• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Философия

Статус: Курс обязательный (Юриспруденция: частное право)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Где читается: Факультет права
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ и Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки «Философия» для бакалавров по направлению «Юриспруденция: частное право». Программа предназначена для студентов-бакалавров НИУ-ВШЭ по направлению 40.03.01. «Юриспруденция: частное право» и соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования. Преподавание учебной дисциплины «Философия» осуществляется в объеме требований ФГОС.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения
  • Уяснение методологической роли философского знания
  • Ознакомление с основными философскими проблемами, как традиционными, так и современными
  • Повышение логической культуры студентов, развитие у них навыков критического мышления
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты определяют ключевые проблемы в интерпретации философского мировосприятия как теоретического мировоззрения, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философском мировоззрении, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в онтологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии Индии и Китая, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философской мысли Древней Греции до эпохи эллинизма, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в средневековой философии Запада, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в Патристике, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии религии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии жизни и экзистенциализме, в современной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в гносеологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии науки, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии сознания, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы психоанализа, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философской антропологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии культуры, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в социальной философии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии истории, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
  • Студенты определяют ключевые проблемы в философии кризиса, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Философия как теоретическое мировоззрение.
    Мировоззрение, его структура и функции. Жизненно-практические и теоретические компоненты мировоззрения. Философское знание в соста¬ве мировоззрения. Понятие философского мировоззрения. Природа философских проблем. Структура философского знания, его основные элементы. Генезис философии (от мифа к логосу). Исторические типы мировоззрения.
  • Тема 2. Специфика философского мировоззрения в его отношении к мифологическому, религиозному, научному, обыденному мировоззрению.
    Философия и наука как теоретическое мировоззрение: сходство и отличие. Проблема рациональности: наука и философия. Понятие «философского разума». Мировоззренческая функция философии (проблема обоснованности ценностей). Наука и этика. Наука как мировоззрение.
  • Тема 3.1. Онтология: проблема бытия.
    Проблема бытия как объект философского осмысления. Особенности ее постановки и решения в истории философской мысли. Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия. Концепция Парменида и ее оппоненты. Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени. Отечественная философия о бытии. Судьба проблемы бытия в философии XX века. Особенности онтологической проблематики. Бытие, небытие, ничто. Формы бытия и их взаимосвязь. Материальное и идеальное в структуре бытия. Проблема многообразия и единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Основные философские и научные представления о материи, формах ее существования и развития. Современные концепции пространства и времени. Движение и развитие. Особенности диалектического миропонимания. Диалектика как теория развития. Основные законы и категории диалектики. Универсальные, структурные и причинные связи. Порядок и хаос. Проблема самоорганизации. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Понятие системы и системного подхода.
  • Тема 3.2. Трактовки бытия. Проблематизация предметного мира.
    Философия и естествознание о «бытие природы». Природа как субстанция и различные подходы к ее интерпретации. Философская категория материи. Понятие материального и идеального. Современная наука о строении материи. Понятие движения. Движение и развитие. Феномен развития как объект философского и научного осмысления. Различные концепции развития. Диалектика и метафизика как способы интерпретации развития. Понятие пространства и времени. Реляционная и субстанциональная концепции пространства и времени. Принцип детерминизма как фундаментальный принцип философского учения о бытии. Индетерминизм.
  • Тема 4. Философия Индии и Китая. Особенности восточного философствования.
    Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Предфилософия древнего Китая в Пяти канонах (У цзин). Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, моизм, янгизм, школа имен, легизм, даосизм. Конфуцианская философия. Учение Конфуция о благородном муже. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме. Даосизм как мировоззренческое учение.
  • Тема 5. От зарождения философской мысли в Древней Греции до эпохи эллинизма.
