• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Основы дистанционного зондирования Земли

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для студентов начальных курсов, знающих основы физической географии, физики, математической статистики и информатики. Курс направлен на формирование знаний о современных способах получения данных дистанционного зондирования и практических навыков сбора, цифровой обработки и тематической интерпретации аэрокосмических снимков для различных задач географических исследований. В курсе рассматриваются такие темы как технологии получения данных и физические основы дистанционного зондирования; свойства и особенности обработки снимков разного типа; основы тематической интерпретации данных дистанционного зондирования в географических исследованиях. Знания и навыки, полученные студентами в результате освоения данного курса, необходимы для изучения учебных дисциплин по тематическому дешифрированию и анализу изображений, пространственному моделированию окружающей среды; для прохождения учебной полевой практики; при подготовке курсовых и квалификационных работ в части самостоятельного подбора и обработки данных дистанционного зондирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование знаний о современных технологиях дистанционного зондирования и о сферах их применения для тематических географических исследований на разных масштабных уровнях
  • Приобретение практических навыков сбора, автоматизированной обработки и тематической интерпретации данных дистанционного зондирования различного типа для географических исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Объясняет особенности регистрации излучения от поверхности Земли в разных спектральных диапазонах и при разных способах дистанционного зондирования
  • Определяет тип цифрового снимка по источнику получения, спектральному, пространственному разрешению; использует разные способы визуализации снимков
  • Проводит геометрическую привязку, коррекцию и ортотрансформирование снимков
  • Принимает решение о необходимости радиометрической калибровки и атмосферной коррекции снимков и непосредственно производит такую коррекцию, создает и тематически интерпретирует индексные изображения; проводит предварительную обработку радиолокационных снимков
  • Обоснованно выбирает параметры съемки и обработки сверхвысокодетальных оптических данных с БПЛА в зависимости от места проведения и тематики географических исследований
  • Подбирает данные, необходимые для решения конкретной тематической научной или прикладной задачи географического исследования из современного фонда аэрокосмических снимков и производных продуктов их обработки, используя все имеющиеся возможности доступа к таким данным
  • Распознает и выделяет географические объекты на аэрокосмических снимках различного пространственного разрешения и типа; разрабатывает схемы дешифрирования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Значение дистанционного зондирования для географических исследований.
    Базовые понятия и определения. Особенности и преимущества использования данных и материалов дистанционного зондирования для обеспечения тематических и комплексных географических исследований и решения задач географического картографирования. История развития методов и технологий дистанционного зондирования: наземной, аэро- и космической съемок. Актуальные тенденции в области получения и тематической обработки данных дистанционного зондирования. Спутниковые навигационные системы и дистанционное зондирование. Современные национальные и международные правовые аспекты дистанционного зондирования.
  • Основные технологии получения данных дистанционного зондирования
    Регистрация электромагнитного излучения. Пассивные и активные способы зондирования. Виды съемочной аппаратуры и ее носителей. Фотографическая съемка. Принцип цифровой съемки и сканерные снимки. Дистанционное зондирование Земли из космоса в оптическом, тепловом диапазонах и радиодиапазоне. Особенности орбит космических аппаратов и их влияние на свойства получаемых данных дистанционного зондирования. Мультиспектральная и гиперспектральная съемка. Спутниковая микроволновая радиометрия. Радиолокационная съемка. Съемка с пилотируемых аэроносителей и беспилотных летательных аппаратов в оптическом и тепловом диапазонах. Наземная фотограмметрическая, тепловизионная съемка и спектрометрирование. Воздушное и наземное лазерное сканирование. Классификации данных дистанционного зондирования в зависимости от источников и технологических способов их получения.
  • Физические основы дистанционного зондирования Земли.
    Спектр электромагнитных волн. Электромагнитное излучение и его взаимодействие с атмосферой. Окна прозрачности атмосферы. Отражательная и излучательная способность объектов земной поверхности. Закон смещения Вина. Спектральные свойства географических объектов в оптическом диапазоне. Взаимодействие электромагнитного излучения с поверхностью Земли. Поверхностное и объемное рассеяние электромагнитного излучения. Особенности регистрации электромагнитного излучения от поверхности Земли и формирования изображений в различных спектральных диапазонах.
