• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Социальная история

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 05.03.02. География
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Морозов Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина предназначена для бакалавров ОП «География глобальных изменений и геоинформационные технологии». Ее цель — познакомить слушателей с методами социальной истории, ее предметом, источниками и терминологией, показав таким образом, что современная историческая наука может быть намного увлекательнее школьных учебников, ведь помимо внутренней и внешней политики государств современные историки изучают такие категории, как тело, гендер, время, смерть, память и многое другое. Итоговая оценка складывается из оценок за работу на семинарах, одного эссе и экзамен. Студенты, получившие за работу на занятиях и эссе «отлично», от экзамена освобождаются.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с главными представителями и предметными полями социальной истории, ее терминологией и подходами.
  • Обучить студентов базовым навыкам анализа исторических источников — письменных, аудиовизуальных и электронных.
  • Научить студентов формулировать собственные утверждения по исторической тематике и подкреплять их доводами и фактами из источников и научной литературы.
  • Показать влияние социальных и гуманитарных наук на развитие исторической науки в ХХ в.
  • Развить у студентов навык медленного чтения и умение как можно более точно понимать написанное.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое история и нужно ли ее изучать?
    Историческое знание и историческая наука. Роль прошлого в повседневной жизни человека. Социальные функции современной исторической науки. Общие принципы работы историка с прошлым. Определение исторического источника. Классификация исторических источников по типам и видам. Подлинность и достоверность исторического источника. Дисциплины и предметные поля современной исторической науки. Место социальной и новой социальной истории в структуре современного исторического знания.
  • История и климат
    Изобретение климатологии. Историческая климатология и ее место в структуре исторического знания. Способы изучения человека и климата историками школы «Анналов»: Ф. Бродель, Э. Ле Руа Ладюри. Методологические ограничения исторической климатологии и пути их преодоления. Современное изучение климата историкми: М. Кэри, Д. Р. Флеминг, П. В. Адамс, Д. Ходелл, Б. Фаган и др.
  • Социальная история империй
    Imperial studies и их место в современном гуманитарном знании. Понятия «империя», «империализм», «колониализм». Виды империй. Современный взгляд на оседлые империи и их сравнение с империями кочевыми. Способы изучения империй социальными историками. Образование и развитие континентальных империй на примере России: религия, этнический состав, экономика, территориальная экспансия. «Имперская география власти»: А. Ремнев. Имперская картография и ее идеологические функции. Социальный, этнический и религиозный состав Российской империи (по перепеси 1897 г.). Империи и нации-государства. Имперский национализм. «Национальный вопрос» в Российской и Австро-Венгерской империях. Взгляд на империи и колониализм в постколониальных исследованиях.
  • История тела
    Тело и телесность в истории. Источники по изучению истории тела. Проблемы изучения тела и пути их решения. «История тела» А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина и Ж. Вигарелло. Красота и уродство в Древней Греции и Древнем Риме. Античная медицина. Сексуальность в Античности. Физическая и платоническая любовь. Тело и христианская культура. «Голое Средневековье» Д. Хартнелла. «История тела в Средние века» Ж. Ле Гоффа и Н. Трюона». Представления о красоте и уродстве в Средневековой Европе. Анатомия и медицина в Средние века и раннее Новое время. Средневековая сексуальность. Эротизм в средневековых литературе и изобразительном искусстве. Развитие медицины в XVIII—XIX вв. Изменения в представлениях о гигиене. Гигиена и новые нормы повседневности. Появление канализации и общественных туалетов в европейских городах. Тело и вода. Появление ванной комнаты. Появление профессиональной сексологии в Новое время. Рождение секс-туризма. Европейская наука и культура о гомосексуальности. Тело и спорт. Влияние индустриальных войн на отношение к телу на исходе XIX — в начале XX в. Представление о красоте и уродстве в начале ХХ в.