    Зарождение философской мысли в Древней Греции: от рода к духу, от мифа к логосу, от космоса к бытию. Онто-, космо- и логоцентризм античной философии. Философские взгляды и вклад софистов в развитие древнегреческой культуры. Человек и сознание как тема размышлений софистов. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Антитрадиционализм софистов. Софисты как представители греческого Просвещения: как учителя грамматики, стилистики, риторики, умения вести полемику, а также как «учителя мудрости», дающие общее образование. Искусство слова как главное искусство софистики; выработка софистами норм литературного греческого языка. Гносеологический и этический релятивизм софистов. Сократ: жизнь и философские взгляды. «Я знаю, что ничего не знаю». Поиски Сократом достоверного знания: проблема индивидуального и надындивидуального в сознании. «Познай самого себя». Ирония, майевтика, этический рационализм Сократа. Идеализм Платона: учение об умопостигаемом бытии идеи и о чувственно воспринимаемом существовании вещи. Определения, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, т. е. чувственный мир: бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, бессмертное — смертное, постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное — всегда иное, неделимое — делимое. Учение Платона о познании как об эросе («Пир»), о душе как о крылатой колеснице («Федр»), о метемпсихозе, анамнесисе и о государстве («Государство») как о воплощенной на земле справедливости. Согласно Платону, справедливое и совершенное государство — это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство — ради человека. В учении об идеальном государстве ярко выражено представление Платона о господстве всеобщего над индивидуальным. Главные идеи “Метафизики”, этики и психологии Аристотеля. Учение Аристотеля о четырех причинах (материальной, формальной, действующей и целевой). Аристотель о сущности: понятия энтелехии и энергии. Учение Аристотеля о силе, об актуальном и потенциальном бытии. Этика добродетели Аристотеля (добродетели ума и характера). Учение Аристотеля о справедливости (распределяющей и уравнивающей). Эллинистическая философия. Этика Стои. «Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего — от политически-социальной сферы. Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев. К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок. 333 — ок. 262 до н. э.), Панетий Родосский (II в. до н. э.), Посидоний (конец II — I в. до н. э.) и др. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) и император Марк Аврелий (121—180). Философия для стоиков — не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров» (П.П. Гайденко).
  • Тема 6.1. Средневековая философия Запада. Периодизация и проблематика Средневековой философии.
    Периодизация. Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды: 1) введение или патристика (II - VI вв.); 2) анализ возможностей слова, связанный с христианской идеей творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII - X вв.) ; 3) схоластика (XI - XIV вв.). Теоретические истоки. Платонизм (проблема "душа-тело", природа истинного бытия), неоплатонизм (понятия "Единое", "эманация", "экстаз"), система аргументации в борьбе с ересями (гностиками, манихеями, донатистами, пелагианами). Особенности средневековой философии (Далее по Неретина С.С. Средневековая философия Запада //Философия. Гл.3. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т. Ю. – М.: Гардарики, 2004.) В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об откровенности истины в Священном Писании (Библии). Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, что он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природ. Потому дольний мир, соответственно и человеческий разум изначально мыслились встроенными в высшую реальность, причащаясь ей. Причащенный разум - это определение средневекового разума. Функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении "философия - служанка богословия". Основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм, сотериология, учение о воплощении Слова. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям. В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистико-семантическим анализом слова.
  • Тема 6.2 Патристика (период Отцов церкви). Учение Аврелия Августина.
    Новое время привыкло считать, что философия - это мышление в понятиях и что она представлена авторами. В средневековье же, ориентированном на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова. Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами - Отцы церкви. (По Столярову А.А.): Формула августинизма как мировоззрения: истинная философия предполагает акт прикосновенности к запредельному началу, которое освобождает волю от плотских вожделений с помощью благодати, а ум от скепсиса с помощью откровения. В противоположность скептицизму Августин отстаивает человеческое счастье в Богопознании; в противоположность язычеству – спасение во Христе; против манихейского дуализма – монизм благого Бога; против донатистов – единство церкви; против пелагиан – благодать и высшую разумность предопределения. Стержень августиновского мировосприятия – любовь, благодать, вера. В этом – этом суть августинизма и суть патристики вообще (примат веры над знанием). Это философия, которая не просто объясняет, что такое истина, но признает лишь истину спасительную и указывает пути спасения. Путь познания есть восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Восхождение разума к Богу есть и восхождение к Нему всей разумной души, ее моральное очищение. К Богу поднимается весь «внутренний» человек; поэтому обретение Истины является актом не только интеллектуальным, но обязательно и моральным. Душа возвращается к своему Истоку и одновременно познает саму себя. Бог и собственная душа – вот основные цели