• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Юриспруденция: частное право)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Косалс Леонид Янович, Пашков Станислав Георгиевич, Решетеева Регина Игоревна, Шевчук Андрей Вячеславович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Социология» знакомит студентов с основами устройства общества с акцентом на изучение социально-экономических оснований правовых процессов. Дисциплина предусматривает 1 контрольную работу, 1 домашнее задание и 1 эссе. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • знать основные социологические теории и понятия, описывающие устройство общества • уметь анализировать социально-экономические процессы, факты и события с позиций социологии • обладать навыками работы с научной литературой и аналитическими материалами • знать основные социологические понятия и теоретические подходы к анализу явлений в сфере права.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубить и конкретизировать знания, полученные студентами в ходе прослушанного ими онлайн курса «Общая социология»
  • Показать возможности применения социологических теорий и понятий в анализе проблем экономики, социальной сферы, закона, права и правоприменения
  • Ознакомить студентов с результатами эмпирических социологических исследований, в частности в сфере закона и права.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет знания о предмете и методе социологии. Понимает основные направления применения социологических категорий и методов для анализа явлений в сфере права
  • Обладает знаниями в теории социальных сетей Дает определение основных понятий в области сетевого анализа; Корректно использует социологические термины, применяемые для анализа социальных сетей
  • Знает основные теории социальной аномии Понимает связь социальной аномии с проблемой преступности и отклоняющегося поведения Выявляет основные проявления социальной аномии в реальных социально-экономических процессах в обществе
  • Понимает специфику социологического подхода к анализу государства и властных отношений Анализирует отношения человека и государства в социологических терминах
  • Знает основные социологические концепции рынка и предпринимательства Понимает роль предпринимательства в развитии экономики Анализирует основные трудности развития предпринимательства с помощью социологических категорий
  • Знает существующие концепции множественности капита-лизма Анализирует трудности перехода к рыночной экономике в разных странах
  • Знает основные теории социальной стратификации Дает определение основных терминов (страта, класс) Понимает проблемы возникновения и развития среднего класса в условиях социальной трансформации
  • Понимает особенности социологического взгляда на неформальную экономику Анализирует государственную политику регулирования неформальной экономики
  • Знает основные теоретические представления о социальной укорененности права Понимает особенности и возможности социально-правовых исследований
  • Знает теоретические представления о правовой культуре Понимает механизмы формирования правовой культуры и ее воздействия на сферу права
  • Имеет знания об основах устройства юридического поля Дает определение понятий для описания юридического поля
  • Знает классические и современные социологические теории анализа преступного поведения Анализирует тенденции изменения преступности с помощью социологических категорий
  • Понимает роль полиции в обществе Анализирует основные проблемы взаимоотношений полиции и общества
  • Знает основные особенности правоприменительной практики в России
  • Знает основные социологические подходы к анализу системы наказаний Анализирует проблемы системы наказаний с помощью социологических категорий
  • Знает социологический подход к проблеме верховенства права Понимает трудности реализации в обществе принципа верховенства права
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Организационный семинар. Обсуждение: зачем социология юристам?
    Студентам подробно рассказывается, как будет организован семинар, каковы будут формы текущего контроля и требования к ним. На основе материала онлайн курса «Общая социология» студенты должны подготовиться к обсуждению: «Зачем социо-логия юристам?». Для этого студенты должны выбрать одну или несколько социоло-гических категорий (например, социальная группа, социальная стратификация, соци-альный класс и т.п.) и показать возможные пути ее (их) использования в сфере права и правовой науки. Второе направление обсуждения – использование социологических методов для решения проблем, с которыми сталкиваются правовая наука и юристы в своей деятельности.
