Бакалавриат
2020/2021
Введение в психологию
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Курс дает общее представление о предмете психологии, об истории ее становления как науки, об основных областях исследований в психологии. Рассматриваются гипотезы о происхождении психики и ее культурно-историческое развитие. Даются определения и вводятся основные подходы к анализу индивидуально-психологических особенностей и личности человека, его мотивационно-эмоциональных и познавательных процессов. С использованием аудиторных демонстраций изучаются основные закономерности человеческой психики.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления о предмете психологии, ее методах и месте в системе наук, об эволюции психики, а также базовых знаний о феноменах, изучаемых в психологии.
Планируемые результаты обучения
- Дает определение психологии и назвает ее отрасли.
- Различает научные психологические факты и представления из области житейской психологии
- Называет и характеризует основные методы психологического исследования
- Применяет основные положения культурно-исторической психологии к анализу психики человека и привести примеры социокультурной обусловленности психики
- Дает определения основных познавательных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воображение) и приводит примеры соответствующих феноменов.
- Называет основные классы феноменов восприятия, дает их определения и приводит примеры
- Дает объяснение основных типов иллюзий зрительного восприятия (иллюзии восприятия формы и размера, иллюзии восприятия движений, "предметные" иллюзии)
- Называет различные основания для выделения видов мышления и приводит примеры соответствующих феноменов
- Приводит примеры когнитивных искажений, стоящих за ограниченной рациональностью человека
- Обозначает основания для выделения видов памяти и приводит конкретные примеры феноменов, относящихся к разным видам памяти
- Описывает специфику процессов запечатления, хранения, извлечения и забывания информации в ультракратковременной (сенсорной), кратковременной (рабочей) и долговременной памяти и называет функции этих систем памяти
- Выделяет виды внимания и объясняет различия между ними
- Перечисляет свойства внимания и приводит примеры диагностических инструментов для их измерения
- Называет несколько вариантов оснований для классификации ощущений
- Различает и определяет понятия индивида, личности, индивидуальности
- Дает определения темперамента и характера, объясняет различия между ними, приводит примеры особенностей темперамента и черт характера, а также его акцентуаций
- Дает определения задатков и способностей, приводит примеры подходов к развитию способностей
- Приводит примеры трактовки личности в широком и узком смысле слова
- Называет разные подходы к выделению базовых потребностей человека, приводит примеры аргументов
- Дает определение воли с точки зрения разных подходов к ее анализу, приводит примеры
- Дает определение эмоции, называет основания для классификации видов эмоций, приводит примеры
- Дает определения основных психических состояний (тревога, фрустрация, стресс), формулирует условия их возникновения
- Раскрывает общую картину развития предмета психологии с момента её возникновения как науки
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями классической психологии сознания
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями бихевиоризма
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями психоанализа
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями гуманистической психологии, обозначает различия между гуманистической и экзистенциальной психологией
- Перечисляет основные задачи и владеет основными понятиями когнитивной психологии и когнитивной науки, может назвать основные дисциплины, входящие в состав когнитивной науки
Содержание учебной дисциплины
- Введение в общую психологиюПсихология как наука. Круг явлений психического. Представления о психике в донаучной психологии. Житейская и научная психология. Фундаментальная, прикладная и практическая психология. Отрасли психологии. Психология в системе наук о человеке. Методы психологии и методы смежных дисциплин в психологии. Нейронаука и психофизическая проблема.
- Становление предмета психологииА. Сознание как первый предмет психологии. Метод интроспекции. Классическая психология сознания (В. Вундт, Э. Титченер, У. Джеймс). Метафоры и свойства сознания. Кризис элементаризма и рождение гештальтпсихологии. Современные представления о сознании. Б. Поведение как предмет психологии. Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон), оперантный бихевиоризм (Б.Ф. Скиннер) и необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл). Понятие обусловливания. Законы научения. Критика бихевиоризма и рождение когнитивной психологии. Когнитивная наука как область междисциплинарных исследований познания. В. Бессознательное как предмет психологии: классический психоанализ З. Фрейда. Развитие психоанализа: А. Адлер и К.Г. Юнг. Критика психоанализа и рождение гуманистической психологии. Неосознаваемые процессы в психике и в познании.
- Происхождение и эволюция психикиГипотезы о происхождении психического. Этапы развития психики. Эволюция человеческой психики. Понятие высших психических функций (Л.С. Выготский) и их развитие. «Культурная нейронаука» как линия Выготского в современных когнитивных исследованиях.
- Мотивация и эмоцииА. Введение в психологию мотивации. Понятие потребности. Базовые потребности человека. Иерархия потребностей. Волевая регуляция личности. Б. Введение в психологию эмоций. Определение эмоции. Основные функции эмоций. Выражение эмоций. Психические состояния: тревога, фрустрация, стресс.
- Личность и индивидуальные различияЛичность в широком и узком смысле слова: разные подходы. Природный индивид, социальный субъект, личность как субъект культуры. Содержательные и инструментальные характеристики личности. Психология индивидуальных различий. Темперамент и характер. Акцентуации характера и психопатии. Способности и задатки. Проблема развития способностей.
- Познавательные процессы человекаА. Классификация познавательных процессов человека. Подходы к изучению познания в психологии. Б. Собственно познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Классификация ощущений. Механизмы и иллюзии восприятия. Мышление как решение задач: основные направления исследований. Эвристики мышления и когнитивные искажения. В. «Сквозные» психические процессы: память, внимание, воображение. Виды и механизмы памяти, экспериментальные исследования запоминания и припоминания. Виды, механизмы и ошибки внимания. Внимание как отбор и внимание как распределение ресурсов. Проблема многозадачности.
Элементы контроля
- Промежуточный тест 1
- Итоговый тест
- Коллоквиум по монографии
- Эссе по научной статье
- Промежуточный тест 2
- Присутствие на семинарских занятиях
- Самостоятельная работаСообщения по дополнительной литературе на семинарских занятиях
- Аудиторная работа на семинарских занятиях
- Промежуточный тест 1
- Итоговый тест
- Коллоквиум по монографии
- Эссе по научной статье
- Промежуточный тест 2
- Присутствие на семинарских занятиях
- Самостоятельная работаСообщения по дополнительной литературе на семинарских занятиях
- Аудиторная работа на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.18 * Аудиторная работа на семинарских занятиях + 0.4 * Итоговый тест + 0.054 * Коллоквиум по монографии + 0.12 * Присутствие на семинарских занятиях + 0.036 * Промежуточный тест 1 + 0.036 * Промежуточный тест 2 + 0.12 * Самостоятельная работа + 0.054 * Эссе по научной статье
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000
- Общая психология. Т.2, Кн.1: Субъект деятельности, , 2002
- Общая психология. Т.2, Кн.2: Субъект деятельности, , 2004
- Общая психология. Т.3, Кн.1: Субъект познания, , 2005
- Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения, Канеман, Д., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-06807-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-437723
- Величковский Б.Б. - Рабочая память человека. Структура и механизмы - ООО "Когито-центр" - 2015 - 247с. - ISBN: 978-5-89353-467-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109362
- Дружинин В. Н. - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-09236-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-427494
- Иванников В. А. - ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 234с. - ISBN: 978-5-534-00116-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-psihologiyu-433703
- Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 524с. - ISBN: 978-5-534-06919-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-442187
- Психология индивидуальных различий : хрестоматия, , 2008
- Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-424760
- Что такое психология. Т.1: ., Годфруа, Ж., 1999