умозрения. Оригинальность Августина – открытие уникальной, неповторимой человеческой личности. Она рассматривается в ее отношении к Абсолютной Личности Творца (которой человеческая личность изоморфна). Концепция Абсолютной личности как «чистого я» - тринитарное учение. Абсолютная личность есть субстанциальное единство трех персон-ипостасей: ума, памяти и воли (или бытия, знания и воли). Разум понимает все три способности-ипостаси, воля направляет, а память охватывает. Так сохраняется самотождество – «след таинственного единства». Проблема времени и вечности (Исповедь, Книга 11). Время есть мера становления. Бог пребывает ВНЕ времени, мир – ВО времени, которое сотворено вместе с миром. Истоки этих представлений – неоплатонические. Моральная теодицея. Моральная свобода есть реализация нравственного долга в следовании добру: человек должен стать тем, кем он может быть. Концепция моральной личности. Моральная личность есть реализация нравственной свободы субъекта, или уподобление тому, кого почитаешь, любишь. Подлинное благо состоит в том, чтобы наслаждаться лишь Богом, а всем прочим только пользоваться. Христианская добродетель, т.о., есть некая «упорядоченная любовь», или «порядок любви» (ordo amoris) (О граде Божием). Отсюда следует, что для христианина главная опасность заключена в собственном эгоизме, в желании жить «по самому себе», а не «по Богу». Долг и цель христианина, следовательно, - превозмочь главное искушение диавольское, себялюбие. Учение о «двух Градах». Сообщество праведных есть незримый Град Божий, или незримая Истинная Церковь. Град земной, или Град диавола – это все люди, живущие по велению гордыни. Цель истории заключена в драматическом противоборстве этих двух сил, «которые в своей обнаженной реальности проявятся лишь за пределами временной истории». Жизнь души. Августин – и в этом его великая заслуга - впервые показал, что жизнь души, жизнь «внутреннего человека», есть нечто невероятно сложное и вряд ли до конца определимое. «Великая бездна сам человек…, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца» (Исп., 4,14,22).
  • Тема 6.3 Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики.
    Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако, по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование. Монах Доминиканского ордена Фома Аквинский (1225/ 1226—1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (ок. 1193—1280), также стремился обосновать основные принципы христианской теологии (проводя различение бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции)). Он опирался он, вслед за его учителем, на учение Аристотеля. При этом последнее у Фомы не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа. Учение Фомы (томизм) было официально признано римской церковью и до сих пор является наиболее значительным течением католической философии на Западе.
  • Тема 6.4 Схоластика (период теологии как «школьной», или рациональной, дисциплины; начало дисциплинарного знания в средневековой философии).
    Схоластика — плод определенного времени. Она впитывает в себя прошлое западной цивилизации. Библия, отцы церкви, Платон, Аристотель, арабы — вот исходные данные, материалы для творчества. От интеллектуалов XII в. схоласты унаследовали обостренное чувство необходимости и неизбежности прогресса истории и мысли. Пользуясь этими материалами, они строят собственное здание. Итак, законы подражания схоластика соединяет с законами разума, предписания авторитета с аргументами науки. Более того, теология взывает к разуму, она становится наукой — в этом проявляется решительный прогресс века. Схоласты, следуют Писанию, побуждающему верующего постичь свою веру разумом. (Ап. Павел, Гильом Овернский, Св. Фома). Схоласты прибегают к богословскому разуму, разуму, просветленному верой (ratio fide illustrata). Глубокая формула Ансельма — верую, чтобы, понимать (fides quaerens intellectus), — проясняется, когда Фома Аквинский возводит ее в принцип: благодать не упраздняет природу, но ее завершает (gratia nоn toll it naturam sed perficit). Нет ничего более далекого от обскурантизма, чем схоластика, для которой рассудок находит свое завершение в разуме, чьи проблески возвышаются до света. Вера и разум. (Ле Гофф) Проблема равновесия веры и разума. С ним связана судьба аристотелизма в XIII веке: на Запад проникает «два Аристотеля»: подлинный и Аристотель Аверроэса. Первая тенденция комментирования исходит от двух великих докторов-доминиканцев, Альберта Великого и Фомы Аквинского, желавших примирить Аристотеля с Писанием; Другая — от аверроистов, которые, видя противоречие, принимали его и желали следовать и Аристотелю, и Писанию. Т.е. для первых Аристотель – человек и может ошибаться [но прогресс самого человеческого разума возможен благодаря Писанию], для вторых Аристотель –«божественное существо» и ошибаться не может (то есть он «достиг в науке совершенства» [предела] и большего знания для человека достичь невозможно, остается только верить). Оппозиция была сильной не только против аверроизма, но также против аристотелизма Альберта и Фомы. Возглавляли ее августинианцы, противопоставлявшие авторитету Аристотеля авторитет Платона. Их тактика в XIII веке заключалась в том, чтобы компрометировать Аристотеля с помощью Аверроэса, а св. Фому — с помощью Аристотеля и Аверроэса. Говоря об аверроизме, они всегда имели своей мишенью томизм. Антиаристотелевские нападки проходят через все столетие, производя один университетский кризис за другим. Полемика реализма и номинализма (Гайденко П. П.) Характерные особенности средневековой философии проявились в многовековой борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (или универсалии), а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Т.е. средневековый реализм сближается с платонизмом. Согласно же номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.
