• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология

Статус: Курс обязательный (Маркетинг и рыночная аналитика)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Козлов Дмитрий Дмитриевич, Нурисламова Юлия Мударрисовна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой введение в современную психологию для студента. Рассматривается место психологии в современной жизни, методы, используемые психологами для исследования и практики. Дается обзор трех основных "столпов" современной психологии: когнитивной науки, социальной психологии и дифференциальной психологии (личности) . Обсуждаются примеры современных исследований. Курс выполнен в blended-формате: у студентов есть возможность познакомиться с видением психологии целого ряда ведущих преподавателей профильного департамента. Наряду с оффлайн и онлайн лекциями курс предполагает проведение семинарских и практических занятий. Успешное прохождение дисциплины основано на успешной работе на семинарах, выполнении домашних заданий и контрольной работы, сдаче тестового экзамена. Настоящая дисциплина относится к циклу Общепрофессиональных дисциплин, к его базовой части. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • Формирование у студентов представлений о предмете и методах исследования в психологии;
  • • Формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности;
  • • Формирование у студентов представлений о специфике социальной реальности, процессов ее познания и осмысления, а также особенностей межличностного взаимодействия;
  • • Формирование у студентов представлений о процессах принятия решений и вынесения суждений;
  • • Ознакомление студентов с индивидуальными различиями в психической деятельности и закономерностях ее развития;
  • • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает предмет психологии.
  • Способен различать житейские и научные представления о психических процессах и явлениях.
  • Имеет представление о методах научного психологического исследования.
  • Знает основные характеристики и классификации ощущений.
  • Имеет представление о порогах чувствительности.
  • Знает свойства восприятия и особенности восприятия пространства и времени.
  • Знает виды, свойства и основные модели внимания.
  • Имеет представление о видах памяти.
  • Знает основные закономерности мнемических процессов.
  • Имеет представление о видах мышления.
  • Понимает взаимосвязь процессов мышления и речи.
  • Имеет представление о гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
  • Знает основные виды эмоциональных переживаний.
  • Имеет представление об основных теориях эмоций.
  • Понимает взаимосвязь эмоциональных и когнитивных процессов.
  • Имеет представление о роли эмоций в процессах совладания.
  • Имеет представление о социальной реальности.
  • Знает основные формы репрезентации социального знания.
  • Имеет представление о влиянии эмоций, ценностей и мотивационных процессов на процесс социального познания.
  • Знает основные теории мотивации.
  • Знаком с исследованиями процессов целеполагания и волевой саморегуляции.
  • Имеет представление о теории двух систем в психологи.
  • Знает эвристические особенности процессов принятия решений.
  • Имеет представления об ограничениях человеческой рациональности при принятии решений.
  • Знаком с практическими приложениями теорий принятия решений в разных областях человеческой деятельности.
  • Знаком с основными теориями когнитивного, личностного и социального развития.
  • Имеет представление о процессах социализации.
  • Имеет представление о психоаналитическом, поведенческом, гуманистическом, факторном и социально-когнитивном подходах к пониманию личности.
  • Имеет представление о темпераменте, характере, способностях и Я-концепции.
  • Имеет представление о влиянии группы на поведение человека и принятие решений.
  • Знаком с основными теориями агрессивного и помогающего поведения.
  • Имеет представление о социальной идентичности.
  • Осведомлен о влиянии культур разного типа на формирование психологических особенностей их представителей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука.
    Предмет психологии и объекты её изучения. Психология в системе современного научного знания. Основные отрасли современной психологии. Донаучный этап становления психологии. Первые теоретические подходы в психологии: структурализм и функционализм. Развитие психологии в XX веке и начале XXI века. Развитие психологической науки в России. Житейская и научная психология. Принципы верификации и фальсификации в психологических исследованиях. Эмпирическое исследование в психологии. Общее представление об экспериментальных, квазиэкспериментальных и корреляционных методах исследования. Воспроизводимость результатов психологических исследований.
  • Тема 2. Ощущение, восприятие и внимание.
    Определение ощущения; его значение в деятельности человека. Характеристики ощущений: сенсорное качество, интенсивность, пространственно-временная протяженность. Классификация ощущений. Абсолютный и дифференциальный порог чувствительности. Взаимодействие ощущений. Определение восприятия. Свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция. Принципы группировки стимулов: фигура и фон. Восприятие пространства (формы, размера, глубины, удаленности предметов). Восприятие движения. Восприятие времени. Иллюзии восприятия. Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Свойства внимания: объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость внимания. Нарушения внимания: поглощенность деятельностью и рассеянность. Ограниченность и селективность внимания, слепота к изменениям.
  • Тема 3. Память, мышление и речь.