  • Гендерная история
    Роль женщин в истории: женщины в политике, образовании, науке и культуре. Опыт написания истории женщин в Новое время. Феминизм первой волны в США и Великобритании. Женщины и аболиционизм в США. Суфражизм и борьба за права человека в Великобритании. Женщины и Первая мировая война: развитие международного пацифистского движения. Революция 1968 г. и возникновение гендерных исследований. Пол и гендер в социальных науках. История женщин vs. история мужчин в 1960-е — 1970-е гг. Феминистская история. Гендерная история. Квир-история.
  • Социальная история войны
    Новые подходы к истории и социологии войны в ХХ в. Источники по социальной истории войны: дневники, воспоминания, художественная литература, аудиовизуальные источники. «Окопная правда» о Второй мировой войне. Социальные сюжеты в истории Второй мировой войны: женщины, дети, солдаты, военнопленные, коллаборационисты, инвалиды.
  • Социальная память: введение в memory studies
    Место memory studies в структуре гуманитарного знания. Коллективная/социальная и индивидуальная памяти. Споры об изучении коллективной памяти в истории и социологии. Социальные рамки памяти: М. Хальбвакс. Виды коллективной памяти: коммуникативная, культурная, глобальная и др. Разработка социальной памяти в современных memory studies. Понятия «травма», «жертва», «свидетель», «политика памяти», «мемориальная культура» и др. Политика памяти и историческая политика. Память о Холокосте. Европейский Союз как мемориальное сообщество. Память о войне и память о победе в современной России.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Накопленная оценка (работа на семинарах * 60% + эссе * 40%)
    С 16 ноября семинарские занятия проходят онлайн на платформе Zoom. Ссылка на занятия размещена в LMS-версии расписания и отправлена студентам на корпоративную почту. Формат занятия остается без изменения. Формулы промежуточной аттестации сохраняются.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Итоговая оценка по дисциплине (100%) рассчитывается на основе двух элементов контроля — накопленной оценки (60%) и оценки за экзамен (40%). Накопленная оценка (100%) состоит из оценки за работу на семинарах (60%) и оценки за эссе (40%). Если накопленная оценка, то есть общая оценка за работу на семинарах и эссе, больше или равна 8 (7,5 округляется до 8), то студент освобождается от экзамена — его итоговая оценка за курс становится равна накопленной.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Berger, S., & Miller, A. I. (2015). Nationalizing Empires. Central European University Press.
  • Liu, J. (2018). Who Speaks for the Past? Social Media, Social Memory, and the Production of Historical Knowledge in Contemporary China. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.85C9DE57
  • Marc Bloch. (2013). Introduzione ad “Apologia della storia o Mestiere di storico” / Introduction to “Apologia for History or the Historian’s Craft”. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4B0DA41D
  • McCleary, S. (2012). Everything You Need to Know About Studying Gender History. [Newmarket, Ont.]: BrainMass Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=529807
  • Rose, S. O. (2010). What Is Gender History? Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=572578
  • Toulalan, S., & Fisher, K. (2013). The Routledge History of Sex and the Body : 1500 to the Present. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=551551
  • Yerazak TILEUBERGENOV, Natalia PELEVINA, Baktibek TAUBAEV, & Aleksei VASILIEV. (2019). The Role of Social Memory in Reconstruction of the Historical Past. Social Memory and Historical Past. Astra Salvensis, (12), 67. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.1d85979ae0274020870a9abf48a502d5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bloch, M. (2015). The Royal Touch (Routledge Revivals) : Sacred Monarchy and Scrofula in England and France. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958651
  • Bloch, M., & Sondheimer, J. (2015). French Rural History (Routledge Revivals) : An Essay on Its Basic Characteristics. Milton Park, Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=958717
  • García, A. M. (2014). Gender History and the History of Women in Higher Education: An Educational Innovation Project. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.80DF8F9E
  • Janz, O., & Schönpflug, D. (2014). Gender History in a Transnational Perspective : Networks, Biographies, Gender Orders. New York: Berghahn Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=638364
  • Maynes, M. J., & Gabaccia, D. R. (2013). Gender History Across Epistemologies. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536670
  • Salkeld, L. (2007, December 14). Dateline 1914: Letter That Tells the Grim Truth about Christmas in the Trenches. Daily Mail, p. 47. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=27940822