  • Тема 6.5 Философия религии.
    Философские концепции Бога. Типы человеческих представлений о богах: политеизм (представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни, пантеизм (вера в Бога, тождественного природе и миру в целом), деизм (идея Бога-Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю), монотеизм или теизм (эти понятия часто рассматриваются как синоним): вера в единого Бога как в высшее Бытие, личное и моральное, в Бога-Творца, ответственного за свое творение. Атрибуты Бога в христианской традиции. Существование. Вечность. Бог – Творец всего существующего. Бог сотворил мир «из ничего». Бог – это Личность, не нечто, а Некто. Доказательства бытия Бога. Философское обоснование Бога представляет собой ряд аргументов, обосновывающих реальное бытие Бога, а также проясняющих основания, опираясь на которые верующие заявляют, что Бог существует. Можно выделить два типа доказательств: доказательство, исходящее из понятия Бога как самого свершенного существа (онтологическое) и доказательства, базирующееся на различных аспектах опыта мира и человека (космологическое, телеологическое и антропологическое). Кризис традиционного теизма. Как говорить о Боге? В ХХ веке классические представления о Боге (как о высшем Бытии, трансцендентном и потустороннем, абсолюте или основе бытия) в целом оказываются в глубоком кризисе: мифологические или объективированные высказывания о Боге теряют для современного человека всякий смысл. Поэтому для многих западных богословов и мыслителей встает вопрос, как можно говорить о Боге, чтобы Он не оказался вновь объектом среди прочих объектов, чтобы это слово стало все-таки понятно современному человеку. В поисках ответа на этот вопрос мыслители идут либо путем критики метафизических представлений в богословии (М. Хайдеггер, Р. Бультман, Г. Отт, Б. Вельте), либо путем серьезного критического переосмысления самой религии (Д. Бонхёффер, Д. Робинсон, Х. Кокс).
  • Тема 7. Особенности философии эпохи Возрождения. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. Основные черты философии Просвещения.
    Особенности философии эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, человек как творец самого себя, секуляризация. Возрождение античной культуры. Ориентация на искусство. Художественно-эстетическая эпоха. Апофеоз искусства и культ художника-творца. Проблема личности и индивидуальности. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм. Гилозоизм. Панпсихизм. Мистицизм. Магико-алхимическое понимание природы. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени. Ф. Бэкон: эмпирический метод, обоснование опытного знания и роли науки в жизни общества. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта в трактовке субъективных особенностей сознания как источника заблуждений: идолы рода у Бэкона и очевидность как критерий истины у Декарта. Учение Ф. Бэкона об идолах человеческого разума и учение Р. Декарта о врожденных идеях. Философия Р. Декарта: рационалистический метод и дуалистическая онтология; ее роль в становлении и развитии культуры Нового времени. Онтология в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц, французские материалисты). Связь гносеологии с онтологией в философии XVII в.: большинство философов разделяют убеждение, что мышление постигает бытие и что в этом сущность мышления и состоит. Не только рационалисты, но и сторонники эмпиризма разделяют эту предпосылку; сомнение в ней возникает лишь в конце XVII в. у Дж. Локка; а позднее у Дэвида Юма (1711—1776) эта предпосылка подвергается резкой критике. Что мышление, если оно истинно, есть мышление бытия (мышление о бытии), можно выразить еще и так: истинное мышление определяется тем, о чем оно мыслит, и только неистинное мышление, заблуждение определяется субъективными особенностями самого мыслящего. Такова в этом вопросе позиция и Бэкона, и Гоббса, и Декарта. Онтологическое обоснование теории познания мы находим и у Спинозы. Для тезиса, что мышление определяется не субъективным устройством ума, а структурой предмета, тем, о чем мыслят, Спиноза нашел удачную формулу: «Истина открывает и саму себя, и ложь». Вопрос об истинном знании — это у Спинозы вопрос о бытии и его структуре. (Гайденко П. П.) Научная революция и философия XVII века. Проблема универсальной науки и универсального метода. Представление о философии как об окончательной системе научных истин. Основные черты философии Просвещения. Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Умонастроения просветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII в. и в его конце, до Великой французской революции и после нее. Общие черты эпохи: культ человека, разума и науки, возникший в Новое время, утверждается усиливающейся верой в прогресс научного разума и равенство людей, развитием принципа историзма. Развитие гносеологической проблематики: актуальность связи науки с практикой (ее общественной полезности), критика метафизики (картезианства), развитие идеи научного разума в энциклопедизме (Дидро). Историзм. Исторический оптимизм. Детерминизм. Механический материализм (Гольбах, Дидро, Гельвеций, Ламетри). Просветительская трактовка человека: учение о «доброй природе» человека («благородный дикарь» Руссо). Социальная проблематика: коллизия «общей справедливости» и «частного интереса» (Локк). Вклад И. Канта в развитие философской мысли: развитие теории познания, учение о явлении и “вещи в себе”, об априорных формах чувственности и рассудка, а также о роли разума в познании. Методологический подход Канта как критицизм. Панлогизм как общая характеристика философской системы Гегеля. Диалектический метод Гегеля.
  • Тема 8. Философия жизни и экзистенциализм. Современная философия.
    Иррационализм (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор) и критика гегелевского панлогизма в аспекте «приближения философии к жизни» (С. Кьеркегор, К. Маркс, Л. Фейербах). «Философия жизни» (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Л. Клагес). Общая характеристика философии жизни: направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Трактовки понятия "жизнь": биологическая — как живой организм (биологически-натуралистическая); психологическая — как поток переживаний; культурно-историческая — как «живой дух»; метафизическая — как исходное начало всего мироздания (космологически-метафизическая). Специфика философии жизни как "новой онтологии" (учение о «переживании» и его интуитивном познании). Антисциентизм и эстетизм философии жизни. Экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю). Экзистенциализм как рецепция и критика философии жизни. Понятие "экзистенция" (бытие человека как существование). Понятие "трансценденция" («бытие к возможностям»), интерпретация акта трансцендирования: "бытие-к-смерти" Хайдеггера, "неантизация" Сартра (через понятия "фактичность" и "трансценденция", "дурная вера" и "искренность"), "абсурд" Камю, "любовь" Марселя. Экзистенциализм как умонастроение ХХ века. Современная философия. Общая характеристика современной философии (от "классической" к "неклассической" философии). Наиболее характерными для нашего времени направлениями философии являются: философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, неопозитивизм, феноменология, структурализм, постмодернизм. Отношения философии с наукой: положение философии все более усложняется. В первой половине XX в. роль и влияние науки достигают своего апогея. Ее власть и авторитет становятся безраздельными. В данных обстоятельствах своеобразие большинства философских течений в значительной мере обусловливается характером их отношения к науке (сциентизм и антисциентизм в философии). Преодоление метафизики: в XX в. тенденция к преодолению метафизики достигает своей высшей точки. Непримиримую позицию по отношению к метафизике занимает сциентистское направление в философии. Метафизика объявляется целиком ложным учением, в основе которого лежат пустые, ничем не обоснованные, умозрительные спекуляции. Она обвиняется в том, что занимается гипостазированием, т. е. наделяет реальным существованием какие-либо идеи, понятия или ценности («универсалии» в средневековой схоластике, «красота» как таковая у Платона). Метафизика также обвиняется в догматизме, в неприятии всякой критики. В то же время в современной философии возникает и укрепляется мысль о невозможности преодоления метафизики (Ч. Пирс, М. Хайдеггер).
  • Тема 9. Гносеология: проблема познания.
    Гносеология как область философских исследований и особенности ее проблем. Проблема познаваемости мира и различные подходи к ее решению в истории философской мысли. Развитие представлений об объекте и субъекте познания, смысле и назначении познавательной деятельности. Связь познания с культурно-исторической деятельностью людей и общественной практикой. Познание как отражение и конструирование действительности. Структура познавательной деятельности и ее основные компоненты. Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании. Знание и вера. Рациональное и иррациональное. Истина как процесс и различные концепции ее интерпретации. Относительное и абсолютное в истине. Истина и заблуждение. Проблема объективности и конкретности. Критерии истины. Многообразие видов познавательной деятельности и форм знания. Вненаучное и научное знание. Критерии научности.