  • Аэрокосмические снимки как пространственные данные
    Разрешающая способность съемочной аппаратуры и пространственное разрешение снимков. Соотношение масштаба, обзорности и пространственного разрешения снимка. Типы снимков по спектральному разрешению. Радиометрическое разрешение. Тепловое разрешение. Факторы, определяющие временное разрешение снимков: периодичность и оперативность их получения. Комплексная система классификации снимков. Свойства цифровых снимков как двумерных изображений и многомерных пространственных данных. Анализ гистограммы изображения. Создание цветных синтезированных изображений. Программное обеспечение, используемое для обработки и анализа снимков разного типа.
  • Геометрические свойства аэрокосмических снимков
    Геометрические свойства одиночного кадрового снимка при съемке в надир. Основные источники геометрических искажений. Геометрические особенности космических снимков в зависимости от типов съемочной аппаратуры, орбитальных параметров космических аппаратов. Геометрия радиолокационных изображений. Виды геометрической коррекции аэрокосмических снимков. Геометрическая коррекция с использованием модели съемочной системы и RPC-коэффициентов. Методы трансформации изображений и правила выбора опорных точек. Корегистрация изображений. Ортотрансформирование изображений.
  • Основы фотограмметрической обработки аэрокосмических снимков
    Одиночные и взаимно перекрывающиеся снимки. Аэрокосмическая съемка в стереорежиме. Продольный и поперечный параллакс. Технологические этапы стереофотограмметрической обработки изображений. Построение фотограмметрических облаков точек и цифровых моделей местности. Трехмерная реконструкция географических объектов по материалам лазерного сканирования. Возможности радиолокационной интерферометрии.
  • Компьютерная обработка аэрокосмических снимков в оптическом диапазоне для улучшения их изобразительных и дешифровочных свойств
    Аналогово-цифровое преобразование. Радиометрическая калибровка снимков в оптическом диапазоне. Относительная и абсолютная атмосферная коррекция, целесообразность ее применения. Особенности радиометрической калибровки снимков в тепловом диапазоне. Пространство спектральных признаков и его преобразования. Спектральные индексы и их тематическая интерпретация. Свёрточные фильтры. Пространственная фильтрация монохромных изображений. Увеличение пространственного разрешения мультиспектральных изображений по панхроматическому каналу. Создание мозаичных изображений.
  • Особенности предварительной обработки и тематической интерпретации радиолокационных снимков
    Характеристики объектов земной поверхности, влияющие на особенности радиолокационного изображения. Форма записи радиолокационного сигнала. Зависимость радиолокационного изображения от длины волны и поляризации сигнала. Способы устранения специфических для радиолокационных снимков геометрических и яркостных искажений. Некогерентное накопление. Фильтрация спекл-шума. Радиометрическая калибровка и нормализация. Расчет когерентности. Поляриметрическая декомпозиция и создание цветных синтезированных изображений. Текстурные индексы и их тематическая интерпретация. Преимущества и возможности использования радиолокационной съемки в географических исследованиях.
  • Современный фонд данных дистанционного зондирования
    Сравнительный анализ возможностей использования снимков различных съемочных систем для географических исследований на разных пространственных и временных уровнях. Открытые данные дистанционного различия различных уровней обработки, полученные различными съемочными системами ресурсных спутников миссий Landsat, Sentinel, Terra/Aqua. Основные геопорталы и веб-картографические сервисы открытых данных дистанционного зондирования. Возможности доступа к коммерческим спутниковым данным высокого и сверхвысокого пространственного разрешения (PlanetScope, DigitalGlobe и др.), государственным данным РКС и условия их использования. Возможности и условия использования глобальных мозаик высокодетальных космических снимков сервисов GoogleEarth и др. Электронные фонды производных материалов и тематических продуктов дистанционного зондирования.
  • Основы дистанционного зондирования с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)
    Виды и особенности данных с БПЛА, их значение и преимущества для тематических высокодетальных исследований. Лимитирующие географические факторы при планировании и проведении съемок. Влияние режима съемки, съемочной платформы и камеры на свойства снимков. Особенности пилотирования БПЛА самолетного и мультироторного типа в автоматическом и ручном режиме. Программные средства пилотирования. Объектно-ориентированный подход к выбору угла наклона съемки, времени и повторяемости съемок с БПЛА Обоснование выбора высотных эшелонов съемки. Проблема «мертвых зон» съемки и способы ее решения. Технологическая схема обработки исходных снимков и облаков точек для получения производных трехмерных моделей и ортофотоизображений. Перспективные сферы применения данных БПЛА в тематических и комплексных географических исследованиях.
