0.3 * Реферат + 0.2 * Текущий контроль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-369-01547-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беляев, Г. Г. История и философия науки [Электронный ресурс] : учеб. пос. / Г. Г. Беляев, Б. И. Каверин, Н. П. Котляр. - Москва : МГАВТ, 2008. - 89 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/404120
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., Семенова, В. В., 2000