  • Тема № 2. Социальные сети и социальный капитал
    Вопросы к обсуждению: 1. Зачем нужно изучать социальные связи? 2. Отличие сильных и слабых связей 3. По каким связям – сильным и слабым - информация пройдет более длинную дистанцию? Почему? 4. Традиционное общество и модернизация: проблема сильных и слабых связей 5. Откуда появилась потребность во введении категории «социальный капитал»? 6. Из чего состоит социальный капитал? 7. Каковы функции социального капитала, что он обеспечивает? 8. Человеческий и социальный капитал 9. Создание социальной организации как средство накопления социального капитала. Z-отношения (множественные) 10. Способствует ли социальный капитал созданию человеческого (в последующих поколениях)?
  • Тема № 3. Социальный порядок и социальная аномия
    Вопросы к обсуждению: 1. Аномия как фактор самоубийств 2. Почему к росту самоубийств приводят как кризисы, так и позитивная социальная динамика? 3. Может ли социальная структура способствовать нарушению норм поведения? Какие ее элементы могут способствовать нарушениям? 4. Возможно ли рассогласование между индивидуальными целями людей и теми средствами их достижения, которые предписывают социальные институты? В чем оно выражается? Приведите примеры рассогласования. 5. Каковы пять возможных способов адаптации (реакции) человека к требованиям со стороны общества (группы)? 6. К чему приводит чрезмерный акцент на целях достижения денежного успеха? Что такое «незаконное приспособление» по Мертону? 7. Каким образом антисоциальное поведение приобретает значительные масшта-бы и какую роль в этом играет социальная структура? 8. Почему бедность в гораздо меньшей степени связана с преступностью в Юго-Восточной Европе, чем в США (по Мертону)?
  • Тема № 4. Государство и экономическое развитие
    Вопросы к обсуждению: 1. Какова роль насилия в формировании и функционировании государства? 2. Каковы типы государственного вмешательства в экономику? 3. В чем особенности подхода к изучению роли государства в рамках старой парадигмы? 4. Каковы «идеальные типы» государства, различающиеся степенью вмешатель-ства в хозяйство? 5. Каковы недостатки старой парадигмы изучения роли государства в регулиро-вании хозяйства? 6. Каковы особенности новой парадигмы анализа государства и ее отличия от старой? В частности, как понимается хозяйственная деятельность в новой пара-дигме? 7. На основе каких интеллектуальных течений сформировалась новая парадигма? 8. Как новая парадигма рассматривает причины кризиса и распада социалистиче-ской системы?
  • Тема № 5. Рынок и предпринимательство
    Вопросы к обсуждению: 1. Что такое рынок? Какие существует трактовки этого понятия? 2. Каковы социологические подходы к анализу рынка? 3. Каковы особенности социально-культурного подхода к анализу рынка? Приведите и проанализируйте примеры. 4. Что такое предпринимательство с точки зрения социологии? 5. Каковы виды предпринимательской активности и чем они отличаются друг от друга? (в частности: инновационное, рентоориентированное, силовое, неформальное, социальное предпринимательство) 6. Каковы трудности развития предпринимательства в России?
  • Тема № 6. Модели капитализма и рыночные трансфор-мации: опыт разных стран
    Вопросы к обсуждению: 1. Какие модели капитализма существуют в современном мире? 2. Либеральный и регулируемый капитализм развитых стран: общее и разли-чия 3. Каковы особенности японской и англо-саксонской моделей капитализма? 4. С какими трудностями столкнулись бывшие социалистические страны при распаде социалистической системы? 5. Каковы трудности российской модернизации?
  • Тема № 7. Стратификация и средний класс
    Вопросы к обсуждению: 1. Какие виды неравенства изучают социологи? 2. Какие виды неравенства наиболее важны в современной России? 3. Какие классы можно выделить в современном российском обществе? 4. Что такое средний класс? Обыденные и научные представления. 5. Каковы проблемы формирования и развития среднего класса в России? 6. Что мешает перемещению массовых слоев в средний класс?
  • Тема № 8. Неформальная экономи-ка
    Вопросы к обсуждению: 1. Каково определение неформальной экономики? 2. Каковы основные формы скрытой экономики? 3. Как связаны между собой формальные, неформальные и криминальные виды деятельности? 4. Каковы различия между неформальными и нелегальными практиками? 5. Как социальные связи влияют на регулирование неформальной экономики? 6. Какова роль государства в регулировании неформальной экономики?
