• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория образа

Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Инишев Илья Николаевич, Небольсин Даниил Игоревич
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 94

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе освещаются основные подходы к проблематике образного в рамках феноменологической и аналитической философии, визуальных исследований, истории искусства, психологии восприятия и других дисциплин, а также рассматриваются перспективы теории образа как самостоятельной дисциплины. Особое внимание уделяется проблемам дефиниции образа, отношений образа и изображения, структуры и поверхности изобразительной плоскости и специфики пикториального опыта.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель дисциплины — ввести студентов в курс тематических и институциональных трансформаций теории образа, произошедших за последние десятилетия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы в становлении современной теории образа, ее проблематику и основные исследовательские стратегии.
  • Уметь использовать аналитические стратегии, разработанные в различных направлениях теории образа.
  • Иметь навыки исследования конкретных пикториальных систем и визуальных объектов.
  • Уметь анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию.
  • Приобрести навык воспринимать научные тексты и сообщения, реферировать научную лите- ратуру на русском и иностранных языках.
  • Уметь вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) языке в рамках профессионального и научного общения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: дефиниции, проблемы, дисциплинарные рамки
    Исторический очерк проблематики образности в современной и классической философии. Основные направление и доминирующие постановки вопроса в современной философской теории образа.
  • Образ и тело: образ и воображение в антропологической перспективе
    Темпоральное и пространственное (медиальное) измерения циркуляции образов; образы как агенты и факторы социального действия; исторический и современный иконоклазм; социальное воображаемое: образы и социальная динамика (D. Freedberg, W.J.T. Mitchell, H. Belting, J.-M. Mondzain, H. Bredekamp, T. Ingold, L. Malafouris, Ж. Лакан, Ж.-П. Сартр)
  • Материя и образ – онтология и метафизика изображений: изображение как специфический объект и модус присутствия
    Визуальное изображение как специфический объект и модус присутствия (Гуссерль, Ингарден, Бёме, Бём, Marion, Crowther). Концепция образной объектности в трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Структурные компоненты пикториальной предметности. Структура образного сознания. Теория визуальных искусств в герменевтической феноменологии. Феноменология восприятия образа в концепциях Финка и Мерло-Понти.
  • Структура и динамика изобразительной плоскости
    Изображение как синтаксическая структура и как иконическая поверхность. Приоритет синтаксиса над семантикой. «Иконическое различие» и специфическая логика образного. Двусложность восприятия образа как конститутивный фактор. Восприятие изображений как интерсубъективная имагинативная практика.
  • Пикториальный номинализм/экологии изображений: образы в коммуникативных средах
    Риторика и семиотика образов: изображение как символическая репрезентация и как когнитивный опыт. Социальная семиотика: мультимодальность современных изображений и мультисенсорный характер их восприятия. Индексальность фотографического в концепциях Краусс и Диди-Юбермана. «Теория аспектного распознавания» Лопеса. Реабилитация миметизма в концепциях Роберта Хопкинса и Джона Хаймана
  • Изображение, восприятие, действие: энактивистские концепции образного
    Образы как формы доступа к миру и как способы организации повседневного. Взаимосвязь восприятия образа и игрового поведения в концепциях К. Волтона и Х.-Г. Гадамера. Образы как «гиперреальность»: культурные эффекты производства и потребления образов в медиа-теории Бодрийяра. Восприятие образов в контексте теории «перцептивного акционизма» Алва Ноэ. Проблематика образа и иконических объектов в культурной социологии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная письменная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Активность на семинарах + 0.25 * Контрольная письменная работа + 0.25 * Презентация + 0.25 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.7 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kulvicki, J. V. (2006). On Images : Their Structure and Content. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=215328

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Crowther, P. (2007). Defining Art, Creating the Canon : Artistic Value in an Era of Doubt. Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=191600