    Определение памяти. Виды памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная (декларативная и процедурная, семантическая и эпизодическая) память; непроизвольная и произвольная память. Закономерности мнемических процессов: позиционные эффекты, кривая забывания, эффект Зейгарник, повторение во времени. Забывание: причины, феномен реминисценции, феномен «на кончике языка». Искажения памяти (феномен ложных воспоминаний). Нарушения памяти. Улучшение запоминания: мнемотехники. Определение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач: структура задачи, объективная и субъективная структура задачи, стадии процесса решения задач. Творческое мышление. Дивергентное и конвергентное мышление. Тесты интеллекта, креативности, исследовательского поведения и любознательности: структура, возможности и ограничения. Речь как порождение и понимание значения. Структура, функции, виды и свойства человеческой речи. Взаимосвязь мышления и речи. Формирование понятий в онтогенезе. Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа. Развитие речи в онтогенезе.
  • Тема 4. Эмоциональные процессы.
    Виды эмоциональных переживаний. Компоненты эмоций. Функции эмоций. Взаимосвязь психологического и физиологического компонентов эмоций. Теории базовых эмоций: основные положения и критика. Кросс-культурные исследования эмоциональных проявлений. Теория базового аффекта/настроения. Теории когнитивной оценки. Конструктивистский подход к эмоциональной сфере. Влияние эмоций на когнитивные процессы: восприятие, мышление, память. Стресс: причины и стратегии совладания.
  • Тема 5. Социальное познание.
    Понятие социальной реальности и ее психологические характеристики. Теория перцептивной готовности Дж. Брунера. Репрезентация социального знания: прототипы, частные репрезентации, схемы, скрипты (сценарии), имплицитные теории личности. Парейдолия и эффекты межличностного восприятия. Процессы атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции. Предубеждение в пользу собственного «Я». Мотивационная теория атрибуции Б. Вайнера. Феномен ложного согласия и наивный реализм. Социальные представления о справедливости и вера в справедливый мир. Социальные конфликты и толерантность. Нарративный модус мышления и познания по Дж. Брунеру.
  • Тема 6. Мотивация и саморегуляция.
    Потребности и мотивы: определение, классификация. Ранние теории мотивации (Г. Мюррей, Д. МакКлелланд и др). Мотивация достижений и мотивация избегания неудач. Теория самодетерминации Р. Райана и Э. Деси. Процессуальные теории саморегуляции. Теория Ч. Карвера и М. Шейера. Процессы целеполагания. Воспринимаемая самоэффективность. Прокрастинация. Выученная беспомощность и выученный оптимизм. Воля как ограниченный ресурс (Р. Баумайстер) и как способность отсрочивать вознаграждение (У. Мишел). Проблема свободы воли.
  • Тема 7. Процессы принятия решений.
    Общее представление о теориях двух систем. Краткая характеристика процессов первого и второго типа. Понятие эвристик и условия их использования. Логические суждения и эвристика правдоподобия. Эвристики доступности и репрезентативности в работах Д. Канемана и А. Тверски. Якорение и фрейминг-эффект. Модель рационального решателя и ее ограничения при анализе поведения человека. Теория перспектив и ее практические приложения. Субъективные факторы принятия экономических решений. Сверхуверенность. Ошибки планирования. Эффект Даннинга-Крюгера. Экспертное мнение и суждение. Моральный выбор и моральные суждения.
  • Тема 8. Развитие человека.
    Направления развития человека: когнитивное, социальное, личностное. Когнитивное развитие: стадии развития мышления и речи, роль биологических и социальных факторов в когнитивном развитии. Социальное развитие: формирование привязанности, становление моральных суждений. Развитие личности: стадии развития личности, кризис как условие развития. Роль семьи и образовательных учреждений в формировании человека.
  • Тема 9. Личность и индивидуально-типологические различия.
    Психоаналитические теории личности: З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и работы неофрейдистов. Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера. Другие виды научения. Гуманистическая и экзистенциальная психология: К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл. Понятие черты личности. Факторные теории черт. Большая пятерка личностных черт и ее варианты. Диагностика личностных черт: разработка тестов-опросников. Социально-когнитивное направление в изучении личности. Темперамент и характер. Клиническое направление в изучении личности: акцентуации характера. Понятие Я-концепции и идентичности. Интеллект: виды, модели, структура и диагностика. Способности и креативность: понятия и диагностика.
  • Тема10. Человек в группе и обществе.