  • Тема № 9. Социальная укорененность права
    Вопросы к обсуждению: 1. Автономна ли сфера права? 2. В чем состоит концепция «поведения закона» Д. Блэка? Как происходит мобилизация права? 3. Влияют ли на юридическое действие закона специфическое соотношение сил между профессионалами юристами? 4. Каковы особенности неюридического подхода к изучению права? Что он позволяет достичь? 5. Что изучается в рамках социально-правовых исследований 6. Каково соотношение правовых и социальных норм?
  • Тема № 10. Правовая культура
    Вопросы к обсуждению: 1. Понятие «культура» 2. Понятие «правовая культура», для чего оно используется? 3. Каковы основные теории правовой культуры? 4. Профессиональные субкультуры: какие можно выделить и чем они отличаются друг от друга? 5. Есть ли правовой нигилизм в России? 6. Каковы масштабы и причины правового нигилизма в России? 7. Почему более молодые поколения оказались менее законопослушными, чем самое старое, «сталинское» поколение?
  • Тема №11. Профессиональное поле: устройство право-охранительной системы
    Вопросы к обсуждению: 1. Являются ли правовые решения объективными по Бурдье? 2. Можно ли утверждать, что в рамках юридического поля конструируются конфликты (по Бурдье)? 3. Можно ли сказать, что в рамках юридического поля установлена монополия профессионалов на производство и коммерциализацию той особой категории товаров, какой являются юридические услуги? 4. Являются ли юристы корпорацией профессионалов, обладающей монополией на инструменты юридического конструирования, гарантирующей каждому из своих членов получение прибыли за счет контроля над рынком предложения юридических услуг? 5. Какие основные элементы включает в себя правоохранительная система? 6. Каковы основные проблемы правоохранительной системы России?
  • Тема №12. Социология преступности
    Вопросы к обсуждению: 1. Является ли преступность «нормальным социальным явлением»? Что это означа-ет? 2. При каких ситуациях можно сказать, что преступность – это социальная патология? 3. Каковы тенденции изменения преступности в мире? 4. В чем причины падения уровня преступности в мире? 5. Каковы тенденции изменения преступности в России? 6. Что такое «латентная преступность»? 7. Как менялась латентная преступность в России в 2000-е годы? 8. Какую роль сыграла «культура неравенства» в росте преступности в пост-социалистических странах?
  • Тема №13. Полиция и общество
    Вопросы к обсуждению: 1. Каков характер взаимоотношений полиции и общества в России? 2. Насколько общество доверяет полиции в России и других странах? 3. В чем причины невысокого доверия полиции в России? 4. Насколько широко сотрудники полиции в России включены в теневую экономику? 5. В чем основные причины включения сотрудников полиции в России в тене-вую экономику? 6. Как можно наладить кооперацию полиции и общества в России? 7. В чем причины неудач реформирования полиции?
  • Тема №14. Правоприменительная практика в России
    Вопросы к обсуждению: 1. Есть ли в России неравенство перед законом? В чем оно выражается? 2. Какие категории населения при прочих равных условиях получают более мягкие, а какие – более жесткие наказания? 3. Можно ли утверждать, что опасность подвергнуться уголовному наказанию в России заметно выше у маргинальных слоев населения, а также групп с низким социальным статусом? 4. Каковы причины неравенства перед законом в России? 5. Как влияет на решение о виновности подсудимого участие прокурора в судебном процессе частного обвинения? 6. Что такое «обвинительный уклон» в деятельности судов? В чем он выражается? 7. Чем объясняется наличие обвинительного уклона в деятельности российских судов? 8. В чем выражается давление правоохранительной системы на российский бизнес? 9. Как можно снизить давление правоохранительной системы на бизнес в России?