  • Основы тематической интерпретации данных дистанционного зондирования в географических исследованиях
    Дешифровочные признаки: прямые (простые и сложные) и косвенные; их значимость в зависимости от пространственного разрешения снимков и целей исследования. Географическое разрешение снимков. Дешифровочные эталоны. Индикационное дешифрирование аэрокосмических снимков – важнейший метод дистанционного изучения структуры и динамики современных ландшафтов в условиях глобальных изменений. Мультивременной анализ данных дистанционного зондирования для мониторинга состояния окружающей среды на разных масштабных уровнях.
  • Технология и методика дешифрирования
    Восприятие изображений разных типов при визуальном дешифрировании. Критерии подбора аэрокосмических снимков и процедуры их предварительной обработки для использования при составлении схем дешифрирования и цифровых карт. Основные стратегии и этапы визуального дешифрирования аэрокосмических снимков – полевого и камерального. Полевое эталонирование снимков и подспутниковые исследования. Основы автоматизированного дешифрирования: создание и тематическая интерпретация индексных изображений, алгоритмы классификации, правила набора обучающих и тестовых выборок. Оценка надежности результатов дешифрирования. Основные подходы к дешифрированию мультивременных изображений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическая работа 1 (Раздел 1)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Домашнее задание 1 (Раздел 5)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания, каждый из которых оценивается в 2 балла: 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета
  • неблокирующий Коллоквиум 1
    Коллоквиум проводится в конце 3 и 4 модулей дисциплины в формате устного представления и обсуждения результатов отчетов ранее выполненных домашних заданий. Преподаватель устанавливает регламент выступлений, представляющих проект и время на общее обсуждение всех прослушанных докладов. Критерии оценки работы на коллоквиуме, каждый из которых оценивается 2 баллами: 1. Качество представленного устного доклада-презентации; 2. Качество ответов на поставленные к докладчику вопросы; 3. Качество вопросов к другим докладчикам; 4. Участие в общем заключительном обсуждении; 5. Соблюдение этических норм коммуникации.
  • неблокирующий Практическая работа 2 (Раздел 2)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 3 (Раздел 3)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 4 (Раздел 4)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Экзамен (модуль 1)
    Экзамен в форме контрольного теста проводится в конце 1 модуля для проверки приобретенных в результате освоения Разделов 1-4 знаний о физических и технологических основах дистанционного зондирования, истории и современного состояния этой предметной области. Состоит из 10 вопросов, правильный ответ на каждый из которых оценивается в 1 балл. Оценка является арифметической суммой правильных ответов.
  • неблокирующий Практическая работа 5.1 (Раздел 5)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 5.2 (Раздел 5)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 5.2 (Раздел 5)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 6 (Раздел 6)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 7.1 (Раздел 7)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 7.2 (Раздел 7)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 8 (Раздел 8)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Практическая работа 9 (Раздел 9)
    Практические работы являются важнейшей и неотъемлемой составляющей данной дисциплины, и выполняются преимущественно в виде компьютерных практикумов как в течение семинарских занятий, так и в часы самостоятельной работы. Содержание практических работ и дополняющих их заданий для самостоятельной работы раскрывает и дополняет содержание отдельных разделов лекционной части дисциплины, и в целом направлено на приобретение студентами практических навыков компьютерной обработки и визуализации данных дистанционного зондирования различных типов в нескольких специализированных программных пакетах: как открытых, так и лицензионных. В начале каждого семинарского занятия преподаватель формулирует цель и задачи практической работы, демонстрирует порядок ее выполнения, определяет структуру отчета о работе и оговаривает сроки окончательной сдачи работы, а также обеспечивает студентов необходимыми данными дистанционного зондирования и оказывает в контактные часы необходимую методическую поддержку. Отчет о практической работе содержит полученные в результате обработки цифровые данные, подробную наглядную демонстрацию этапов выполнения работы в виде скриншотов, необходимые методические пояснения, общие выводы. Критерии оценки практической работы (вес 1 критерия 2 балла): 1. Качество полученных в итоге выполнения практической работы цифровых данных; 2. Следование всем требуемых технологическим этапам компьютерной обработки снимков и иллюстрация промежуточных результатов; 3. Соблюдение структуры отчета и аккуратность его оформления; 4. Содержательность выводов, представленных в отчете. 5. Содержательность ответа на контрольный вопрос по теме практической работы.