    Групповое влияние: конформизм и социальные инновации. Нормативное и информационное влияние. Эффективность групповой деятельности и принятия решения в группе. Агрессивное поведение: теории и эксперименты. Помогающее поведение: теории и эксперименты. Потребность в аффилиации и близкие отношения. Межгрупповые отношения и теория социальной идентичности. Психология культуры и кросс-культурные исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменный ответ на тестовые вопросы по темам 5-10 в виде закрытых вопросов. Вопросы являются закрытыми. Контрольная работа может быть проведена как в аудитории, так и дистанционно в заранее обговоренное с преподавателем время с использованием платформы lms или google forms. Контрольную работу студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения контрольной работы не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и т.д.). При нарушении этого правила контрольная работа не засчитывается.
  • неблокирующий Экзамен
    По согласованию с преподавателем экзаменационный тест может быть проведен в синхронном дистанционном режиме с использованием lms или google forms.
  • неблокирующий Участие в исследованиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание 1 + 0.2 * Домашнее задание 2 + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 40 исследований, которые потрясли психологию : секреты выдающихся экспериментов, Хок, Р. Р., 2003
  • Daniel, K. (2016). Heuristics and Biases. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781316422250.038
  • АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА. (2013). Социальное Познание И Социальные Проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EEA8C0BE
  • Введение в социальную психологию. Европейский подход : учебник для вузов, Хьюстон, М., 2004
  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 405с. - ISBN: 978-5-534-06615-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-1-437416
  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-06807-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-437723
  • Величковский Б.Б. - Рабочая память человека. Структура и механизмы - ООО "Когито-центр" - 2015 - 247с. - ISBN: 978-5-89353-467-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109362
  • Возрастная психология : учеб. пособие для вузов, Обухова, Л. Ф., 2001
  • Горизонты когнитивной психологии : хрестоматия, , 2012
  • Д. Ариели - Позитивная иррациональность: Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961423181 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/18713
  • Д. Ариели - Предсказуемая иррациональность: Скрытые силы, определяющие наши решения - Альпина Паблишер - 2019 - ISBN: 9785961426809 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/19324
  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • Дружинин В. Н. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-09236-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-427494
  • Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016
  • Изард, К.Э. Психология эмоций : учебник / К.Э. Изард. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 464 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-314-00067-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055372 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055372
  • Как рождаются эмоции : революция в понимании мозга и управлении эмоциями, Барретт, Л. Ф., 2018
  • Канеман Д., & Тверски А. (2015). Теория Перспектив: Анализ Принятия Решений В Условиях Риска. Журнал Экономика и Математические Методы (ЭММ), (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.cememm.v51y2015i1p3.25
  • Когнитивная наука. Т.1: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Когнитивная наука. Т.2: ., Величковский, Б. М., 2006
  • Когнитивная психология, Андерсон, Дж. Р. М., 2002
  • Когнитивная психология, Солсо, Р. Л., 2002
  • Когнитивная психология: история и современность : хрестоматия, , 2011
  • Культура и социальное поведение, Триандис, Г. К., 2010
  • Личностный потенциал : структура и диагностика, Аверина, А. Ж., 2011
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Мотивация и мотивы, Ильин, Е. П., 2011
  • Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-438128
  • Основы психологии, Глейтман, Г., 2001
  • Поведенческая экономика : почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом, Ариели, Д., 2013
  • Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
  • Психология и жизнь, Герриг, Р., 2004
  • Психология личности : теория и исследования, Первин, Л. А., 2001
  • Психология личности, Капрара, Дж., 2003
  • Психология развития, Крайг, Г., 2002
  • Психология развития, Крайг, Г., 2011
  • Психология эмоций : (классические и современные теории и исследования), Кравченко, Ю. Е., 2012
  • Психология эмоций, Изард, К. Э., 2009
  • Психология эмоций, Изард, К. Э., 2011
  • Психология эмоций, Экман, П., 2014
  • Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования : учебное пособие / Ю.Е. Кравченко. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2020. — 544 с.  — (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047291
  • Социальная психология, , 2007
  • Социальная психология, Майерс, Д., 2019
  • Социальная психология, Тейлор, Ш., 2004
  • Социальная психология. Интенсивный курс, Майерс, Д., 2004
  • Социальное влияние, Зимбардо, Ф., 2011
  • Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания, Бергер, П., 1995
  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., 2009
  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002
  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393
  • Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов / М. Хьюстон, В. Штрёбе ; Пер. с англ. под ред. проф. Т.Ю. Базарова ; [пер. с англ. Г.Ю. Любимова]. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 622 с: ил., - ISBN 978-5-238-00713-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028704
  • Человек и ситуация : уроки социальной психологии, Росс, Л., 2000
  • Что такое психология. Т.1: ., Годфруа, Ж., 1999
  • Что такое психология. Т.2: ., Годфруа, Ж., 1999
  • Экспериментальная психология : учеб. пособие для вузов, Дружинин, В. Н., 2001