  • Тема №15. Система наказаний: социологический взгляд
    Вопросы к обсуждению: 1. Каковы общие принципы наказаний (по Фуко)? 2. В чем особенности тюрьмы по сравнению с другими видами наказаний (по Фуко)? 3. Каковы функции тюрьмы, достижение каких целей она должна обеспечивать? 4. Каковы принципы устройства тюремной системы? 5. В чем различия двух американских систем заключения: обернской и филадельфийской? 6. В какой мере верно представление о «тюрьме-машине»? Связана ли тюрьма с культурой и системой ценностей общества? 7. Что такое «тюремная субкультура»? 8. Какова ситуация с доверием тюремной среде? 9. В чем особенности теневого правосудия в тюрьме? 10. Каковы отличия российской тюремной субкультуры в России, Казахстане и Франции?
  • Тема № 16. Верховенство права в России: социологи-ческий взгляд
    Вопросы к обсуждению: 1. В чем состоит концепция «верховенства права», каковы ее основные положения? 2. Должно ли общество, население, различные социальные авторы играть активную роль в работе правовой системы или для установления верховенства пра-ва все должно оставаться исключительно в руках профессионалов? 3. Означает ли верховенство права принятие достаточно большого числа законов, чтобы все возможные коллизии в обществе разрешались по закону? 4. Предполагает ли верховенство права исключение неформальных норм и отношений и замену их официальными законами? 5. Следует ли для установления верховенства права как можно сильнее сократить дискрецию полицейских, судей и др. субъектов правоохранительной системы, чтобы они руководствовались только законом в своих решениях? 6. Нужно ли при выработке законов и их применении учитывать мотивы и стимулы, которыми руководствуются правоохранители?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется в середине курса в присутствии преподавателя. Работа может включать как закрытые, так и открытые вопросы, которые составляются с учетом пройденного материала. Ответ на открытый вопрос излагается письменно в форме творческого эссе. При оценивании ответов на открытые вопросы учитывается владение категориальным аппара-том, знание источников, способность использовать изученные подходы для анализа и ар-гументации, структурированность и последовательность изложения. Использование ка-ких-либо текстов запрещается. Время написания работы – не более 45 мин. При неявке на написание контрольной работы по уважительной причине студенты могут написать ее в единый для всех студентов день повторного написания контрольной работы.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой письменный ответ на вопрос, сформулированный преподавателем. Для выполнения домашнего задания требуется привлечение источников из научной литературы - не менее 2-х научных статей. Возможно также использование дополнительных материалов (например, статей из прессы, аналитических докладов) и статистических данных, материалов социологических опросов. Объем – не более 3 тыс. знаков
  • неблокирующий Эссе
    Эссе – письменная работа, на тему, сформулированную преподавателем. В рамках эссе студент должен дать определение и краткую характеристику изучаемого явления, процесса с привлечением научной литературы, привести релевантные примеры того или иного явления (процесса) и проанализировать приведенный пример с использованием социологических категорий и методологических подходов из литературы. Предполагает использование научной литературы (не менее 3-4 статей). Объем – не более 6 тыс. знаков.
  • неблокирующий Экзамен по курсу
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Участие в обсуждении материалов семинарских занятий по темам, предусмотренным в Программе курса.
  • неблокирующий Посещение онлайн-курса «Экономическая социология» на платформе НПОО
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Контрольная работа + 0.1 * Посещение онлайн-курса «Экономическая социология» на платформе НПОО + 0.3 * Экзамен по курсу + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Giddens, A., & Sutton, P. W. (2017). Essential Concepts in Sociology (Vol. Second edition). Malden, MA: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1520273

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Blackstone, A. (2019). Principles of Sociological Inquiry : Qualitative and Quantitative Methods. Place of publication not identified: Saylor Foundation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsotl&AN=edsotl.OTLid0000139
  • Merry, S. E. (1992). Anthropology, Law, and Transnational Processes. Annual Review of Anthropology, 21(1), 357–379. https://doi.org/10.1146/annurev.an.21.100192.002041