  • неблокирующий Домашнее задание 2 (Раздел 10)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания (вес 1 критерия 2 балла): 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета
  • неблокирующий Экзамен (Разделы 1–10)
    Экзамен проводится в конце 3 модуля в письменном виде Экзаменационный билет включает 5 контрольных вопросов, проверяющих знания содержания разделов 1-10 в виде кратких закрытых тестов, и произвольное цифровое изображение снимка, визуальный анализ которого позволит ответить на 3 предложенных вопроса в виде открытого и закрытых тестов. Взвешенная сумма ответов на все вопросы оценивается максимум в 10 баллов.
  • неблокирующий Домашнее задание 3 (Раздел 11)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания (вес 1 критерия 2 балла): 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета;
  • неблокирующий Домашнее задание 4 (Раздел 12)
    Домашнее задание выполняется студентом индивидуально в часы самостоятельной работы. Итогом выполнения домашнего задания является отчет в письменном виде и при необходимости – полученные данные дистанционного зондирования или цифровые результаты их обработки. Устная презентация результатов домашнего задания представляется на ближайшем коллоквиуме. На установочном семинарском занятии преподаватель определяет территорию исследования (индивидуальную для каждого студента), набор используемых данных дистанционного зондирования; разъясняет необходимые технические вопросы, в т.ч. связанные с использованием специализированного ПО, определяет методику и порядок выполнения задания; приводит примеры результатов задания и устанавливает правила оформления отчетных материалов. Критерии оценки домашнего задания (вес 1 критерия 2 балла): 1. Полнота полученных в итоге выполнения домашнего задания иллюстративных и текстовых отчетных материалов; 2. Следование всем требуемых технологическим и методическим этапам выполнения задания; 3. Качество аргументации и обоснованность выводов; 4. Соблюдение структуры отчета 5. Аккуратность оформления отчета;
  • неблокирующий Коллоквиум 2 (Разделы 11-12)
    Коллоквиум проводится в конце 3 и 4 модулей дисциплины в формате устного представления и обсуждения результатов отчетов ранее выполненных домашних заданий. Преподаватель устанавливает регламент выступлений, представляющих проект и время на общее обсуждение всех прослушанных докладов. Максимальное количество баллов – 10. Критерии оценки работы на коллоквиуме. 1. Качество представленного устного доклада-презентации; 2. Качество ответов на поставленные к докладчику вопросы; 3. Качество вопросов к другим докладчикам; 4. Участие в общем заключительном обсуждении. 5. Соблюдение этики коммуникации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.1 * Практическая работа 1 (Раздел 1) + 0.2 * Практическая работа 2 (Раздел 2) + 0.2 * Практическая работа 3 (Раздел 3) + 0.2 * Практическая работа 4 (Раздел 4) + 0.3 * Экзамен (модуль 1)
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Домашнее задание 1 (Раздел 5) + 0.15 * Домашнее задание 2 (Раздел 10) + 0.1 * Коллоквиум 1 + 0.1 * Практическая работа 6 (Раздел 6) + 0.05 * Практическая работа 7.1 (Раздел 7) + 0.05 * Практическая работа 7.2 (Раздел 7) + 0.1 * Практическая работа 8 (Раздел 8) + 0.1 * Практическая работа 9 (Раздел 9) + 0.25 * Экзамен (Разделы 1–10)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • James B. Campbell, & Randolph H. Wynne. (2011). Introduction to Remote Sensing, Fifth Edition: Vol. 5th ed. The Guilford Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Margarita N. Favorskaya, & Lakhmi C. Jain. (2017). Handbook on Advances in Remote Sensing and Geographic Information Systems : Paradigms and Applications in Forest Landscape Modeling. Springer.
  • Sam J. Purkis, & Victor V. Klemas. (2011). Remote Sensing and Global Environmental Change. Wiley-Blackwell.
  • Siamak Khorram, Cynthia F. van der Wiele, Frank H. Koch, Stacy A. C. Nelson, & Matthew D. Potts. (2016). Principles of Applied Remote Sensing (Vol. 1st ed. 2016). Springer.
  • Steven M. de Jong, & Freek D. van der Meer. (2004). Remote Sensing Image Analysis: Including the Spatial Domain. Springer.