Бакалавриат
2020/2021
Введение в нейронауки
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Дубынин Вячеслав Альбертович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Курс является кратким обзором современного состояния нейронаук (neuroscience), прежде всего, с точки зрения нейрофизиологии и нейробиологии поведения. Курс включает в себя базовую информацию о строении и функциях нервной системы как человека, так и основных экспериментальных животных, используемых в качестве моделей для изучения принципов работы мозга. Особое внимание в ходе курса уделяется тем областям наук о нервной системе, которые наиболее интенсивно развиваются в последние годы: молекулярной и эволюционной нейрофизиологии, нейровизуализации, молекулярной нейрофармакологии, моделированию нейронных сетей, нейроиммуноэндокринологии и др.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у обучающихся представление о том, как современная наука получает сведения о механизмах работы мозга
- Сформировать базовое понимание основ психических процессов
- Сформировать представление о взаимосвязи между психическими процессами и состоянием нервной системы
Планируемые результаты обучения
- Имеет представление об общих сведениях о строении нервной системы
- Представляет взаимное расположение и роль различных структур головного мозга
- Знаком с организацией спинного мозга, основными периферическими нервами
- Знает базовые принципы обработки и проведения информации нервными клетками на электрическом и химическом уровнях
- Знаком с организацией и работой синапса
- Имеет представление о медиаторах нервной системы как вещества, отвечающие за передачу информацию в синапсах
- Различает важнейшие группы психотропных препаратов – молекул, имитирующих действие медиаторов
- Понимает механизмы формирования привыкания и зависимости
- Имеет представление о регуляции витальных процессов в организме человека
- Понимает роль головного мозга в управлении высшими психическими функциями
- Знает о взаимодействии мозга и сенсорных систем, двигательных систем
Содержание учебной дисциплины
- Общий обзор строения нервной системы на уровне макроструктур.Морфология и функции спинного мозга, продолговатого мозга и моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга, больших полушарий.
- Обзор молекулярного и клеточного уровней организации нервных клеток и нервной ткани.Значение углеводов, липидов, белков. Строение нейронов, функции дендритов и аксонов. Нейроглиальные клетки.
- Электрические свойства нервных клеток.Потенциал покоя, его возникновение, роль белков-насосов. Потенциал действия (ПД), роль ионов натрия и калия. Распространение ПД по нейрону. Местные анестетики.
- Строение и функционирование синапсов.Жизненный цикл медиатора: синтез, выброс из аксона, влияние на белки-рецепторы и др. Агонисты и антагонисты медиаторов как основа создания психотропных препаратов.
- Ацетилхолин (Ацх), его роль в центральной и периферической нервной системе.Ацх и мышечные сокращения. Ацх и парасимпатическая (трофотропная) нервная система. Никотин и никотиновая зависимость. Миастения.
- Норадреналин (НА) и стресс.НА и симпатическая (эрготропная) нервная система. Агонисты и антагонисты НА – важнейшие группы лекарственных препаратов, действующих на внутренние органы. Функции НА в головном мозге. Эфедрин.
- Глутамат и ГАМК – главный возбуждающий и главный тормозный медиаторы нервной системы.Эффекты агонистов и антагонистов глутамата и ГАМК. Эпилепсия, ее диагностика и лечение. Транквилизаторы.
- Дофамин и серотонин: важнейшие медиаторы психоэмоциональной сферы.Шизофрения и нейролептики. Психомоторные стимуляторы (амфетамины, кокаин). Депрессия и антидепрессанты. Галлюциногены (ЛСД и др.).
- Основные группы медиаторов-пептидов.Энкефалины и эндорфины: контроль боли и положительных эмоций. Морфин – анальгетик и наркотик; героин. Субстанция Р и воспаление. Окситоцин и привязанность. Семакс и селанк.
- Аденозин и кофеин. Глицин. Анандамид и каннабиноиды.Гистамин как медиатор нервной системы. Алкоголь и механизмы его действия на нейроны; алкогольная зависимость. Факторы роста нервов и их роль в развитии мозга.
- Мозг и гомеостаз (поддержание постоянства внутренней среды организма): значение для общего уровня здоровья и долголетия.Мозг и дыхание; мозг, сердце и сосуды; центры сна и бодрствования головного мозга.
- Мозг и биологические потребности.Роль гипоталамуса и базальных ганглиев. Центры голода и жажды, страха и агрессии, полового поведения и др. Центры положительных и отрицательных эмоций головного мозга.
- Мозг и процессы обучения.Кратковременная память, долговременная память и модификация синапсов. Механизмы ассоциативного и неассоциативного обучения. Роль гиппокампа и новой коры больших полушарий.
- Речевые центры головного мозга, их формирование у ребенка; речевое обобщение.Роль ассоциативной теменной и ассоциативной лобной коры. Механизмы принятия решений, их визуализация с помощью фМРТ. Роль поясной извилины.
- Принципы работы сенсорных систем.Строение и деятельность сетчатки и зрительных центров головного мозга. Улитка (внутреннее ухо) и слуховая система. Механизмы восприятия и передачи боли. Ненаркотические анальгетики.
- Мозг и управление движениями.Рефлексы спинного и головного мозга; локомоция (шаг и бег). Произвольные движения и моторная кора больших полушарий. Автоматизация движений и двигательное обучение (мозжечок и стриатум).
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.2 * Доклад 1 + 0.6 * Письменное тестирование + 0.2 * Посещаемость
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Доклад 2 + 0.5 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.25 * Финальная контрольная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Сергеев И. Ю., Дубынин В. А., Каменский А. А. - ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 1 НЕРВНАЯ СИСТЕМА: АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОФАРМАКОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 393с. - ISBN: 978-5-9916-8578-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-i-zhivotnyh-v-3-t-t-1-nervnaya-sistema-anatomiya-fiziologiya-neyrofarmakologiya-433616
- Сергеев И. Ю., Дубынин В. А., Каменский А. А. - ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 2 КРОВЬ, ИММУНИТЕТ, ГОРМОНЫ, РЕПРОДУКЦИЯ, КРОВООБРАЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 258с. - ISBN: 978-5-9916-8760-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-i-zhivotnyh-v-3-t-t-2-krov-immunitet-gormony-reprodukciya-krovoobraschenie-433631
- Сергеев И. Ю., Дубынин В. А., Каменский А. А. - ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 3 МЫШЦЫ, ДЫХАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ПИЩЕВАРЕНИЕ, ПИТАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 211с. - ISBN: 978-5-9916-9077-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fiziologiya-cheloveka-i-zhivotnyh-v-3-t-t-3-myshcy-dyhanie-vydelenie-pischevarenie-pitanie-433696
- Фонсова Н. А., Сергеев И. Ю., Дубынин В. А. - АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 338с. - ISBN: 978-5-9916-3504-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/anatomiya-centralnoy-nervnoy-sistemy-433561