  • Тема 9.1. Философия науки.
    Философия науки как особая область философских исследований. Философские концепции научного знания и методологии научно-исследовательских программ. Наука как познание и деятельность. Специфические особенности и признаки научного познания. Субъект научно - познавательной деятельности и его культурно - историческая определенность. Наука как дифференцированная система знаний и уровней познавательной деятельности. Научное и вненаучное знание. Эмпирическое и теоретическое познание, проблемы их взаимосвязи. Формы и методы обоснования и построения теории. Основания научного знания, его структура и динамика развития. Методология как область самосознания научной деятельности и разработки методов научного познания. Современные концепции развития науки. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Этические нормы и ценности науки. Традиции и творчество. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках. Особенности субъекта социально-гуманитарного познания. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу одновременно и т.д.) Философские проблемы техники. Техника как культурно-исторический феномен и объект философского осмысления. Основная проблематика «философии техники». Проблема интерпретации природы технического творчества, его смысла и назначения в развитии человеческой цивилизации. Основные этапы развития техники и их характерные особенности. Научные и технические революции. Специфика технического знания, особенности его формирования, функционирования и развития. Технические идеи. Техническая теория, ее структура и функции. Технические науки в системе современного научного знания. Системный и комплексный характер постановки и решения технических задач. Основные принципы системного подхода в создании техники и конструировании «системных свойств». Методологические проблемы реализации системного подхода в техническом творчестве.
  • Тема 9.2. Проблема сознания.
    Философский подход к проблеме сознания и способы его реализации в истории философской мысли. Постановка проблемы сознания в античной философии. Христианская концепция сознания и духовного мира человека. Переоткрытие проблемы сознания и ее разработка в философии Нового времени. Материалистическая и идеалистическая концепции сознания. Постановка и решение проблемы сознания в философской концепции К. Маркса. Сознание как объект философского осмысления в XX веке. Сознание и бессознательное. Сознание как «идеальное», Место и роль «идеального» в научном и философском мышлении. Сознание и самосознание. Рефлексия. Сознание, язык, общение. Язык и знаковые системы. Проблема искусственного интеллекта. Творческая активность сознания.
  • Тема 9.3. Проблема бессознательного. Философия психоанализа.
    Проблема бессознательного. Философский смысл «открытия» бессознательного. Психическая реальность и бессознательное. Концепция философского рационализма и теория З. Фрейда. Современный психоанализ: индивидуальная психология Альфреда Адлера; аналитическая психология Карла Густава Юнга; «естественная теория» Вильгельма Райха; гуманистический психоанализ Эриха Фромма. Психоанализ и культура.
  • Тема 10. Проблема человеческого бытия. Философская антропология.
    Актуальность и специфика философского исследования человека. Философская концепция человека как способ целостного понимания его бытия в мире. Образы человека в истории философской мысли. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Проблема природ¬ных и социальных предпосылок бытия человека в мире. Крайности «биологической» и «социальной» редукции в интерпретации человече¬ской сущности. Перспективы физического и социального совершенствования человека. Предметно-преобразовательная деятельность как способ бытия человека в мире и основание его развития. Человек в мире культуры. Преемственность, традиции и творчество в культурно-сози¬дательной деятельности людей. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. Самоценность человеческой жизни. Проблема жизни и смерти как объект эмоционального и теоретического размышления. Дискуссия по вопросу о «праве на смерть». Проблема эвтаназии. Понятия «человек», «индивид», «личность». Специфика «личностного бытия», его социальные, индивидуальные, духовные и нравст¬венные составляющие. Ценностные ориентации личности. Проблемы формирования личности в учебном процессе и в профессиональной деятельности.
  • Тема 10.1. Попытка целостного понимания человека: философская антропология как направление западноевропейской философии начала ХХ века.
    Учение о человеке Шелера, Плеснера, Гелена. Философия человека и проблема дуализма. Философская антропология как попытка преодоления метафизического дуализма: человек как единство биологического и социального.
  • Тема 11. Философия культуры.
    Философское понимание культуры. Многозначность понятия «культуры». Аспекты анализа феномена культуры. Методология познания феномена культуры. Теоретические проблемы философии культуры. Культура и цивилизация. Генезис культуры. Функции культуры. Модели самосознания культуры: логоцентризм [классика], модернизм, постмодернизм. Характеристики современной культуры. Противоречивость культурной рефлексии. Взаимодействие человека и культуры: проблема взаимоопределения. Человек как творение и творец культуры. «Универсалии» в сфере культуры. Запад, Восток, Россия как культурные образования и исторические типы культуры. Взаимодействие культур: проблема диалога.
  • Тема 12. Социальная философия.
    Общественная жизнь людей как объект философского изучения: проблематика и 0ловеческой жизнедеятельности и основание ее развития. Структура общества. Основные сферы общественной жизни, их специфика и взаимосвязь. Проблема законов общественного развития и различные походы к ее решению. Концепция социального детерминизма. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Синергетическая интерпретация социальных изменений. Общество как система деятельности социальных субъектов. Деятельностный подход как основание выделения сфер общественной жизни. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Особенности функционирования и развития современных общественных систем. Соотношение необходимости и свободы, стихийности и сознательности, обязанностей и прав в социальной жизнедеятельности людей.
  • Тема 12.1. Социальная типология.
    Современная социально-философская мысль о типологизации общественно-исторического развития и соотношении «культурного», «цивилизационного» и «формационного» подходов.
  • Тема 13. Философия истории.
    Человек и исторический процесс. Гуманистические и аксиологические измерения общественного развития. Эволюция философских представлений об обществе и его истории. Культурно - исторические основы различных форм исторического самосознания. Мифологизм, тема судьбы и предопределенности в мировоззрении античной эпохи. Понятие исторического круговорота. Древнегреческая философия истории - путь от мифа к логосу. Идея божественного творения мира как господствующая доминанта исторического самосознания средневековой Европы. Концепция «священной истории» и ее смысловые ориентиры. Философия истории Августина. Драма¬тизм истории: борьба добра со злом. Сакральный смысл истории. Зарождение техногенной цивилизации и поиски направлений ее развития. Формирование философии истории в условиях обновления социально-политических систем. Предельный характер проблем бытия человека в истории. Ориентация на ценности науки и вера в «разум». Философско-исторические концепции Нового времени (Вольтер, Вико, Кондорсе, Гердер). Идея общественного прогресса. Исторический оптимизм. Основные идеи философии истории Г. Гегеля. История как деятельность людей и «самосознание мирового разума». Свобода как осознанная необходимость и цель истории. Материалистическое понимание истории К. Маркса. Предметно - преобразовательная деятельность людей как основание концепции исторического процесса Маркса. Понятие общественно-экономической формации. Проблема движущих сил развития истории и перспективы человечества. История как процесс смены общественно-экономических формаций и всестороннего развития человека. Концепции «культурно-исторических типов» (Н. Я. Данилевский), «локальных культур» (О. Шпенглер), «цивилизаций и культурных циклов» (А. Тойнби) и проблема единства и многообразия мировой истории. Философско-исторические концепции философии истории. К. Поппер об истории и историзме.
  • Тема 13.1. Философия кризиса.
    Кризисное сознание. Тема культурного, антропологического и глобального кризиса в западноевропейской философии. Пути преодоления кризиса. Противоречия в развитии информационно-техни¬ческой цивилизации и проблема перехода к новым формам социальной жизни. Поиски «сценариев» будущего. Будущее человечества (философский аспект). Современная планетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Природная и социально-культурная среда обитания, проблемы их взаимодействия. Романтизация борьбы с природой в европей¬ской культуре. Иллюзии всемогущества науки и техники. Кризис цен¬ностных ориентиров потребительского общества в концепциях капита-лизма и социализма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий онлайн курс
    https://openedu.ru/course/hse/FIL/
  • неблокирующий письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * активность на семинарских занятиях + 0.1 * контрольная работа + 0.1 * онлайн курс + 0.4 * письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия : учеб. пособие / И.А. Карпенко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/947215

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия : учебник / под общ. ред. В.В. Миронова. - Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2016. - 928 с. - ISBN 978-5-91768-691-2 (Норма) ; ISBN 978-5-16-011546-7 (ИНФРА-М, print) ; ISBN 978-5-16-103859-8 (ИНФРА-М, online).